Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Этот период называют сензитивным (период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Развиваются все анализаторы – зрительные, логические, словесные. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора.
Познавательно-исследовательская деятельность(ознакомление с миром природы)
Пояснительная записка
На сегодняшний день развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда. У взрослых людей, а значит и у детей, преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы.
Цель:формирование начальной экологической компетенции.
Задачи:
Ø расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Ø закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.
Ø продолжать знакомить с комнатными растениями.
Ø расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Ø расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зиме
Ø познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
Ø познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых .
Ø формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Ø знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Ø использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Ø формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Ø учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Ø учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Ø показать взаимодействие живой и неживой природы.
Ø рассказывать о значении солнца и воздуха и воды в жизни человека, животных и растений.
Ø развивать память, логическое мышление, внимание, тонкую моторику рук;
Ø воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе.
Учебно-тематический план для старшей группы (дети 5-6лет) рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.
№ | Месяц, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Мониторинг. | ||||
Времена года | ||||
Сезонные изменения в природе | ||||
Растительный мир | ||||
Животный мир | ||||
Воздух и вода | ||||
Космос | ||||
День Земли | ||||
Правила безопасности в природе | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого: |
По окончании обучения дети овладеют следующими экологическими компетенциями:
будут знать:
об овощах и фруктах, лесных растениях, условиях, необходимых для их роста;
о диких и домашних животных, птицах;
некоторых представителей классов пресмыкающихся и земноводных, насекомых;
о значении воздуха и воды в природе и жизни человека;
о смене времён года и сезонных изменениях в природе;
о правилах безопасности в природе и природоохранных мероприятиях;
о способах укрепления своего здоровья в процессе общения с природой;
о взаимодействии живой и неживой природы;
о значении космоса в жизни человека и природы;
Будут уметь:
различать по внешнему виду растения, животных и птиц;
ухаживать за растениями в уголке природы;
отмечать, анализировать результаты наблюдений за сезонными изменениями в природе
У обучающихся будут развиты соответственно возрасту:
память, логическое мышление, внимание, тонкая моторика рук.
Будут воспитаны:
патриотизм, бережное отношение к природе.
Календарно-тематическое планирование к курсу «Ознакомление с миром природы».
месяц | неделя | дата | Тема | Задачи | Источник информации | Примечание |
сентябрь | ФЦКМ (природное окружение) : «Золотая осень» | Закрепить знания о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | |||
ФЦКМ (природное окружение):«Во саду ли, в огороде: овощи фрукты» | закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия овощей и фруктов, значение характерных свойств овощей и фруктов, о семенах растений; дать представление о том, как растение приспосабливается к размножению; учить рассматривать семена цветковых растений, деревьев и кустарников. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Что летом родиться, зимой пригодиться» | обратить внимание на осенние изменения в природе в процессе трудовой деятельности на участке; рассказать о пользе овощей и фруктов; их заготовке - консервирование, соление, приготовление варения, компотов и соков.; воспитывать бережное отношение к природе, к труду взрослых. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 ) | ||||
ФЦКМ (природное окружение): «Гуляй, да присматривайся» | познакомить с народным календарем; приобщать к русской народной культуре; активизировать «осенний» словарь: листопад, заморозки, ненастье, непогода, обогащать словарь старинными названиями месяцев | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 ) | ||||
октябрь | ФЦКМ (природное окружение):«Как выращивают хлеб?» | Закреплять знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей выращивающих хлеб; рассказать как на столах появляется хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34 ) | |||
ФЦКМ (природное окружение):Деревья и кустарники нашего двора» | закреплять знания о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений; учить беречь природу; приучать следить за погодой; воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Царство растений – грибы» | учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, с правилами сбора грибов; формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Домашние животные» | познакомить с особенностями домашних животных, научит различать их и называть взрослых животных и их детенышей, формировать представление о значении животных в природе и для человека | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | ||||
ноябрь | ФЦКМ (природное окружение):Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?» | объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | |||
ФЦКМ (природное окружение):Домашние животные: лошадь, коза. | закрепить знания о домашних животных – козе, лошади; учить замечать и называть их характерные особенности. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Куда улетают птицы?» | обратить внимание на количество птиц, подвести к пониманию того, что часть птиц улетает в теплые края; приучать связывать наблюдения с личным опытом. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):Как звери готовятся к зиме. | продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, медведь, лиса, заяц): где живут, чем питаются как готовятся к зиме; дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
