Описание методики и результатов диагностики патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста
Диагностика уровня патриотической воспитанности учащихся начальной школы.
Методика «С чего начинается Родина», автор Л.М. Фридман.
Испытуемые: ученики в возрасте 9-10 лет, в количестве 20 человек
Цель: изучить уровень патриотической воспитанности учащихся начальной школы.
Таблица 1
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2.Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой поселок, семью, школу. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой Родине. | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям села 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями села 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает неуважителен к своим землякам. |
4. Служение своими силами. | 3 – участвует в делах на службе малому Отечеству при организации и поддержке учителей, проявляет инициативу при организации дел 2 – участвует в организованных другими делах на службе малому Отечеству 1 – неохотно принимает участие в делах служения малой родине. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других 2 – участвует в делах класса и школы 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей:
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности
«2» -хороший уровень
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно. При проведении методики используются следующие формы:
- наблюдение педагогом
- беседа
- мини-сочинения.
Через данные формы проведения методики я проанализировала получившиеся результаты. Максимальное количество баллов, которые мог заработать испытуемый 15. Из группы в 20 человек выше среднего баллы (10б.) набрали лишь 12 учеников, 5 учеников получили 7 - 8 баллов и 3 испытуемых набрали всего 6 баллов.
По этим данным мы можем сделать выводы об уровне патриотической воспитанности у учеников класса. Описание уровней патриотической воспитанности приведенный ниже в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни | Критери |
Высокий уровень (12 учеников) | Ученик может объяснить основные понятия «патриотизм», «патриот», «государство» и др. Знает хорошо историю России и малой Родины, участвует в исследовательской работе. Знает историю государственной символики. Знает русских писателей и героев своего времени. Любит свою родину, гордится ею. Активно участвует в социально-значимой деятельности. Умеет быть толерантным, считает себя патриотом. |
Средний уровень (5 учеников) | Среднее владение понятиями: «патриотизм», «патриот», «государство» и др. Интересуется историей своей страны и малой Родины. Проявляет общественную активность с удовольствием, участвуют в различных делах на благо общества. Хорошо работает в группе. Проявляет интерес к истории России и Нижнего Тагила. |
Низкий уровень (3ученика) | Неохотно участвует в общественных делах школы. Не любит трудиться не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает неуважителен к своим землякам. |