Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным (период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Развиваются все анализаторы – зрительные, логические, словесные. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.

Познавательно-исследовательская деятельность(ознакомление с миром природы)

Пояснительная записка

На сегодняшний день развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда. У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы.

Цель:формирование начальной экологической компетенции.

Задачи:

Ø расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Ø закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Ø продолжать знакомить с комнатными растениями.

Ø расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Ø расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме

Ø познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).

Ø познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых .

Ø формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Ø знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Ø использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Ø формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Ø учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Ø учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Ø показать взаимодействие живой и неживой природы.

Ø рассказывать о значении солнца и воздуха и воды в жизни человека, животных и растений.

Ø развивать память, логическое мышление, внимание, тонкую моторику рук;

Ø воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе.

Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5-6лет) рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Месяц, тема Количество часов
Всего Теория Практика
Мониторинг.  
Времена года  
Сезонные изменения в природе  
Растительный мир  
Животный мир  
Воздух и вода  
Космос  
День Земли  
Правила безопасности в природе  
Итоговое занятие  
  Итого:  

По окончании обучения дети овладеют следующими экологическими компетенциями:

будут знать:

об овощах и фруктах, лесных растениях, условиях, необходимых для их роста;

о диких и домашних животных, птицах;

некоторых представителей классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых;

о значении воздуха и воды в природе и жизни человека;

о смене времён года и сезонных изменениях в природе;

о правилах безопасности в природе и природоохранных мероприятиях;

о способах укрепления своего здоровья в процессе общения с природой;

о взаимодействии живой и неживой природы;

о значении космоса в жизни человека и природы;

Будут уметь:

различать по внешнему виду растения, животных и птиц;

ухаживать за растениями в уголке природы;

отмечать, анализировать результаты наблюдений за сезонными изменениями в природе

У обучающихся будут развиты соответственно возрасту:

память, логическое мышление, внимание, тонкая моторика рук.

Будут воспитаны:

патриотизм, бережное отношение к природе.

Календарно-тематическое планирование к курсу «Ознакомление с миром природы».

месяц неделя дата Тема Задачи Источник информации Примечание
сентябрь   ФЦКМ (природное окружение) : «Золотая осень»   Закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)      
  ФЦКМ (природное окружение):«Во саду ли, в огороде: овощи фрукты»   закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия овощей и фруктов, значение характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений; дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению; учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Что летом родиться, зимой пригодиться»   обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке; рассказать о пользе овощей и фруктов; их заготовке - консервирование, соление, приготовление варения, компотов и соков.; воспитывать бережное отношение к природе, к труду взрослых.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 )    
  ФЦКМ (природное окружение): «Гуляй, да присматривайся»   познакомить с народным календарем; приобщать к русской народной культуре; активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, ненастье, непогода, обогащать словарь старинными названиями месяцев   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 )      
октябрь   ФЦКМ (природное окружение):«Как выращивают хлеб?»   Закреплять знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей выращивающих хлеб; рассказать как на столах появляется хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 )    
  ФЦКМ (природное окружение):Деревья и кустарники нашего двора» закреплять знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений; учить беречь природу; приучать следить за погодой; воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Царство растений – грибы»   учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, с правилами сбора грибов; формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Домашние животные»   познакомить с особенностями домашних животных, научит различать их и называть взрослых животных и их детенышей, формировать представление о значении животных в природе и для человека   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)    
ноябрь   ФЦКМ (природное окружение):Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):Домашние животные: лошадь, коза.   закрепить знания о домашних животных – козе, лошади; учить замечать и называть их характерные особенности.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Куда улетают птицы?»   обратить внимание на количество птиц, подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края; приучать связывать наблюдения с личным опытом.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):Как звери готовятся к зиме.   продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): где живут, чем питаются как готовятся к зиме; дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.     Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
декабрь   ФЦКМ (природное окружение):Проказы матушки-зимы.   учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа, расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб); знакомить с народными приметами зимы; обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня; воспитывать любовь к родной природе . Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):Животный мир нашего края. продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни; рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным; приучать связывать наблюдения с личным опытом.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Вода в жизни человека».   формировать знание о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека; воспитывать бережное отношение к воде.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
  ФЦКМ (природное окружение):«У меня живет щенок».   учить наблюдать за животными: знать особенности поведения собак, находить отличительные признаки между волком и собакой; знакомить с правилами поведения с незнакомыми животными.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35)    
январь   ФЦКМ (природное окружение): «Что мы знаем о рыбах?»   расширять представление о рыбах, о том, как они зимуют, познакомить с разнообразием рыб; прививать любовь ко всему живому.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36)    
  ФЦКМ (природное окружение): Животный мир полярных районов Земли.   расширять представления о диких животных; познакомить с животными Крайнего Севера; учить составлять описательный рассказ о животном.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36)    
  ФЦКМ (природное окружение): Заочная экскурсия «Приметы зимы».   отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть: видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описную поэтами в стихах. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Кто живет на подоконнике?». продолжать знакомить с комнатными растениями; учить описывать их, выделять характерные признаки, сравнивать, ухаживать за ними; познакомит со способами вегетативного размножения, расширять представления о пользе комнатных растений.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36)  
февраль   ФЦКМ (природное окружение):О характерных особенностях января и февраля.   изучить характерные признаки зимы в неживой природе; учить наблюдать за природой по народным приметам.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)  
  ФЦКМ (природное окружение):Наши друзья-пернатые.   продолжать знакомит с многообразием птиц; расширять представления о зимующих и перелетных птицах, учить различать их; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Куда исчез снеговик?»   развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе; формировать практические умения и навыки создания снежных построек; закреплять знания о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Знакомьтесь: еж». расширять представление о еже; учить составлять описательный рассказ о животном; дать представление об экологической цепочке; подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
март   ФЦКМ (природное окружение):«Признаки начала весны».   уточнить характерные признаки весны; учить устанавливать связи между изменениями температуры воздуха и состояния воды; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)  
  ФЦКМ (природное окружение):Знакомьтесь: лягушка.   пополнять знания о земноводных; дать представления о среде обитания лягушки; учить составлять рассказ с помощью вопросов.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Ягода-малина»   уточнять названия лесных и садовых ягод, их отличительные признаки; анализировать результаты наблюдений и делать выводы.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Домашние птицы».   уточнять название и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей; учить находить общие признаки и отличия от диких птиц.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
апрель   ФЦКМ (природное окружение): «Эти удивительные насекомые». формировать элементарные представления о насекомых; сравнивать их по способу передвижения; дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении, представления об особенностях сезонной жизни насекомых.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38  
  ФЦКМ (природное окружение):Покорение космоса.   дать представление о космосе, космическом пространстве, о Солнце, ее планетах, о луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (природное окружение): «День земли»   познакомить с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля; учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей; формировать представление о том, что человек часть природы; учить различать почву; расширять представление о многообразии неживой природы.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».   закреплять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека; учить взаимодействовать с природой, связывать наблюдения с личным опытом..   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37)    
май   ФЦКМ (природное окружение):«Цветущая весна». приучать связывать наблюдения с личным опытом; продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной; закреплять знания о плодовых деревьях сада; воспитывать любовь к природе.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Цветущий луг»   закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; знакомить с Красной книгой растений; воспитывать любовь к природе.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (природное окружение): «Лес – это богатство»   познакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (природное окружение):«Лето красное пришло». систематизировать представления о временах года; расширять представления о ягодах, которые растут в лесу и саду, учить различать их.   Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    