декабрь | ФЦКМ (природное окружение):Проказы матушки-зимы. | учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа, расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб); знакомить с народными приметами зимы; обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня; воспитывать любовь к родной природе . | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | |||
ФЦКМ (природное окружение):Животный мир нашего края. | продолжать знакомить с дикими животными родного края, с их повадками и условиями жизни; рассказать об охране природы, о помощи человека диким животным; приучать связывать наблюдения с личным опытом. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Вода в жизни человека». | формировать знание о значении воды в жизни человека, о необходимости воды для обеспечения здоровья человека; воспитывать бережное отношение к воде. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«У меня живет щенок». | учить наблюдать за животными: знать особенности поведения собак, находить отличительные признаки между волком и собакой; знакомить с правилами поведения с незнакомыми животными. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 35) | ||||
январь | ФЦКМ (природное окружение): «Что мы знаем о рыбах?» | расширять представление о рыбах, о том, как они зимуют, познакомить с разнообразием рыб; прививать любовь ко всему живому. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36) | |||
ФЦКМ (природное окружение): Животный мир полярных районов Земли. | расширять представления о диких животных; познакомить с животными Крайнего Севера; учить составлять описательный рассказ о животном. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36) | ||||
ФЦКМ (природное окружение): Заочная экскурсия «Приметы зимы». | отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть: видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описную поэтами в стихах. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Кто живет на подоконнике?». | продолжать знакомить с комнатными растениями; учить описывать их, выделять характерные признаки, сравнивать, ухаживать за ними; познакомит со способами вегетативного размножения, расширять представления о пользе комнатных растений. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36) | ||||
февраль | ФЦКМ (природное окружение):О характерных особенностях января и февраля. | изучить характерные признаки зимы в неживой природе; учить наблюдать за природой по народным приметам. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | |||
ФЦКМ (природное окружение):Наши друзья-пернатые. | продолжать знакомит с многообразием птиц; расширять представления о зимующих и перелетных птицах, учить различать их; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Куда исчез снеговик?» | развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе; формировать практические умения и навыки создания снежных построек; закреплять знания о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Знакомьтесь: еж». | расширять представление о еже; учить составлять описательный рассказ о животном; дать представление об экологической цепочке; подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
март | ФЦКМ (природное окружение):«Признаки начала весны». | уточнить характерные признаки весны; учить устанавливать связи между изменениями температуры воздуха и состояния воды; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | |||
ФЦКМ (природное окружение):Знакомьтесь: лягушка. | пополнять знания о земноводных; дать представления о среде обитания лягушки; учить составлять рассказ с помощью вопросов. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Ягода-малина» | уточнять названия лесных и садовых ягод, их отличительные признаки; анализировать результаты наблюдений и делать выводы. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Домашние птицы». | уточнять название и внешние признаки домашних птиц, названия их детенышей; учить находить общие признаки и отличия от диких птиц. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
апрель | ФЦКМ (природное окружение): «Эти удивительные насекомые». | формировать элементарные представления о насекомых; сравнивать их по способу передвижения; дать сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении, представления об особенностях сезонной жизни насекомых. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38 | |||
ФЦКМ (природное окружение):Покорение космоса. | дать представление о космосе, космическом пространстве, о Солнце, ее планетах, о луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | ||||
ФЦКМ (природное окружение): «День земли» | познакомить с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля; учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей; формировать представление о том, что человек часть природы; учить различать почву; расширять представление о многообразии неживой природы. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | закреплять знания о свойствах воды и воздуха, их функциональном значении для животных и человека; учить взаимодействовать с природой, связывать наблюдения с личным опытом.. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 37) | ||||
май | ФЦКМ (природное окружение):«Цветущая весна». | приучать связывать наблюдения с личным опытом; продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной; закреплять знания о плодовых деревьях сада; воспитывать любовь к природе. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | |||
ФЦКМ (природное окружение):«Цветущий луг» | закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе; знакомить с Красной книгой растений; воспитывать любовь к природе. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | ||||
ФЦКМ (природное окружение): «Лес – это богатство» | познакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | ||||
ФЦКМ (природное окружение):«Лето красное пришло». | систематизировать представления о временах года; расширять представления о ягодах, которые растут в лесу и саду, учить различать их. | Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) |
ИТОГО: 36 ч. в год
Познавательно-исследовательская деятельность «Приобщение к социокультурным ценностям»
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка
Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у детей к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях.В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми.Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому.
