Управление профессиональной ориентацией учащихся
Программа профориентационной работы
Цель программы:
- Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.
-Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.
Задачи программы:
- скоординировать работу учителей - предметников по выявлению, развитию способностей;
-скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу МО классных руководителей;
- разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию;
-обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности,
-сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ УЧАЩИХСЯ
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей.
Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.
В поиске направлений совершенствования прфориентационной работы
значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.
Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников школы.
Обязанности директора:
· направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
· создать и организовать работу школьного совета профориентации;
· постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;
· учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;
· контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;
· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы по профориентации;
· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации.
Обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
· создать учебно-методическую базу по профориентации;
· организовывать и проверять деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;
· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;
Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:
· разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;
· организовывать и проверять деятельность классных руководителей по профессиональной ориентации;
· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы классных руководителей;
· организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;
· организовать проведение профориентационной работы с родителями школьников;
· привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;
· осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов трудоустройства;
· организовывать встречи с работниками профессиональных учебных заведений, успешными студентами-выпускниками школы, представителями различных профессий;
· способствовать активному участию учащихся в работе предметных и технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;
· организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением достижений науки и производства через использование ТСО.
Обязанности классного руководителя:
· глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;
· на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;
· работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;
· проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
· обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.
Обязанности учителей-предметников:
· предусмотреть в календарно-тематических планах ознакомление учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;
· изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;
· использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы.
Обязанности библиотекаря школы:
· регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии;
· изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу, помогающую в выборе профессии;
· организовывать выставки книг, посвящённые профессиям и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание
- Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Принципы профориентационной работы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).