Вероятностное образование (А.М. Лобок)

Идея: Сформировать авторскую позицию ребенка в культуре. Помочь ребенку обрести способность заявить себя в мире культуры и вести с ней диалог. Развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры, прежде всего лингвистике и математике. Сформировать у младшего школьника письмо как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).

Концептуальные положения: Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ. Суть образования есть насилие. Ребенок ценен своим индивидуальным своеобразием. Образование – это мир, стоящий между личностью ребенка и взрослого; это древнейшее порождение цивилизации есть насилие над личностно-индивидуальным бытием человека. Ценность образования в том, что именно оно представляет собой поле, на котором вызревает в ситуации личностного протеста «Я»-концепция личности. Принимая феномен образования как совершенно гениальное культурное изобретение и как неизбежное зло, необходимо научиться эффективно и с наименьшими потерями взаимодействовать с ним.

Процесс: Первая проблема, проблема входа в образование – начальная школа. Здесь происходит радикальное изменение позиции ребенка: от своей логики взаимоотношений с миром, от своего «Я» перейти, принять логику иную, чуждую, лишенную свободы выбора, логику образования.

Подлинным основанием мышления является не понятие, а образ, и именно он является основным предметом описываемой технологии. Начальная школа – это то звено, в рамках которого закладываются прежде всего образно-интуитивные механизмы мышления, и лишь на следующем этапе наступает время формирования собственно понятийных структур

Обучение организуется на основе принципа вероятности. Под вероятностью понимается:

1) степень возможности осуществления события, которое может произойти или не произойти (вероятность достоверного события = 1, невозможного = 0);

2) фундаментальный принцип самой жизни, в которой каждое событие совершается с какой-то степенью неопределенности (вероятности).

Потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто-либо другой не может предсказать результат. В учебном процессе (уроке) нельзя предсказать те моменты, в которых происходит «встреча» ребенка с культурой. Отрицание жесткой плановости урока, допущение определенной вероятности тех или иных событий в нем. Вероятностный подход к учебному процессу означает:

• искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;

• ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;

• учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики.

Особенности обучения не в том, чтобы транслировать знания, а во множественных проблематизациях, максимально провоцирующих ребенка на самостоятельное движение в пространстве культуры.

Обучение детей с различным уровнем готовности к школе. Центром образовательного пространства является не урок-схема (трансляция или репродуцирование), а урок-событие, урок-акт культуры, урок-текст культуры.

Особенности урока. Атмосфера смехового, каламбуристического обыгрывания ситуаций. На уроке ученики обретают уверенность в себе. Культ черновика (все, что написано, сохраняется и дорабатывается), создание «сверхценного» отношения к черновику. Отметки отсутствуют. Атмосфера восприятия ошибки как нормы.

Коммуникативное обучение иноязычной культуре (Е.И. Пассов).В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку.

Идея: Обучение иноязычному общению с помощью способов коммуникации и приемов общения, специфичных для иноязычной культуры. Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. Язык – средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Процесс обучения организуется на основе следующих принципов:

1. Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Путь «от грамматики к языку» порочен. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались не слова, а речевые единицы. Функциональность предполагает, что они усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу: подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы усвоить язык, нужно изучать не его, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т. д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, она всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой – нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т. д.

6. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому нужно отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.

8. Упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В них, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, то есть упражнениями в общении. Е.И. Пассов выстраивает два ряда упражнений: условно-речевые и речевые. Условно-речевые – это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени. Речевые упражнения – это пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование. Соотношение обоих типов упражнений подбирается индивидуально. При партнерских отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как исправлять ошибки. Это зависит от вида работы.

9. Пространство общения. Методика «интенсива» требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную языковую среду.

Результат: Коммуникативное обучение иноязычной культуре носит общедидактический характер и может быть применено в обучении любым предметам. Оно способствует развитию эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, мотивации аффилиации, способности ориентироваться в ситуациях разного рода и принимать решения, соответствующие позиции личности.

* * *

Общее во всех авторских школах – это условия протекания процесса обучения: отношения школьников к самим себе, друг другу, к учителю, учителя к самому себе и к учащимся. В связи с этим, выясним, какими сами учителя хотели бы быть? Какой он – «идеал» учителя?

Суммируя многие мифы, можно сказать, что идеально хороший учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Как видим образ «хорошего» учителя начинает терять человеческие черты, становясь похожим на ангела, потому что невозможно воплотить их в жизнь.

Психологи предлагают другую модель хорошего учителя. Хороший учитель – это счастливый учитель. Для этого необходимо создать соответствующие отношения с учениками. Как известно, нет плохих людей – есть плохие отношения. Каждый учитель это понимает и стремится быть тонким, добрым и т. п. – и «ученики садятся на голову!». Когда же он пытается поддержать порядок, то теряет контакт с детьми. Середину найти очень трудно, и учитель вынужден поворачиваться к классу то светлой, то темной стороной. В результате дети никогда не знают, чего ждать от него в следующую минуту, что, естественно, не способствует теплым отношениям. Психологи утверждают, чтобы быть счастливым, учителю нужно пытаться создать свои отношения с детьми, характеризующиеся:

1. Открытостью, т. е. практически полным отсутствием манипуляций при ясности целей действий обеих сторон.