Цель: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Задачи:
Ø Обогащать представления детей о мире предметов. Расширять представления детей о профессиях.
Ø Расширять представления об учебных заведениях детский сад, школа
Ø Формировать элементарные представления об истории человечества через реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции , праздники и др.).
Ø Рассказывать детям о профессиях .; о важности и значимости труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Учебно-тематический план рассчитан на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.
№ | Месяц, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Мониторинг. | ||||
Моя семья | ||||
Мой город | ||||
Мой детский сад | ||||
Моя Родина | ||||
Мои друзья | ||||
Праздники | ||||
Предметное окружение | ||||
Свойства материалов | ||||
Транспорт | ||||
Правила безопасности | ||||
Профессии | ||||
Итоговое занятие | ||||
Итого: |
По окончании обучения дети овладеют следующими компетенциями:
Будут знать:
о себе, о семье, других людях;
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ;
домашний адрес , место проживания: город, край, символику города, достопримечательности;
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда);
свою нацию, язык, традиции, праздники ;
столицу нашей Родины – Москву, знать флаг, герб, гимн России;
Будут уметь:
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
соблюдать элементарные правила безопасности на улице и дома
Будут развиты соответственно возрасту:
любознательность ,познавательная мотивация;
Будут воспитаны:
любовь и привязанность к родному дому, семье, матери .
Календарно-тематическое планирование к курсу «Приобщение к социокультурным ценностям».
месяц | неделя | дата | Тема | задачи | Источник информации | примечание |
сентябрь | ФЦКМ (явления общественной жизни: «Моя семья». | сформировать представления о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких. | О.В. Дыбина – Занятия по ознакомлению с окружающим миром (стр.11) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Мое имя». | познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятия: имя, отчество, фамилия; закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 8) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Семейные традиции». | расширить представления о семье; формировать представления о семейных традициях, о родственных отношениях; продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким. | Комплексно – тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 11) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Хозяйство семьи». | познакомить с понятием «хозяйство семьи» - домашнее хозяйство – это маленькая страна, в которой необходимо все вместе вести; воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи, желание выполнять постоянные обязанности по дому. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 15) | ||||
октябрь | ФЦКМ (явления общественной жизни): «Моя родословная». | расширить представление; закрепить знание имен и отчеств родителей; учить называть имена и отчества дедушек и бабушек; формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, сестра ) | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 17) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Дом, в котором я живу». | расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту; познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 20) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Наша одежда». | уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, подчеркнуть, что потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 23) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Кто нам хлеб растит». | расширить представления о профессиях, познакомить с профессией земледельца; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 25) | ||||
ноябрь | ФЦКМ (явления общественной жизни):«История моего города». | формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей г. Рубцовска, воспитывать чувство гордости за своих земляков. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 27) | |||
ФЦКМ (предметное окружение): «В гостях у бабушки Федоры». | закрепить знания о мебели, о различных материалах и которых изготавливают мебель; уточнить дифференцировку посуды; учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 29) | ||||
ФЦКМ (предметное окружение):«На чем люди ездят?». | закрепить знания о понятии «транспорта»; познакомить с классификацией транспорта; закрепить знания правил дорожного движения; учить безопасному поведению на улицах. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 32) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Все работы хороши». | закрепить знания о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 34) | ||||
декабрь | ФЦКМ (явления общественной жизни):«Страна моя». | закрепить знания о названии страны, ее природе; познакомить с географической картой; воспитывать чувство гордости за свою страну. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 36) | |||
ФЦКМ (предметное окружение):«Фарфоровый секрет китайцев». | познакомить с историей создания стекла и фарфора; расширить и систематизировать знания о производстве и особенностях стекла и фарфора и посуды изготовленной из них. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 38) | ||||