ИТОГО: 36 ч. в год

Познавательно-исследовательская деятельность «Приобщение к социокультурным ценностям»

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н.Толстой

Пояснительная записка

Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у детей к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях.В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми.Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому.

Цель: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Задачи:

Ø Обогащать представления детей о мире предметов. Расширять представления детей о профессиях.

Ø Расширять представления об учебных заведениях детский сад, школа

Ø Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции , праздники и др.).

Ø Рассказывать детям о профессиях .; о важности и значимости труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Учебно-тематический план рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Месяц, тема Количество часов
Всего Теория Практика
Мониторинг.  
Моя семья  
Мой город  
Мой детский сад  
Моя Родина  
Мои друзья  
Праздники  
Предметное окружение  
Свойства материалов  
Транспорт  
Правила безопасности  
Профессии  
Итоговое занятие  
  Итого:  

По окончании обучения дети овладеют следующими компетенциями:

Будут знать:

о себе, о семье, других людях;

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ;

домашний адрес , место проживания: город, край, символику города, достопримечательности;

место работы родителей (иметь представление о значимости их труда);

свою нацию, язык, традиции, праздники ;

столицу нашей Родины – Москву, знать флаг, герб, гимн России;

Будут уметь:

подчиняться разным правилам и социальным нормам;

соблюдать элементарные правила безопасности на улице и дома

Будут развиты соответственно возрасту:

любознательность ,познавательная мотивация;

Будут воспитаны:

любовь и привязанность к родному дому, семье, матери .

Календарно-тематическое планирование к курсу «Приобщение к социокультурным ценностям».