2. Взаимозависимостью каждого участника педагогического процесса в отличие от прежней полной зависимости ученика от преподавателя.

3. Правом на аутентичность каждого члена класса, включая учителя.

4. Возможностью удовлетворять основные межличностные потребности в классе и заботиться о том, чтобы они именно так и удовлетворялись.

По сути, все авторские школы используют идею сотрудничества. Оно трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). Таким образом, основа учительского счастья – в сотрудничестве с учениками и своими коллегами.

Модуль «Инновации в образовании. Авторские школы»

Основные понятия:инновации в образовании, инновационный процесс, инновационная деятельность, авторская школа.

Требования к усвоению понятий:

– иметь представление об инновации в образовании и инновационном процессе;

– знать сущность инновационной деятельности;

– иметь представление о сущности авторской школы, о классификациях авторских школ;

– знать наиболее известные авторские школы, давать их характеристику.

Содержательный блок

Дидактический аспект:инновация – новое в определенном виде деятельности, инновации в образовании – в широком смысле внесение нового (нововведение), изменение, совершенствование и улучшение существующего в педагогической системе, имманентная характеристика образования. Инновационный процесс – сложное динамическое новообразование, совокупность последовательных действий (генезис инновации, деятельностная и содержательная инновации, организационно-управленческая инновация и жизненно-личностный рост). Структура инновационного процесса: возникновение инновационной идеи, организация и протекание инновационного процесса в ходе поиска нового продукта; получение инновационного результата-новшества; верификация нововведения в общественный опыт; адаптация нового в реальной практике. Вариативная его структура: идея – процесс – результат. Инновационная деятельность – разработка и реализация различных инновационных образовательных программ; основные функции – прогрессивные изменения педагогического процесса и его компонентов. Авторская школа – это отражение личностного характера автора новшества в идее, концепции, технологии.

Психологический аспект:инновационная деятельность активизирует психические процессы педагога, требует проявления способностей (креативных, познавательных и др.).

Методический аспект:каждый педагог осуществляет инновационную деятельность, реализуя свой потенциал и средства, поэтому новшество (идея, концепция, технология) характеризуется своим состоянием.

Задания

1. Составьте схему связей категории инновации с родственными понятиями, рассмотренными в главе. Модифицируйте схему, исключив менее значимые понятия и связи и дополнив ее другими, с вашей точки зрения наиболее важными.

2. Используя материалы фестивалей-конкурсов сети ФЭП (См.: Управление школой: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000): а) выделите в дополнение к перечисленным элементам классификации инноваций по содержанию идей другие элементы; б) подберите примеры инноваций к каждому типу классификаций; в) предложите свои способы классификации инноваций.

3. Дополните список классических авторских школ краткими описаниями не упомянутых в главе идей, школ.

4. Используя архивные, исторические и другие документы, проследите этапы развития и становления конкретной авторской школы. То же задание можно выполнить по отношению к учебному заведению, в котором вы обучаетесь в настоящее время, к вашему факультету или специализации.

5. Систематизируйте школы вашего района (города) по каким-либо критериям и признакам, связанным с инновациями в образовании.

6. Проделайте сравнительный анализ систем образования, сложившихся в двух или более школах разных типов.

7. Изучите и систематизируйте выборку знакомых учителей по каким-либо критериям и признакам, связанным с инновациями в образовании.

8. Проанализируйте модель выпускника конкретной школы. Оцените ее соответствие современному состоянию общества, образовательной парадигме или другим значимым критериям. Оцените степень ее воплощения в выбранной вами школе. Сопоставьте модели выпускника, разработанные и используемые в разных школах.

9. Составьте и обоснуйте программу развития готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Какие упражнения вы включили бы в эту подготовку? В каком порядке? Почему?

10. Составьте библиографический список наиболее удачных публикаций по теме «Инновации в образовании» с краткими аннотациями источников. Обоснуйте ваш выбор.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

• Что такое инновация?

• Что характеризует инновации в образовании?

• Какие понятия являются близкими к понятию «инновации»?

• Каковы существенные признаки инновационного процесса?

• Что такое инновационная деятельность?

• Что такое авторская школа?

• Какие авторские школы вы знаете?

Литература

Амонэшвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000.

Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология: психология развития творческой личности взрослого человека. В 2-х тт. Минск, 1998.

Гребенюк О.С., Зайцев В.В., Саранов A.M. Технология разработки программы инновационной школы. Волгоград, 1997.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, 1995.

Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.

Саранов A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе. Волгоград, 1999.

Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Школа сотрудничества: Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. М., 2000.

Наши рекомендации