Механизмы речи и их уровневая организация
(на основе исследований Е.Ф. Соботович)
Рис.Механизмы речи и их уровневая организация.
Общефункциональные механизмыобеспечивают усвоение всех семантических единиц языка (лексического и категориального значения слова, предметно-синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т. д.). Нарушение этих механизмов приводит к отклонению в формировании семантического звена лингвистического компонента речевой деятельности (обобщенного и абстрактно-обобщенного лексического значения слова, различных типов лексических значений, семантической структуры предложения (синтаксической функции слова, предметно-синтаксического и категориального значения грамматических морфем), что в свою очередь обуславливает дефекты в функционировании коммуникативного компонента(В.Г. Петрова, 1965; Р.И. Лалаева, 1988 и др.).
Специфические речевые механизмы включают:
Ø Рецептивное звеноречевого механизма, которое обеспечивает прием речевых сигналов в их акустической, физической модальности, их внутреннюю переработку, результатом которой становится перекодирование (перешифровка) этих акустических единиц в языковые знаки (фонемы). Уровни организации рецептивного звена: ● элементарный уровень организации (это наружное, среднее и внутреннее ухо и слуховой нерв), на котором происходит прием речевого сигнала и его передача в мозговые центры; ● сенсорный уровень (обеспечивается функцией задней трети верхней височной извилины), на котором происходит анализ поступивших сигналов по физическим (акустическим) признакам и их различение; ● перцептивный уровень (осуществляется средними отделами коры височной доли), на котором происходит вычленение в акустических характеристиках звуков речи их постоянных признаков и на этой основе — их запоминание в процессе развития речи и узнавание при ее восприятии.
Ø Речевоспроизводящее звено речевого механизма, которое обеспечивает обратный процесс – перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную (артикуляцион-ную или графическую) реализацию. Уровни организации речевоспроиз-водящего звена: языковой уровень (интегрируется деятельностью различных участков коры головного мозга, в частности, лобно-височными и височно-теменными его отделами, относящимися к так называемой зоне перекрытия корковых концов анализаторов, или третичным полям коры), на котором формируется языковая программа высказывания, осуществляет кодирование смысла будущего высказывания в систему языковых знаков; праксический уровень (осуществляется вторичными отделами нижнетеменной области), на котором осуществляется моторное программирование, т.е. отбор артику-ляционных движений, реализующих кинетические схемы слова; моторный уровень (осуществляется нижележащими отделами коры: экстрапирамидной системой, регулирующей тонус речевой мускулатуры; мозжечком, осуществляющим координацию речевых движений; пирамидными путями; ядрами черепно-мозговых нервов и их отростками), на котором происходит реализация двигательной программы речевого высказывания.
Поражение специфических речевых механизмов приводит к соответствующим речевым дефектам (моторной и сенсорной алалии, афазии, дизартрии и т. д.).
2.5. Функции речи
1) средство общения,
2) средство мышления,
3) средство регуляции высших психических функций.
Тема 3. Виды и формы речи.
3.1. Виды речи.
Рис. Виды речи.
Импрессивная речь – ( от лат. impressio впечатление) восприятие, понимание речи; устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи, а письменная – в зрительном восприятии текста (чтении). Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Экспрессивная речь у детей развивается на основе подражания взрослым.
Внешняя речь - речь, имеющая звуковое выражение. Она может быть диалогической и монологической.
Внутренней называют речь про себя и для себя. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование.
Формы речи.
Рис. Формы речи.
Устная речь - это речь, произносимая вслух. Она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей. Устная речь служит целям коммуникации, общения.
Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Это речь отвлеченная, деловая, научная. К ней предъявляются иные требования, чем к устной речи. Построение ее должно быть более развернутым.
Речь и язык.
Нередко происходит смешение понятий речь и язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления. Речь – сложившаяся форма общения, происходящая при помощи языка.
Теория В.И. Бельтюкова о взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. Логопедия как наука в аспектах теории и практики базируется на взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. В соответствии с современными лингвистическими разработками считается, что языковая и речевая структуры противоположны по характеру их построения. Языковая структура дискретна: ее элементы противопоставлены друг другу. Речевая структуранепрерывна: те же самые элементы в пределах определенных сегментов интегрированы в единое целое. Обе структуры в своем взаимодействии направлены на синтез и анализ окружающей действительности.
В работах Р.Якобсона, В.И.Бельтюкова, Л.В.Бондарко и других специалистов указывается, что речь и язык имеют материальную основу и формируются на базе одних и тех же элементов, однако характер отношений этих элементов в языковой и речевой структурах различен. Элементы, на которых основываются как речь, так и язык, имеют различные свойства: дискретная структура языка формируется с помощью акустических (сенсорных) свойств базовых элементов; непрерывная структура речи – с помощью произносительных (моторных) свойств этих же элементов.
Большинство лингвистов считают, что речь и язык нельзя рассматривать в качестве отдельных, самостоятельных систем. Системой они становятся лишь в единстве, дополняя друг друга как целое (непрерывность) и части (дискретность). Иными словами, речь и язык представляют собой две внешне противоречивые, а внутренне связанные в единстве фазы одной и той же системы. Но есть существенное дополнение – специальный внутренний механизм взаимосвязи непрерывной и дискретной структур, направленных на анализ и синтез окружающей действительности. Этот связывающий языковую и речевую структуры внутренний механизм должен предшествовать этим структурам, то есть передаваться по наследству. Этот механизм является частью аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Именно этот механизм, а не речь и язык в их полном объеме, является врожденным (суть теории В.И. Бельтюкова).
Рис.Взаимосвязь языка и речи.