Методические рекомендации к изучению темы модуля. 1. Диагностика речевого развития детей в педагогичесом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы для изучения.

1. Диагностика речевого развития детей в педагогичесом процессе дошкольного образовательного учреждения.

2. Значение диагностики уровня развития речи детей для осуществления личностно-ориентированного подхода к формированию речевой деятельности дошкольников.

3. Организационные основы диагностического обследования речи детей.

4. Диагностические методики изучения разных сторон детской речи.

5. Индивидуальные речевые характеристики.

6. Коррекция речевого развития детей.

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.

Репродуктивные задания.

1. Подготовить устное сообщение по книге под ред. А.С.Ушаковой «Диагностика речевого развития дошкольников» (литер. источник 2).

2. Обследовать разные стороны речи (лексическую, грамматическую, произносительную) одного ребенка, предложить коррекционную программу речевого развития.

Творческие задания.

1. Разработать диагностическую программу обследования одной из сторон детской речи (лексической, грамматической или произносительной), реализовать ее в одной из возрастных групп. Представить результаты диагностики и рекомендации к совершенствованию речи детей (письменно). Диагностические методики смотреть в источниках 1,2,5.

2. Разработать план методических мероприятий с педагогическим коллективом ДУ по изучению разных аспектов этой малоразработанной проблемы.

3. Представить сравнительный анализ современных диагностических методик обследования детской речи в таблице:

    Автор     Название методики Достоинства (достоверность данных, затраты времени, трудоемкость, доступность, привлекательность для детей и др.)     Критические замечания
       

Вопросы-задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы.

1. Кто из ученых разрабатывал проблему диагностики детской речи, насколько, на ваш взгляд, она обеспечена методически?

2. Назовите литературные источники, содержащие диагностические методики изучения разных сторон речи детей.

Литература

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ.сред пед. учеб. заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 160 с.

2. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Изд. центр «Академия». 1997. – 140 с.

3. Любина,Г.А. Детская речь / Г.А.Любина. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 22 с.

4. Ушакова, О.С. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С.Ушакова, Е.И.Струнина. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.

5. Юртайкина,Т.М. Методика обследования речевого развития детей / развитие речи дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1990. – С.127-136.

Тема 2. Планирование и учет работы по развитию речи детей в ДОУ.

Программа темы.

Значение прогнозирования и планироваия педагогической деятельности по развитию речи детей. Принципы планирования работы по развитию речи. Виды планирования. Требования к перспективному и календарному планам работы. Содержание планирования по развитию речи детей. Индивидуальная работа с детьми в планах воспитателя. Комплексный подход к планированию работы по развитию речи.

Учет работы по развитию речи детей. Вариативность учета. Содержание учета как отражение индивидуальных успехов детей в освоении программы речевого развития.

Методические рекомендации к изучению темы модуля.

Вопросы для обсуждения.

1. Принципы и условия успешного планирования речевой работы.

2. Планирование занятий по развитию речи.

3. Планирование работы по развитию речи детей в разных видах

деятельности.

4. Комплексный подход к планированию речевой работы.

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.

Репродуктивные задания.

1. Составить тезисы по литературному источнику 1, акцентировав внимание на материале, отражающем содержание темы.

Творческие задания.

1. Сделать анализ календарного плана работы по развитию речи детей в одной из возрастных групп на месяц (письменно). Вопросы к анализу:

§ учет принципов планирования;

§ соответствие планируемых задач и содержания речевой работы требованиям программы;

§ подбор занятий по развитию речи;

§ комплексный подход к планированию;

§ разнообразие методов и приемов развития речи.

2. Составить календарный план на одну неделю с включением разнообразных видов речевой работы с детьми (средний, старший дошкольный возраст).

Вопросы-задания для самоконтроля качества усвоения программного материала темы.

1. Какие виды планирования работы по развитию речи используются в дошкольном учреждении?

2. Каковы требования предъявляются к учету работы по развитию речи детей?

Литература

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ.сред пед. учеб. заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 160 с.(С.82-90).

2. Житко, И.В. Планирование работы дошкольных учреждений /И.В.Житко. О.П.Жыхар, З.В.Кощеева, А.М.Сташенкова. – Мн.: Технология, 2001. – (С.5-43).

3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и др. –Минск: НИО, Аверсэв, 2010 – 320 с.

4. Работаем по программе «Пралеска» - Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.

5. Рудзік, В.С. Планаванне работы па развіцці маулення дашкольнікау у вольны ад заняткау час: дапаможнік для педагогау / В.С.Рудзік. – Мазыр: Белы Вецер, 2006. – 100 с.

6. Старжынская, Н.С. Методыка развіцця роднай мовы: вучэб. дапаможнік / Н.С.Старжынская, Дз.М.Дубініна. – 2-е выд., выпраул. – Мінск: Выш. школа, 2008. – 301 с.

Наши рекомендации