месяц неделя дата Тема задачи Источник информации примечание
сентябрь   ФЦКМ (явления общественной жизни: «Моя семья».   сформировать представления о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких.     О.В. Дыбина – Занятия по ознакомлению с окружающим миром (стр.11)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Мое имя».     познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятия: имя, отчество, фамилия; закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 8)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Семейные традиции».     расширить представления о семье; формировать представления о семейных традициях, о родственных отношениях; продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким.     Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 11)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Хозяйство семьи».     познакомить с понятием «хозяйство семьи» - домашнее хозяйство – это маленькая страна, в которой необходимо все вместе вести; воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи, желание выполнять постоянные обязанности по дому.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 15)    
октябрь   ФЦКМ (явления общественной жизни): «Моя родословная».   расширить представление; закрепить знание имен и отчеств родителей; учить называть имена и отчества дедушек и бабушек; формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, сестра )     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 17)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Дом, в котором я живу».   расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту; познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 20)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Наша одежда».     уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, подчеркнуть, что потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 23)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Кто нам хлеб растит».     расширить представления о профессиях, познакомить с профессией земледельца; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 25)    
ноябрь   ФЦКМ (явления общественной жизни):«История моего города».   формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей г. Рубцовска, воспитывать чувство гордости за своих земляков.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 27)      
  ФЦКМ (предметное окружение): «В гостях у бабушки Федоры».     закрепить знания о мебели, о различных материалах и которых изготавливают мебель; уточнить дифференцировку посуды; учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 29)      
  ФЦКМ (предметное окружение):«На чем люди ездят?».     закрепить знания о понятии «транспорта»; познакомить с классификацией транспорта; закрепить знания правил дорожного движения; учить безопасному поведению на улицах.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 32)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Все работы хороши».     закрепить знания о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34)      
декабрь   ФЦКМ (явления общественной жизни):«Страна моя».   закрепить знания о названии страны, ее природе; познакомить с географической картой; воспитывать чувство гордости за свою страну.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36)      
  ФЦКМ (предметное окружение):«Фарфоровый секрет китайцев».     познакомить с историей создания стекла и фарфора; расширить и систематизировать знания о производстве и особенностях стекла и фарфора и посуды изготовленной из них.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38)    
  ФЦКМ (предметное окружение):«Уют в нашем доме».     познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник; учить соблюдать технику безопасности.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 40)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Новый год у ворот».     формировать понятия о традициях и обычаях празднования Нового года в России; формировать представление о празднике, его значении для людей.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 43)    
январь   ФЦКМ (явления общественной жизни):«Народные праздники на Руси. Рождество».   расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 45)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мой детский сад».   продолжать знакомить с детским садом; дать понятие названию; показать общественное значение.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 47)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мои друзья».     расширить представления о том, что такое дружба; закреплять умение называть имена своих друзей.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 49)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мой город – моя малая родина»     продолжать формировать интерес к малой родине; рассказывать о достопримечательностях, культуре нашей столицы.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 51)    
февраль   ФЦКМ (предметное окружение):«Путешествие в прошлое предмета».   расширить представление о предметах познакомить с предметами, облегчающих жизнь человеку: пылесос, микроволновая печь, стиральная машина.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 54)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Готовим картофельный салат».   расширить представления о профессиях, познакомить с профессией кулинара, повара, с процессом приготовления салата; учить пользоваться ножом; воспитывать желание помогать взрослым.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 56)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Наши защитники»     расширить представления о Российской армии; закрепит знания о разных профессиях и различных рода войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 58)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «О дереве и деревянном»     расширять представление о материале; развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 61)      
март   ФЦКМ (явления общественной жизни):«О мамах родных и очень важных».   дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме; познакомить со стихотворениями разных поэтов воспевающих мать.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 63)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Москва – столица России».     рассказать о том, что Москва - столица нашей Родины; познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами; воспитывать интерес к изучению истории Москвы.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 65)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Народные праздники на Руси. Масленица»     расширить представления о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и значение; воспитывать интерес к истории Росси.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 68)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Опасности вокруг нас»   учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома; познакомить с номерами «01», «02», «03», научить в случае необходимости самостоятельно набирать их.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 70)      
апрель   ФЦКМ (явления общественной жизни):«В гостях у художника».     расширить представления о профессиях; развивать умение понимать общественную значимость труда художника; показать, что продукты его труда отражают чувства.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 73)     )    
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«Государственные символы России»   продолжать формировать представление о том, что Россия огромная многонациональная страна; познакомить с флагом и гербом страны; воспитывать любовь к своей стране.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 75)      
  ФЦКМ (предметное окружение):«Шурупчик и его друзья»     расширять представление о свойстве и качестве материала из которого сделан предмет; познакомить со свойствами металла; анализировать свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 77)    
  ФЦКМ (предметное окружение):«Песня колокольчика»   закрепить знания о стекле, металле и дереве, их свойства; познакомить с историей колоколов колокольчиков на Руси.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 80)    
май   ФЦКМ (явления общественной жизни):«Этот День Победы».   закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали, нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 82)        
  ФЦКМ (явления общественной жизни): «Государственные символы России».   познакомит с гимном России; закрепить знания о Москве – столице нашей Родины, о гербе и флаге.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 85)    
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«В гостях у парикмахера»     расширять представление о профессиях; познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера; подвести к пониманию целостного облика человека.     Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 88)      
  ФЦКМ (явления общественной жизни):«О дружбе и друзьях»     продолжать быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших; закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям; уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними.   Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 90)      

ИТОГО: 36 ч. в год

Наши рекомендации