Симфонические произведения

Последние годы

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки».

Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившем композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём.

Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. (Циклы Детская, Без солнца, романсы). Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы. Опера «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина— одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Опера «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст, писалась с большими перерывами. Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

2.Театры оперы и балета.

Большой театр. (Россия, Москва).

Мариинский театр (Россия, Санкт-Петербург).

«Ла Скала» (Италия, Милан)

«Гранд-опера» (Франция, Париж).

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко — крупнейший музыкальный театр Украины, расположенный в Киеве. Основан в 1901 году.

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

БИЛЕТ №5

1.Французский импрессионизм в музыке конца XIX – начала XX века.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Музыкальный импрессионизм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Точкой отсчёта «импрессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опубликованы первые импрессионистические опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле.

2. Классификация певческих голосов (мужских, женских, детских).

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.

Мужские голоса: Тенор (высокий), Баритон (средний), Бас (низкий). Женские голоса: Сопрано (дискант) — высокий, Меццо-сопрано (средний), Контральто (низкий)

Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

ДЕ́ТСКИЕ ГОЛОСА́ — певческие голоса детей. Эти голоса отличаются обычно легкостью и чистотой звучания, характерной звонкостью тембра. Низкий детский голос (у мальчика) называют альтом. Высокий детский голос получил наименование дисканта. Ему обычно поручают верхнюю (сопрановую) партию в детском хоре.

БИЛЕТ №6

1. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1804 —1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи. Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня ) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет.


Оперы

«Иван Сусанин» (1834—1836)

«Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения

«Увертюра-симфония» на две русские темы (1834, неоконченная)

«Арагонская хота» (1845)

«Камаринская» (1848)

«Вальс-фантазия» (орк. ред.— 1856)

Музыка к трагедии «Князь Холмский» (1840)

Более 70 романсов и песен (в том числе цикл «Прощание с Петербургом», 1840)

Соната для альта и фортепиано (неоконченная) «Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и фагота

«Большой секстет» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контра­баса

«Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для форте­пиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса

Серенада на тему из оперы Доницетти «Анна Болейн» для фортепиано, арфы, фагота, валторны, альта, виолончели или контрабаса

2 струнных квартета

2.

Назвать фамилии пяти артистов балета.

Надежда Павлова, Майя Плисецкая, Вячеслав Гордеев, Илзе Лиепа, Хозе Мартинес.

БИЛЕТ №7

1. П.И.Чайковский – жизненный и творческий путь.

Чайковский Петр Ильич (1840-1895).Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Петербургскую консерваторию, где учился композиции у А.Г. Рубинштейна. В 1866-78 годах преподавал в Московской консерватории. Много путешествовал в России и за границей (Италия, Франция, США). Почти все его сочинения принадлежат к шедеврам мировой классики, отличаются необычайной мелодической красотой и эмоциональностью. Оперы Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта, балеты Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик; симфонии, симфонические сюиты, концерты, увертюры, камерно-инструментальные и фортепианные произведения, романсы широко исполняются во всём мире.

2. Назвать 5 российских музыкально-исполнительских коллективов (оркестры, хоры, ансамбли).

Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль Александрова — крупнейший художественный коллектив России и ранее СССР.

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»

Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого — российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку. Основан в 1911г.

Кубанский казачий хор (полное название — Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) — хоровой певческий коллектив, основанный в 1811 году.. В репертуар входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов.

Оркестр Мариинского театра;

Российский национальный оркестр;

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

БИЛЕТ №8

1. Сказка в оперном творчестве Н.А.Римского-Корсакова.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) Русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный деятель. Профессор Петербургской консерватории. Сказка в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова занимает большое место. Автор опер Снегурочка, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Золотой петушок. Каждая опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. Глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании о том, что каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

2. Дирижёры мирового уровня.

Вале́рий Абиса́лович Ге́ргиев ( 1953, Москва, СССР) — советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996).

Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Евгений Мравинский, Евгений Светланов. Сергей Рахманинов.

БИЛЕТ №9

1. С.В. Рахманинов. Основные произведения.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943). Русский композитор, пианист, дирижёр. Учился в Петербургской, затем в Московской консерватории. С 1917 года жил за рубежом. Великий русский музыкант, остро переживавший и гениально воплотивший в своём творчестве духовную жизнь России в её истории и современности. Автор опер (Алеко), симфоний, оркестровых сочинений (Симфонические танцы), концертов и Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений (кантата Весна, Колокола, Всенощное бдение), инструментальных ансамблей, фортепианных пьес, романсов (Сирень, Здесь хорошо, Маргаритки).

2. Дать определение понятий: хор, вокальный ансамбль, трио, дуэт, соло.

Соло (от итальянского – один) – музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя.

Дуэт – исполнение музыки двумя музыкантами.

Трио – исполнение музыки тремя музыкантами.

Ансамбль – совместное исполнение.

Вокальный ансамбль – небольшой коллектив музыкантов-певцов от двух до десяти-пятнадцати человек.

Хор – многоголосное пение.

БИЛЕТ№10

1. Программно-изобразительная музыка. Э.Григ «Пер Гюнт»

Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра "Кикимора" использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: "Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах…» Такое предисловие помогает "услышать" в одном из эпизодов произведения "хрустальную колыбельку", в которой укачивают Кикимору:

Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью), являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.

Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в "Детском альбоме" Чайковского, "Детской музыке" Прокофьева, "Альбоме для юношества" Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту "Детские игры", Сен-Санс "Карнавал животных".

Программная музыка − академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается.

Э́двард Григ (1843 — 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Григ написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт».

В драме повествуется о жизни и приключениях Пера Гюнта – крестьянского парня из норвежского селения. Природа наделила его многим – богатырским ростом, силой и добротой, но где бы он ни появлялся, непременно ввязывался в драку, много хвастал и врал… Пер покидает родное селение, странствует по свету. Он возвращается на склоне лет на родину, где многие годы его ждёт любящая Сольвейг. Ни время, ни одиночество не сломили её веры на встречу с любимым человеком.

2.

Русские народные песни подразделяют на:

Русский песенный эпос

русские былины;

исторические песни;

баллады;

небылицы и скоморошины;

песни в сказках.

Календарные обрядовые песни

Семейные обрядовые песни

плачи и причитания;

свадебные обряды;

колыбельная песня.

Традиционные лирические песни.

Трудовые песни.

бурлацкие;

ямщицкие;

солдатские;

рабочие.

Удалые песни

разбойничьи;

каторги и ссылки;

тюремные (русский шансон).

Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания.

Казачий воинский репертуар.

Жанровые песни, связанные с хореографией

хороводные;

игровые;

песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску.

БИЛЕТ №11

1. И.С.Бах - жизненный и творческий путь.

Бах Иоганн Себастьян (1685 – 1750). Немецкий композитор, органист, скрипач. В 1702 году окончил школу при церкви Св. Михаила в Люнебурге. Служил церковным органистом, концертмейстером, капельмейстером, директором музыки. Непревзойдённый мастер полифонии, он обобщил опыт предшественников и стал крупнейшим новатором. Бах написал свыше 1000 произведений в разных жанрах (кроме опер) – кантаты, камерно-инструментальные, органные сочинения (Страсти по Матфею, Высокая месса, токката и фуга ре минор и др.)

2.

Основные жанры духовной музыки русских композиторов.

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Наши рекомендации