Периоды развития организма (Возрастная периодизация)
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ
(ФИЗИОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ)
Определение возрастной физиологии
1. Возрастная физиология— наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития).
2. Возрастная физиология — раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития организма в процессе онтогенеза.
Основные понятия возрастной физиологии
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.
Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).
Онтогенез | |
пренатальный - с момента зачатия и до рождения ребенка (280 дней) | постнатальный - от момента рождения до смерти человека |
периоды: зародышевый (до 8 недель), плодовый | периоды: ранний, зрелый и заключительный (период старения). описаны возрастной периодизацией |
Рост – увеличение длины, объема и массы тела.
Рост осуществляется за счет процессов:
- гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул,
- гипертрофии – увеличения размеров клеток.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых нервных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.
Закономерности роста и развития:
1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.
2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен.
3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса - осенью.
4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает "взрослых" параметров.
5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.
6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.
Периоды развития организма (Возрастная периодизация)
Возрастные периоды | Продолжительность периодов | Характеристика |
Новорожденность | 1-10дней | вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. |
Грудной возраст | 10 дней – 1 год | переходом к питанию «зрелым» молоком; наибольшая интенсивность роста, по сравнению с остальными периодами жизни; длина тела увеличивается в 1,5 раза, масса тела – в 3 раза; в 1-й мес. начинает улыбаться взрослых; с 6 мес. прорезываются молочные зубы, пытается ползать на четвереньках; в 8 мес. - попытки ходить, к году обычно ходит. |
Раннее детство | 1-3 года | Конец второго года - заканчивается прорезывание зубов; после 2 лет годичные приросты размеров тела уменьшаются |
Первое детство | 4-7 лет | с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. До 7 лет - периодом нейтрального детства (мальчики и девочки почти не отличаются размерами и формой тела). |
Второе детство | 8-12 лет (мальчики) | выявляются половые различия в размерах и форме тела; начинается усиленный рост (темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков); усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек), начало развития вторичных половых признаков. |
8-11 лет (девочки) | ||
Подростковый возраст | 13-16 лет (мальчики) | период полового созревания (пубертат); увеличение скоростей роста – пубертатный скачок; У мальчиков наибольшие прибавки в длине – с 13 до 14 лет, прибавка в массе тела – с 14 до 15 лет; интенсивное половое созревание; более продолжителен пубертатный период, сильнее выражен пубертатный скачок роста. |
12-15 лет (девочки) | У девочек наибольшие прибавки в длине тела с 11 до 12 лет, по массе тела – с 12 до 13 лет; менее продолжителен пубертатный период, меньшее выражен пубертатный скачок роста. | |
Юношеский возраст | 17-21 год (юноши) | заканчивается основной рост и формирование организма, все размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины. |
16-20 лет (девушки) | ||
Зрелый возраст І период | 22-35 лет (мужчины) | форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. |
21-35 лет (женщины) | ||
ІІ период | 36-60 лет (мужчины) | |
36-55 лет (женщины) | ||
Пожилой возраст | 61-74 года (мужчины) | постепенные инволютивные изменения организма |
56-74 года (женщины) | ||
Старость | 75-90 лет (мужчины и женщины) | |
Долгожительство | 90 лет и выше |
3. Сенситивные (критические)периоды развития детей и подростков
1. Время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;
2. Момент слияния половых клеток – оплодотворение;
3. Имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4. Формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5. Стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6. Формирование функциональных систем организма и дифференцирование
мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7. Момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8. Период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9. Подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.