Методика формирования навыков самообслуживания. Старший возраст


За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.
В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Однако ни в коем случае не следует эту необходимую помощь превращать в мелкую опеку, показывать и разъяснять детям каждый пустяк. Это весьма существенное указание. Объяснять, советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.

Воспитатель, наблюдая работу детей, старается научить их проверять самих себя: хорошо ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняет, кто из детей способен выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.

Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников — включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Так, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие учат маленьких соблюдать чистоту своего костюма, следить за внешним видом, замечать неполадки и просить их исправить. Дети старшего дошкольного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.

Таким образом, и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь в этом виде деятельности.Воспитатель обращает внимание на то, кто первый из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.
Требование «Будь помощником сверстников и малышей» можно раскрыть примерно в таких правилах:
1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет).

2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад; один не справится).
3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они так же отнесутся и к тебе).
4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).

Обучение тем или иным правилам оказания помощи осуществляется в повседневной жизни. Воспитатель мотивирует всякий раз смысл оказания помощи, используя несложные социальные мотивы. «Как хорошо, что ты помог мне отвернуть воротник у платья, — говорит воспитатель Гене, — а то как было бы некрасиво, какой бы был у меня неряшливый вид. Спасибо тебе, что ты не заставил меня краснеть перед другими за небрежность в одежде».

Чтобы полнее использовать возможности детей в самообслуживании в целях нравственного их развития, воспитателю надо прибегать к методу косвенного влияния на детей. Так, вместо того чтобы сказать: «Помоги Толе сложить конструктор», воспитатель говорит: «Спроси у Толи, может быть, ему помочь убрать конструктор?»
Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности.
Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. Они помогают приучать ребят к порядку и самостоятельности.

В детском саду детей продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность. Взрослые постоянно подчеркивают, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть всегда опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. С этого начинается воспитание в детях уважения к предметам труда человека, а позднее — бережного отношения к общественной собственности.

Труд по самообслуживанию позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.

Наши рекомендации