Управление профессиональной ориентацией учащихся

Программа профориентационной работы

Цель программы:

- Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.

-Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно - ориентированного подхода.

Задачи программы:

- скоординировать работу учителей - предметников по выявлению, развитию способностей;

-скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу МО классных руководителей;

- разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию;

-обеспечить удовлетворение учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе.

- сформировать положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной дея­тельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности,

-сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ УЧАЩИХСЯ

Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.

В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей.

Однако, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной школы страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

В поиске направлений совершенствования прфориентационной работы

значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.

Профориентационная работа должна охватывать всех педагогических работников школы.

Обязанности директора:

· направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;

· создать и организовать работу школьного совета профориентации;

· постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;

· учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;

· контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;

· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы по профориентации;

· в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации.

Обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе:

· создать учебно-методическую базу по профориентации;

· организовывать и проверять деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;

· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;

Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:

· разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;

· организовывать и проверять деятельность классных руководителей по профессиональной ориентации;

· собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы классных руководителей;

· организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;

· организовать проведение профориентационной работы с родителями школьников;

· привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;

· осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов трудоустройства;

· организовывать встречи с работниками профессиональных учебных заведений, успешными студентами-выпускниками школы, представителями различных профессий;

· способствовать активному участию учащихся в работе предметных и технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;

· организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением достижений науки и производства через использование ТСО.

Обязанности классного руководителя:

· глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;

· на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;

· работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;

· проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;

· обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.

Обязанности учителей-предметников:

· предусмотреть в календарно-тематических планах ознакомление учащихся с профессиями и отраслями народного хозяйства в процессе изучения программного материала и во внеурочной работе;

· изучать и развивать интересы, склонности и способности каждого ученика;

· использовать во внеклассных мероприятиях элементы профориентационной работы.

Обязанности библиотекаря школы:

· регулярно подбирать литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии;

· изучать читательские интересы учащихся и рекомендовать им литературу, помогающую в выборе профессии;

· организовывать выставки книг, посвящённые профессиям и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не­обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизи­ческих характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руково­дителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиоте­карем, медицинского работника.

Основными направлениями профориентационной работе в шко­ле являются:

- Профессиональная информация.

- Профессиональное воспитание

- Профессиональная консультация

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекоменда­ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы ра­боты как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изу­чение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкети­рование, составление психолого-педагогических характеристик уча­щихся.

Формы работы:

- профориентационные уроки;

- экскурсии;

- классный час по профориентации;

- встречи со специалистами;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Принципы профориентационной работы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).

Наши рекомендации