ФЦКМ (предметное окружение):«Уют в нашем доме». | познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник; учить соблюдать технику безопасности. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 40) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Новый год у ворот». | формировать понятия о традициях и обычаях празднования Нового года в России; формировать представление о празднике, его значении для людей. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 43) | ||||
январь | ФЦКМ (явления общественной жизни):«Народные праздники на Руси. Рождество». | расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение; воспитывать интерес к истории России, национальную гордость. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 45) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мой детский сад». | продолжать знакомить с детским садом; дать понятие названию; показать общественное значение. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 47) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мои друзья». | расширить представления о том, что такое дружба; закреплять умение называть имена своих друзей. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 49) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Мой город – моя малая родина» | продолжать формировать интерес к малой родине; рассказывать о достопримечательностях, культуре нашей столицы. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 51) | ||||
февраль | ФЦКМ (предметное окружение):«Путешествие в прошлое предмета». | расширить представление о предметах познакомить с предметами, облегчающих жизнь человеку: пылесос, микроволновая печь, стиральная машина. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 54) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Готовим картофельный салат». | расширить представления о профессиях, познакомить с профессией кулинара, повара, с процессом приготовления салата; учить пользоваться ножом; воспитывать желание помогать взрослым. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 56) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Наши защитники» | расширить представления о Российской армии; закрепит знания о разных профессиях и различных рода войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 58) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «О дереве и деревянном» | расширять представление о материале; развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 61) | ||||
март | ФЦКМ (явления общественной жизни):«О мамах родных и очень важных». | дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме; познакомить со стихотворениями разных поэтов воспевающих мать. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 63) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Москва – столица России». | рассказать о том, что Москва - столица нашей Родины; познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами; воспитывать интерес к изучению истории Москвы. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 65) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Народные праздники на Руси. Масленица» | расширить представления о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и значение; воспитывать интерес к истории Росси. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 68) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Опасности вокруг нас» | учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома; познакомить с номерами «01», «02», «03», научить в случае необходимости самостоятельно набирать их. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 70) | ||||
апрель | ФЦКМ (явления общественной жизни):«В гостях у художника». | расширить представления о профессиях; развивать умение понимать общественную значимость труда художника; показать, что продукты его труда отражают чувства. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 73) ) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«Государственные символы России» | продолжать формировать представление о том, что Россия огромная многонациональная страна; познакомить с флагом и гербом страны; воспитывать любовь к своей стране. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 75) | ||||
ФЦКМ (предметное окружение):«Шурупчик и его друзья» | расширять представление о свойстве и качестве материала из которого сделан предмет; познакомить со свойствами металла; анализировать свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 77) | ||||
ФЦКМ (предметное окружение):«Песня колокольчика» | закрепить знания о стекле, металле и дереве, их свойства; познакомить с историей колоколов колокольчиков на Руси. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 80) | ||||
май | ФЦКМ (явления общественной жизни):«Этот День Победы». | закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали, нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 82) | |||
ФЦКМ (явления общественной жизни): «Государственные символы России». | познакомит с гимном России; закрепить знания о Москве – столице нашей Родины, о гербе и флаге. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 85) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«В гостях у парикмахера» | расширять представление о профессиях; познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера; подвести к пониманию целостного облика человека. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 88) | ||||
ФЦКМ (явления общественной жизни):«О дружбе и друзьях» | продолжать быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших; закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям; уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. | Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 90) |
ИТОГО: 36 ч. в год