Требования к организации досуга молодежи.
Прежде всего необходимо подходить к организации досуга, как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке. Наиболее рельефно социальная ценность молодежного досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия. В этих словах, формулирующих жизненную задачу каждого, в особенности молодого человека, выражен идеал нашего общества - всесторонне, гармонически развитая личность. Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей. Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития. Значение данной потребности чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Если он не приучен ставить перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом. Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека - вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Второе требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. С помощью каких же средств достигаются названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг-это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений. Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где таки поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.
Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению молодежного досуга, полная его де алкоголизация. Ни один вид досуга недолжен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков. Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры. Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту - спортивные клубы, секции, группы здоровья.
Изучение теоретических аспектов организации молодежного досуга привело к следующим выводам:Молодежь - не саморазвивающаяся система, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями в обществе. Проблема свободного времени молодежи волнует в настоящее время всех: ученых и практиков, представителей государственной власти, родителей и т.д. В наше время необходимо так организовать досуг молодежи, чтобы он мог заинтересовать, увлечь молодого человека, раскрывать его таланты и направлять его мысли на позитив. Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п.
Молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:
- преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;
- повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;
- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;
- обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды;
- самоопределение в сфере любительских занятий, досуго-вых интересов, стиля самовыражения;
- формирование особых молодежных субкультур.
Результативность воспитательной деятельности и формирование ценностных ориентаций достигается через решение таких взаимосвязанных задач, как:
1. Использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом для становления, функционирования и развития системы воспитательнойработы в современных условиях, их сочетание с поиском новых форм и направлений;
2. изучение интересов, динамики ценностных ориентации студентов как основы планирования воспитательной работы;
3. восстановление практики планирования воспитательной работы и ее совершенствование на уровне всех субъектов образовательного процесса деятельности (университетском, факультетском, кафедральном, индивидуальном);
4. создание организационной структуры, координирующей воспитательную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;
5. создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) наиболее активных преподавателей и студентов-организаторов воспитательной деятельности;
6. реализация в системе воспитательной работы возможностей студенческого самоуправления;
7. установление договорных отношений между администрацией и подразделениями университета, заключение договоров-заказов на проведение наиболее важных воспитательных мероприятий;
8. сочетание работы по направлениям с выполнением целевых воспитательных программ;
9. формирование и развитие материально-финансовой базы воспитательной работы;
10. совершенствование подсистемы управления воспитательной деятельностью;
11. реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение роста профессионализма организаторов воспитательной работы: преподавателей, студентов-общественников, штатных сотрудников-специалистов, кураторов академических групп;
12. модернизация действующих и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие воспитательной системы;
13. осуществление действенного контроля за содержанием воспитательной работы, использованием его результатов для корректировки планов и решений, для повышения ее эффективности.