Воспитание как педагогическая категория включает в себя понятия
Воспитание | Обучение | Образование |
> воспитание как воспи тательный процесс > воспитание как сторо ны, направления воспи тательной работы: эстетическое, нравственное, экологическое, трудовое, половое и т. д. > воспитание как резуль тат и качество педаго гического взаимодейст вия | обучение— целе-направленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека | образование— как процесс и результат по уровню образования ♦ дошкольное; ♦ начальное общее; ♦ основное общее; ♦ общее среднее (полное); ♦ высшее; по структуре образования ♦ стихийное; ♦ формальное (организо ванное); по содержанию образования ♦ общее; ♦ профессиональное; ♦ специальное |
Примечание: понятие «образование как система» входит в объём понятия «воспитание как общественное явление».
Категория «формирование»
Формирование как общесоциальная категория Процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды | |||
Формирование как педагогическая категория Целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения (близко по значению понятию воспитание). Создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т. п. (как организаторская деятельность педагога в педагогическом процессе) | |||
Формирование как результат развития человека Человек рождается без знаний и умений. В процессе воспитания, образования и обучения приобретаются необходимые знания, умения, навыки, происходит становление мотивов поведения, убеждений, отношений и т. п. Человеку придаётся определённая социальная «форма», целостность | |||
I
Основные вопросы педагогики
Вопрос | Аспект в педагогике |
Для чегонеобходимы воспитание и обучение и какие цели и задачи решают? | Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе |
Кто и радикого осуществляет воспитание и обучение? | Субъекты педагогического процесса (субъекты воспитания: личность, семья, школа, общество, государство) |
Чему учитьи какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? | Содержание воспитания и обучения (содержанием в общем виде выступает культурав самом широком понимании) |
Как учить? | Методы, средства, формы обучения и воспитания и общие принципиальные подходы к их разработке |
Где учить и воспитыватьи какими должны быть существующие в стране педагогические системы и образовательные модели? | Система, виды и формы образования |
Кому и как управлятьсистемой образования? | Управление педагогическими системами и образовательными моделями, кадры для выполнения этих задач |
И |
Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия (Дж. Вашингтон).
Правильно руководить юношеством — это значит также создавать и преобразовывать государство (И. В. Андреэ).
Направления развития педагогики
Народная педагогика | Традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п. |
Педагогические идеи в русле философских и религиозно-философских произведений | Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. |
Педагогические взгляды и теории в рамках философско-педа-гогических учений | Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др. |
Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины | Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Су-хомлинский, Ш. А. Амонашвили и др. |
И |
Все направления педагогики взаимосвязаны и развиваются в современном педагогическом знании.
Цель воспитания
Цель воспитания— теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отнопгению к жизни.
О |
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации (в этом проявляется диалектика цели воспитания).
Цель воспитания — задается обществом, государством или отдельными социальными группами.
Цель воспитания — то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет его направление, содержание, формы и методы воспитания (в этом проявляется функциональное назначение цели).