Симфонические произведения

·Тараканище, симфоническая сюита (1963)

·Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)

·Адажио для струнного оркестра (1964)

·Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)

·Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)

·Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)

·Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)

·Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979)

·Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)

·Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)

·Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)

Вопрос 37

Историю советской музыки открывает песня. Этому демократичному музыкальному жанру принадлежат первые звучащие страницы новой эпохи. В развитии советской песни можно выделить следующие этапы: 1) песни гражданской войны; 2) советская песня 1920-х гг.; 3) советская песня 1930-х гг.; 4) песни Великой Отечественной войны; 5) советская песня в послевоенный период; 6) советская песня 1960-х гг.; 7) советская песня 1970- х гг.; 8) особенности песенной культуры 1980-х гг.

В советской музыке закрепилось понятие «массовая песня». Массовая песня – в широком смысле сольная или хоровая песня, созданная профессиональным композитором (или любителем) и рассчитанная на массовое распространение в общественной жизни или домашнем быту. Массовая песня имеет куплетное (строфическое) строение (часто с рефреном-припевом). Музыкальный образ сконцентрирован в самостоятельной по значению вокальной мелодии, обобщенно отражающей

смысл слов и допускающей исполнение без инструментального сопровождения. Общезначимость содержания массовой песни в сочетании с простотой формы, поэтического и музыкального языка, использование певческих голосов в наиболее употребительных регистрах обусловливают ее

максимальную доступность для всеобщего исполнения и восприятия. С середины 20-х и до конца 50-х гг. XX в. понятием «массовая песня» охватывалось все песенное творчество советских композиторов. Позднее, с укоренением термина «советская песня», к массовой песне стали относить лишь одну жанровую разновидность – хоровую песню на общественно- политические темы, предназначенную для совместного исполнения большими массами людей. В отличие от других разновидностей песни –

эстрадной и бытовой, массовая песня (в узком смысле) рассчитана на хоровое звучание (без сопровождения), главным образом во время демонстрации, митингов, собраний и других крупных общественных событий. Реже массовые песни исполняются в концертах, а в свою очередь эстрадные и бытовые песни звучат как массовые, что зависит от степени общезначимости их музыкально-поэтических образов и индивидуализации. Часто массовые песни отличаются героическим характером и выдержаны в ритме марша. Поэтические тексты обычно включают агитационные обращения – призывы, которым соответствуют лаконичные, четкие, броские музыкальные фразы-лозунги (чаще всего в припеве). Массовые песни, как правило, были связаны с социальной и национально-освободительной борьбой народа, выражая ее идеи и являясь мощным средством организации и воспитания масс. Массовая песня стала одной из ведущих жанровых разновидностей

советских профессионалов и любителей (самодеятельного) песенного творчества. К ней относится большая часть красноармейских и партизанских песен периода Гражданской войны («Песня коммуны», «По долинам и по взгорьям», «Марш Будѐнного», «Красная Армия всех сильней» и другие), а также комсомольских песен 20-х гг. («Молодая гвардия», «Наш паровоз» и другие). Ряд массовых песен создали участники организованного в середине 20-х гг. творческого объединения молодых композиторов «Проколл»: В. А. Белый («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), А. А. Давиденко («Конная Будѐнного», «Нас побить, побить хотели»), М. В. Коваль («Юность»), Б. С.

Шехтер («Железными резервами»). «Проколловцы» первыми выдвинули понятие «массовая песня» и провозгласили еѐ важным, равноправным и художественно полноценным видом профессионального композиторского творчества. Однако их песни из-за узости содержания и относительной сложности музыкальной формы и языка оказались доступными только хоровой самодеятельности и не смогли войти в быт народных масс. Задача создания подлинно массовой песни была решена советскими

композиторами уже в 30-х гг. («Песня о встречном» Д. Д. Шостаковича, 1932, и «Марш весѐлых ребят» И. О. Дунаевского, 1934), когда хоровая песня стала выражать общенародные мысли и чувства в максимально простой и чѐткой форме. В 30 – 50-х гг. в жизнь народа глубоко вошли массовые песни

композиторов А. В. Александрова («Священная война»), М. И. Блантера («Катюша»), И. О. Дунаевского («Песня о Родине», «Марш энтузиастов»), В. Г. Захарова («Ой, туманы мои»), Л. К. Книппера («Полюшко»), А. Г. Новикова («Гимн демократической молодѐжи мира»), Дм. Я. и Дан. Я.

Покрассов («Москва моя»), В. П. Соловьѐва-Седого («В путь») и других на слова поэтов В. М. Гусева, М. В. Исаковского, В. И. Лебедева-Кумача, Л. И. Ошанина и других. Тогда же массовая песня утвердилась в творчестве композиторов всех республик. В конце 50 – 60-х гг. созданы новые массовые песни: «Бухенвальдский набат» В. И. Мурадели, «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского, «Песня о тревожной молодости» А. Н. Пахмутовой, «Родина» С. С. Туликова и другие. Параллельно по мере расширения запросов слушателей всѐ большее распространение получают другие жанровые разновидности советского песенного творчества – лирическая бытовая песня (особенно начиная с периода Отечественной войны) и эстрадная, которые развиваются

во взаимодействии с массовой песней. Новой темой творчества в песенном жанре 1960-х гг. становятся песни о космонавтах. Песни на космическую тему связаны с мечтой о будущем,

романтикой и надеждами. Такова «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, в свое время по праву ставшая гимном космонавтов. Теплыми, светлыми тонами овеяно лирическое раздумье «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский). Лирическая окраска песен, посвященных космонавтам, понятна и естественна. Образы достойнейших сыновей Земли олицетворяют мужество, благородство и подлинную человечность. С подчеркнуто земным, традиционным напутствием

обращается к первопроходцам вселенной задушевная вальсовая песня «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской). Как символический диалог матери-Земли и ее посланцев звучит торжественная и одновременно романтическая «Я — Земля» (Мурадели — Долматовский). Особый колорит придает ей перекличка мужской хоровой группы и женского соло, предназначенного для исполнения в народной манере. К лучшим образцам песенной лирики принадлежит песня «Нежность» (Пахмутова — Гребенников и Добронравов). На международном фестивале молодежной песни в Сочи (1967) она единодушно завоевала высокую оценку

жюри и публики. Авторы рассказали в ней о любви и ожидании. И хотя слово «космос» ни разу не упомянуто, мы понимаем, что эти «несколько часов» — самое долгое ожидание в жизни, потому что ждут того, кто прокладывает пути на просторах вселенной. Мелодия «Нежности» — один из первых и

наиболее выразительных в песенном искусстве 60-х годов примеров моноинтонационного развития. Музыкальный период являет собой блестящий образец композиционной логики. Каждая фраза «закольцована» возвратом кругообразного движения к исходному тону. Таково же строение всей песни, обрамленной начальным мелодическим ходом. Ключевое слово «нежность», завершающее каждый куплет, бережно выносится на многоточие затаенно-вопросительной, неустойчивой гармонии доминанты. Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни вошел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспешную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии. Устами современного горожанина говорят песни «Московские окна» (Хренников — Матусовский), «Ночной разговор» (Фрадкин — В. Лазарев), песни Колмановского «Перекресток» (стихи В. Орлова), «В нашем городе дождь» (стихи Евтушенко). Уникален цикл так называемой дворовой лирики Островского — Ошанина «А у нас во дворе». Многокрасочна палитра песенной лирики

А. Островского (1914—1967). Его «Песня о любви» (стихи Ошанина) своеобразно соединила в себе различные жанровые элементы. Гимнический пролог речитативов предваряет напряженное балладное повествование, пронизанное ритмической энергией болеро. «Песня остается с человеком»

(слова С. Островского) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного телефестиваля. В эти годы ярко заявил о себе А. Петров (р. 1930). Романтике морского товарищества и подлинно мужскому благородству отдает дань его «Песня о друге» (стихи Г. Поженяна). Светлая исповедальность песни «На кургане»

(стихи Ю. Друниной) навеяна размышлением о павших на войне. В неизведанные дали зовут «Голубые города» (стихи Л. Куклина). Мелодии Петрова, образовавшие сплав напевности и декламационности, прочерчены линиями малых и больших септаккордов. При этом происходит органичное слияние примет русского городского романса и джазовой мелодики. Столь же органично сочетание мягкого акварельного колорита с импульсивностью, идущей во многом от острых гармоний и гибкого, внутренне детализированного ритма. Связь с элементами эстрадной инструментальной лексики обнаруживают лирические песни А. Эшпая (р. 1925). Не случайно популярнейшая «А снег идет» (слова Евтушенко) могла существовать в виде самостоятельной инструментальной пьесы. Элегантность джазовых созвучий создает выразительный гармонический подтекст. Хороший вкус, ясность и напевность мелодии, естественность слияния современных эстрадно- инструментальных стилей с лирико-бытовой песенностью отличают манеру этого композитора. Все это свойственно и «Песне о дружбе» (стихи Карпеко и Регистана), и широко вошедшим как в эстрадный репертуар, так и в песенный быт «мы с тобой два берега» (стихи Поженяна), «Песня об иве» (слова Карпеко). Среди лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с войны, выделяется песня Эшпая «Москвичи» на слова Е. Винокурова («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»). Повышенная экспрессия всегда присутствует в лирических песнях Арно Бабаджаняна (1921 — 1982). Большинству из них свойственно длительное крешендо «одного» эмоционального состояния. Таковы песни

«Не спеши» (стихи Евтушенко), а также написанные в содружестве с поэтом Р. Рождественским «Позови меня», «Озарение», «Свадьба» и мн. др. Импульсом для нарастающей мелодической энергии нередко является одна рельефная интонация. Например, гимническая кварта в песне «Загадай желание» (стихи Р. Рождественского), открывающая восторженный призыв: «Смотри, какое небо звездное!». Здесь она выступает в роли лирического зова, сохраняя, впрочем, присущий ей оттенок повелительности, утверждения. Стремление воспеть любовь неизменно служит мощным по-

будительным импульсом песенной лирики. Впрочем, каждое время привносит в это высказывание свои особенности. Стилистика, характер, выразительные средства любовной песенной лирики 60-х — начала 70-х годов в полной мере отмечены чертами той эстетики, под знаком которой развивались в эти годы все разновидности советской песни. То есть здесь, так же как и в песнях на любую тему, сосуществуют монолог и исповедь, размышление и кредо. К наиболее популярным песням о любви принадлежат «Стань таким» (А. Флярковский — Р. Рождественский), «Август» (Я. Френкель — И. Гофф), «На тебе сошелся клином белый свет» (О. Фельцман — М. Танич),«Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Калина красная» (Я. Френкель — слова народные).

Новым явлением песенной культуры 1960-х гг. стала гитарная песня, позже получившая название авторской. 1960-е годы оказались временемрасцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового музицирования, в том числе и традиции старой студенческой пес-

ни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современности, чуткий резонатор современных проблем и умонастроений. Обширное песенное движение, начавшееся с самодеятельных

студенческих и туристских песен 50-х годов, выдвинуло немало ярких творческих индивидуальностей. То были авторы стихов и напевов, самостоятельно исполнявшие собственные сочинения в тесном дружеском кругу. Их окрестили «бардами» — по аналогии с древней европейской традицией песнетворчества, когда в одном лице объединялся сочинитель и певец. Нетрудно заметить, что период активного становления гитарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава,

Н. Матвеева, А. Галич. Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтического текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный аккомпанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст. Для поэзии бардов характерны интеллигентность высказывания, тонкость и меткость наблюдений над явлениями повседневности, приверженность к поэтической метафоре. Все эти качества предельно сконцентрированы в творчестве Булата Окуджавы. Идея исторической преемственности духовной культуры является одной из ведущих в его сочинениях. Красной нитью проходит она через песни, образы которых восходят к пушкинскому XIX веку, через песни, объединенные московской темой («Союз друзей», «Наша жизнь — не игра», песни «Арбатского цикла»). Поэтической формулой высокой духовности звучат взывающие к человеческому благородству «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать» и многие другие песни Окуджавы. Близка поэту, бывшему солдату Великой Отечественной войны, тема военной памяти, раскрывшаяся в песнях «Ленька Королев», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свиданья, мальчики» и др. Одним из очагов песенной культуры бардов становится Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появились серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же возникли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова. Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические

тексты других авторов. К ним принадлежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и других современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репертуар включает

немало песен на стихи Д. Сухарева — признанного поэта гитарной песни. Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей заряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, официозу, составившие основу

творческих позиций бардов. Раскованная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откровенность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторо- нам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точнее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие общежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной записи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Галича —

остросатирические, обращенные к болевым точкам общественной жизни. Уникальна творческая фигура Владимира Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обнаженной, неприкрашенной

правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое мироощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взятые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили

своеобразную энциклопедию нравов, человеческих типов и характеров. Под прицелом разящей иронии Высоцкого — хамство, невежество, грубость. Поэзия его нелицеприятна. Но зато с какой глубиной, страстью и драматизмом повествует он о тех, кто олицетворяет в его песнях

человеческое достоинство, гордость, мужскую честь и отвагу! Герои Высоцкого действуют всегда в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто». Такими предстают герои целого ряда песен, чья образная вза- имосвязь позволяет объединить их в «военный» цикл (посвященный Великой

Отечественной войне). Своеобразные циклы образуют также песни на темы исторические, сказочные, космические, деревенские, спортивные и т. д. Они предстают в виде монолога и притчи, бытовой зарисовки и психологического портрета, шуточной сценки, сюжетного повествования.

Существуя независимо от официальных каналов вещания, гитарная песня тем не менее оказала немалое воздействие на многие разновидности советской эстрадной песни. Кроме того, барды не чужды сотрудничества с профессиональными композиторами. Широко известны, например, песни

Галича «Ой ты, северное море» (музыка Блантера), «Спрашивайте, мальчики» (музыка Фрадкина). С композиторами Г. Гладковым, А. Рыбниковым, В. Дашкевичем сотрудничает Ю. Ким (под псевдонимом Ю. Михайлов), написавший немало песен для кинофильмов. На протяжении многих лет происходит совместная работа Окуджавы и композитора И. Шварца. Ими написаны песни к кинофильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Нас венчали не в церкви» и др. В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни. В 1970-е гг. особую роль в советской песенной культуре играют песни из кинофильмов. Сохраняя тесные связи с кинематографом, песня приобрела в нем новые функции. Это произошло с утверждением через музыкально- поэтический ряд иносказания, подтекста, символики. Возникла закадровая песня. Не связанная впрямую с сюжетной канвой и действиями киногероев, она символически обобщала суть происходящего на экране. Такова, в частности, роль „титровых" песен из многосерийных телесериалов «Тени исчезают в полдень» («Гляжу в озера синие» Афанасьева — Шаферана),

«Семнадцать мгновений весны» («Песня о мгновениях» и «Песня с далекой родине» Таривердиева — Р. Рождественского), документальной многосерийной ленты «Великая Отечественная война» («Березовые сны» — В. Гевиксман — В. Фере). Подчас именно музыкальный песенный ряд

определяет синтетичность жанрового облика художественной киноленты.Так, в телефильме «Ирония судьбы» (режиссер Э. Рязанов) с музыкойТаривердиева песни несут определенный психологический подтекст, вплетая в ткань комедийного повествования драматические элементы. Каждая из

восьми песен этого фильма раскрывает тему острого человеческого одиночества («Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной и др.) Если в «Иронии судьбы» песни исполняются героями киноленты, то в фильме «Служебный роман» (режиссер Рязанов, композитор Петров) песни звучат за кадром. Эти своего рода монологи от автора («Со мною нет кого- то» — стихи Р. Бѐрнса в переводе С. Маршака), «Нас в набитых трамваях качает» — стихи Евтушенко, «У природы нет плохой погоды» — стихи Э.

Рязанова и др.). Все они создают второй план киноповествования, контрапунктируя с сюжетными перипетиями и настроениями героев. Лирическое в соседстве с пародией, фарсом, гротеском — такова стилистика целого ряда кинолент 70-х годов — начала 80-х годов. Ее точно отразили

музыка и песни Зацепина («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Фантазии Веснухина», «31 июня»), Гладкова («Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара», «Двенадцать стульев»), А. Рыбникова («Буратино», «Красная шапочка»), М.

Дунаевского («Мери Поппинс») и др. С появлением вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) песенное творчество оказалось вовлеченным в орбиту всемирно распространившегося массового музыкального движения — рок-музыки. Вокально- инструментальные ансамбли явились первыми проводниками молодежной музыкальной культуры. Не без помощи ВИА происходило приобщение

мастеров песенного жанра к современным течениям. В 1966 году начинает свою деятельность на профессиональной концертной эстраде первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Зачастую облик сочинений, исполняемых ВИА, отражал не только индивидуальный мелодический почерк того или иного композитора, но и творческую фантазию участников ансамбля, совместно работающих над аранжировками песен. Такова одна из лучших лирических песен этих лет — «Не повторяется такое никогда» Туликова (стихи Пляцковского), известная в исполнении

ансамбля «Самоцветы». Этот ансамбль интересно и своеобразно преломлял композиторский стиль Фрадкина, включая в свой репертуар такие песни композитора, как «Увезу тебя я в тундру», «Там за облаками» и др. Самое непосредственное участие в рождении песни «Березовый сок» Баснера

принимал белорусский ансамбль «Песняры». Этому коллективу нередко до- веряет первое исполнение своих песен Пахмутова («Белоруссия», «Беловежская пуща»). Для «Песняров» И. Лученок написал свои остродраматические сочинения «Хатынь», «Баллада о матери», «Памяти

Виктора Хаары». С ансамблем «Верасы» постоянно сотрудничает Э. Ханок, с

трио «Меридиан» — Таривердиев. Песенная культура 1980-х годов имеет связи с предыдущими

десятилетиями. Это отчетливо выражено в песнях духовно-этического порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира лич- ности с миром окружающим. Наиболее ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога

без конца» (С. Баневич — Т. Калинина), юношеской «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов — Ю. Энтин). Рядом с ними — песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню только сейчас — об осознании неизбеж- ности утрат. «Любовь и разлука» (Шварц — Окуджава), «Ищу тебя»

(Зацепин — Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на стихи Р. Тагора в

переводе А. Адалис), «А на прощанье я скажу...» (Петров — Ахмадулина), —

все они, пришедшие с киноэкрана, являются лучшими образцами лирики 80-

х годов. Получила продолжение лирическая тема «малой родины» — родных

мест, из которых берут свои истоки человеческие судьбы. К ним принадлежит ряд песен композитора и исполнителя Ю. Антонова (наибольшую популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи

Пляцковского). Характерны своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к современной, привлекающей изысканностью интерпретации городского романса, такие, как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды» (Тухманов — Л. Фадеев), «Вальс-

бостон» (музыка и стихи А. Розенбаума). Преемственность гражданственной лирики 80-х годов по отношению к предыдущим двум десятилетиям выразилась в песнях-воспоминаниях о войне, о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся с полей сражений. Таковы «Письмо из сорок

пятого» (Лученок — М. Ясень), «Если б не было войны» (Минков — Шаферан), «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др. В стиле ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский). «Артист и публика» — новая и успевшая широко распространиться

тема эстрадной песенной лирики. Начало ее, восходящее к середине 70-х годов, было положено исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э. Димитрова «Арлекино». В последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс пишет песни «Маэстро» (стихи Резника),

«На бис» (стихи А. Вознесенского). С тех пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и певцов. В русле психологизации песенного образа еще одна распространенная в 80-е годы тема — зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны, существует во многих песнях, различных по настроению и жанровому решению. Как, например, в песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова, в остроироничной «Комнате смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или элегической «Песенке без конца» (Колмановский — Шаферан). Наблюдается привлечение в песню литературных героев, знаменитых имен или имен нарицательных. Здесь проглядывает стремление авторов выйти за пределы

будничного — к эксцентричности, карнавальности, причудливому. Так, песенными персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и Чарли Чаплин, Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д. Делается это по-разному. В одних случаях с достаточной долей художественного вкуса и меры. Порою — лишь в угоду моде. В 80-е годы значительно выросло число музыкантов, объединивших функции автора музыки (часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев, В. Кузьмин, И. Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза. На протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р. Паулса. Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных музыкальных жанрах — мюзикл, хоровая музыка, эстрадно- инструментальная музыка, джазовые пьесы — Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не вечер», «Вернисаж» и мн. др.). Среди самых популярных песен 80-х годов назовем

«Айсберг» (И. Николаев — Л. Козлова), «Лаванда» (В. Матецкий — М. Шабров), «Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев)

Наши рекомендации