Сетка занятий с педагогом-психологом
Вторник
Время проведения | Вид деятельности |
8.00-8.30 | Психологическое сопровождение детей 1 младшей группы «Колокольчик» |
8.30-9.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми ОНР старшей группы |
9.00-9.15 | Совместная игровая деятельность с детьми второй младшей группы |
9.15-9.50 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми ОНР средней группы |
9.50-10.10 | Совместная игровая деятельность с детьми средней группы |
10.10-10.30 | Психологическое сопровождение детей 1 младшей группы «Антошка» |
10.30-11.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми ОНР подготовительной группы |
11.00-12.00 | Психологическое сопровождение детей подготовительной группы |
Четверг
Время проведения | Вид деятельности |
13.00-15.00 | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов ДОО |
15.00-15.30 | Психологическое сопровождение детей 1 младшей группы «Колокольчик» |
15.30-16.00 | Совместная игровая деятельность с детьми старшей группы |
16.00-16.30 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми ОНР средней группы |
16.00-17.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми ОНР старшей группы |
17.00-18.00 | Индивидуальное и групповое консультирование родителей ДОО |
Приложения
Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
деятельности педагога – психологаструктурного подразделения ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - ДС №1, реализующего основные образовательные программы дошкольного образования на 2015-2016 г.
Цель:создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности детей, поддержка инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи:
1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, адекватной самооценки и коммуникативных навыков.
2. Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфер проблемных категорий дошкольников.
3. Способствовать обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4.Сотрудничество с педагогами в создании позитивного микроклимата в группах детского сада.
Приоритетные направления работы:
1. Психопрофилактическое и просветительское,
2. Коррекционно-развивающее.
Основные формы и методы работы:
1. Индивидуальная и групповая работа с детьми;
2. Комплексное психолого-педагогическое обследование, опросы педагогов и родителей;
3. Организация развивающей и воспитывающей среды.
№ | Название работы | Условия проведения | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Просветительское направление | ||||
1. | Участие в родительских собраниях (возрастные особенности, эмоционально-личностное развитие, психологическая готовность к школе) | В течение года | Повышение уровня информированности родителей в вопросах психического развития ребенка, рекомендации по результатам исследования | |
2. | Тематические консультации для родителей и педагогов: -психолого-педагогическая характеристика детей по возрастам, -профилактика агрессивного и гиперактивного поведения дошкольника, -формирование установок и ожиданий будущего первоклассника, -детские страхи и пути их преодоления, -развитие у дошкольников способностей к рефлексии. | Информационный стенд, индивидуальное консультирование | В течение года | Повышение и развитие психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах воспитания детей. Совместное решение вопросов, волнующих взрослых |
3. | Участие в педагогических совещаниях: | Педсовет | В соответствии с планом детского сада | Повышение осведомленности педагогов, использование педагогами в своей работе предложенных приемов, коррекция личностных недостатков |
2. Профилактическое направление | ||||
1. | Осуществление адаптационного сопровождения детей младших групп. | Психологическое сопровождение | Сентябрь, октябрь, ноябрь | Адекватная адаптация детей и родителей к условиям детского сада |
2. | Клуб молодой семьи «Счастливая семья» 1. Семья глазами ребёнка. 2. Коррекция эмоционально-личностных проблем. 3. Игра-это серьёзно. 4. Успешный ребёнок. Совместные занятия родителей и детей «Движение, развитие, творчество» | Родительские встречи в младших группах. | Октябрь, декабрь, февраль, апрель | У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей |
3. | «Неделя психологии»: - тренинги для педагогов и родителей, - совместное занятие детей и родителей, - психологические акции. | Семинар-практикум, занятие, психологические акции, встречи с родителями | Январь | Сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути |
5. | Программа Ронжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет по адаптации к дошкольному учреждению» | Игровые сеансы в 1 и 2 младших групп | Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния | |
6. | Программа «Я-ты-мы» Князевой О.Л., для детей 4 лет | Игровые сеансы в средней группе комбинированной направленности | Ноябрь-февраль | Социально-личностное развитие |
7. | Программа эмоционально-личностного развития детей 5 лет Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» | Игровые сеансы в старшей группе комбинированной направленности | Ноябрь-февраль | Развитие эмоциональной и личностной сферы ребёнка |
8. | «Формирование эмоциональной саморегуляции» Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. | Игровые сеансы в подготовительной группе | ||
3. Диагностическое направление | ||||
1. | Исследование уровня адаптации ребенка к условиям ДОО | Определение факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОО либо, наоборот, мешающих ей и ее замедляющих | Сентябрь-ноябрь, по запросу | Устранения негативных факторов |
2. | Диагностическое наблюдение | Оценка психологического благополучия. Изучение внешних проявлений поведения. Определение причин и условий неблагополучия. | В течение года | Устранения негативных факторов |
3. | Психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста | Тестирование | Август, май | Планирование дальнейшей воспитательно-образовательной работы |
4. | Диагностика интеллектуальной и личностной сферы дошкольников с ОНР | Тестирование | Сентябрь, май | Психологическое представление и заключение. |
5. | Изучение социально-эмоциональной сферы детей | Тестирование | По запросу педагогов и родителей в течение года | Определение категорий детей, нуждающихся в психокоррекции. |
6. | Диагностика личностных особенностей педагогов | Тестирование и анкетирование | В течение года | Рекомендации специалиста |
7. | Психологическая готовность к обучению в школе | Тестирование детей подготовительной группы | март-апрель | Проверка степени сформированности предпосылок УУД детей подготовительной группы к школе. |
4. Коррекционно-развивающее направление | ||||
1. | Индивидуальная и групповая работа по коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии дошкольников | Игровые упражнения, психогимнастика | В течение года | Преодоление существующих проблем |
5. Консультативное направление | ||||
1. | Проведение консультаций для педагогов, помощников воспитателей, родителей по вопросам психического развития детей по возрастам (индивидуальных, подгрупповых) | По запросу | ||
6. Экспертное направление | ||||
1. | Изучение эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР | Сентябрь, май | Представление и заключение на консилиум | |
2. | Участие в работе консилиума | Встреча специалистов | В соответствии с планом детского сада | Программа индивидуального развития детей с ОВЗ |
7. Организационно-методическое направление | ||||
1. | Подготовка к психологическому обследованию, обработка результатов, оформление документации по результатам диагностики | Сентябрь-май | Ведение документации | |
2. | Планирование деятельности, подготовка к родительским встречам | Сентябрь-май | План, отчёт | |
3. | Составление картотеки игр на развитие психических процессов | Сентябрь-май | Разработка собрания | |
4. | Изготовление, приобретение дидактического материала для коррекционной работы с детьми | Сентябрь-май | Дидактический материал | |
5. | Методическая работа | Посещение методических объединений, семинаров | Сентябрь-май | Методические наработки |
Приложение 2
КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил
Возраст | Социальные нормы и правила |
3-4 | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4—5 | В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. |
6-7 | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникамвзаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |