СЛАЙД 7 Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом-психологом

Основные направления деятельности психолога, которые должны быть технологизированы — это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учителя; индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; работа с соучениками ребенка.

Психолог, как член школьного консилиума, в инклюзивной практике работает практически со всеми субъектами образовательного процесса, то есть, в отличие от учителя-логопеда и дефектолога ориентирован и на всех детей инклюзивного образования, на родителей детей с ОВЗ, педагогов. В соответствии с этим, можно выделить направления деятельности психолога с различными субъектами образовательного процесса. Традиционно на первом месте стоит диагностическое направление. Помимо всем известных диагностических методик, ценным инструментом является диагностическое стандартизированное наблюдение. Его удобно проводить по представленной схеме:

№   Анализируемый показатель Незначителен или отсутствует Отмечается, но не постоянно Характерен для ребенка и часто наблюдается
I Поведение ребенка      
Импульсивен, расторможен. Нуждается в многократном повторении заданий и контроле взрослого
С трудом подчиняется правилам и инструкциям, неусидчив на уроках, возбужден на переменах
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается»
Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен
    Сумма по I гр.:
II Темповые характеристики деятельности      
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
Темп работы неравномерен. Быстро устает, теряет интерес
Работает невнимательно, допускает много ошибок, не следит за ходом урока, много отвлекается
Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково»
    Сумма по II гр.:
III Познавательное развитие      
Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы и задания)
Постоянно нуждается в дополнительных разъяснениях
Недостаточен объем знаний об окружающем мире
Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется)
    Сумма по III гр.:
IV Речевое развитие      
Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения
Словарный запас беден по сравнению с другими детьми
Имеются нарушения грамматического строя речи
Малоразговорчив, выраженные трудности пересказа, старается говорить односложно
    Сумма по IV гр.:
V Овладение программным материалом      
С трудом осваивает программу по письму (русский язык)
С трудом осваивает программу по математике
Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов
Нуждается в дополнительных занятиях с педагогом
    Сумма по V гр.:
VI Игра и общение со сверстниками      
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен
Конфликтует с детьми, часто дерется, злится
Не умеет поддержать игру, принять роль
Чрезмерно общителен, бездистантен
    Сумма по VI гр.:
VII Эмоциональные особенности      
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет»
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен
Настроение снижено, плаксив, негативистичен
Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым
    Сумма по VII гр.:
VII Моторное развитие      
Плохо развита графическая деятельность,почерк корявый, неразборчивый
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
Неуспешен в таких предметах как труд и рисование
Предпочитает (часто) работать левой рукой


В рамках разработки индивидуальной образовательной программы — ее компонента психолого-педагогического сопровождения психолог, оценивая операциональные характеристики деятельности ребенка — его темп, работоспособность, продуктивность деятельности, уровень активного внимания и т. п., разрабатывает рекомендации для педагога о дозировании объема учебных нагрузок, объема учебного материала с учетом продуктивной работоспособности ребенка, чередовании различных видов деятельности в процессе организации урока, о темпе подачи учебного материала и необходимости учета темпа деятельности самого ребенка при фронтальной работе в классе.

В свою очередь, оценка пространственно-временной организации психической деятельности ребенка с ОВЗ дает возможность создания оптимальных организационных условий для обучения ребенка: оптимальное место посадки ребенка, организация внешних опор.

Особенности развития практически любого ребенка с ОВЗ, особенности развития произвольный форм деятельности, в частности произвольного или разделенного внимания (концентрации внимания на совместной деятельности), произвольного сосредоточения, создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой ребенок испытывает множество трудностей: не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, «не видит» рабочего пространства страницы, не может распределить, скоординировать свои движения в нем. Технологии деятельности психолога в этом плане многообразны.

Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках компонента ИОП заключается, по крайней мере, в двух основных аспектах:

Технология формирования базовых предпосылок учебной деятельности (формирование произвольного компонента деятельности и формирование пространственно-временных представлений) в соответствии с уровнем и особенностями психического развития ребенка и характера его нарушений (типом отклоняющегося развития).

Другой вид психологической помощи представляет собой технологию социальной адаптации ребенка в среде сверстников, а также в целом в пространстве образовательного учреждения. Эта технология направлена, в первую очередь, на формирование представлений, навыков и компетенций социального взаимодействия ребенка с окружающими детьми и взрослыми. Это своеобразное построение «границ» коммуникации, умение строить взаимодействие с окружающими, понимать их эмоции (что особенно актуально не только для детей с расстройствами аутистического спектра, но и для детей с нарушениями зрения и слуха). Именно эта технология должна помочь ребенку (и всем окружающим его детям) стать полноправным членом детского сообщества, то есть быть адаптированными социально.

Помимо коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ, безусловно, психолог вначале должен провести диагностическую работу, которая направлена не только на выявление особенностей и уровня развития ребенка, сформированность его эмоционально-личностных характеристик, но и диагностику межличностных отношений детей класса друг к другу и, в том числе, к включаемому в пространство класса ребенка с особенностями развития. Эта задача наиболее адекватно может быть решена с помощью технологии социометрического исследования. Для решения этой задачи наиболее эффективно использовать оценку социометрических позиций детей посредством методики ЦТО (цветового теста отношений) (Н.Я. Семаго, 2007). Одним из важных показателей, который дает этот метод, является возможность получения «реальной» самооценки ребенка, а также анализ его субъективного отношения к взрослым, находящимся рядом: к педагогам, воспитателям ГПД, тьюторам и другим значимым взрослым. Собственно социометрическое исследование — непараметрическая социометрия методом цветовых выборов — ЦТО проводится с целью изучения структуры и особенностей эмоциональных межличностных предпочтений в инклюзивных классах.

В соответствии с результатами социометрического исследования психолог получает в руки полную картину субъективного отношения детей в классе, в том числе, и по отношению к включаемому ребенку. Это позволяет развернуть психологическую работу, направленную на принятие ребенка с ОВЗ детьми-сверстниками, используя различные технологии групповой психокоррекционной работы, направленной на повышение социального статуса ребенка. Такая групповая работа с включением в нее и самого ребенка с ОВЗ должна помочь решить проблемы его социальной адаптации в среде сверстников. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.

Одновременно посредством той же социометрической технологии мы получаем возможность оценить субъективные отношения родителей обычных детей к тому факту, что в классе находится «не такой как все» ребенок. Эти данные дают основания начать собственно психологическую работу в рамках таких организационных форм, как «родительский клуб», куда в обязательном порядке, должны быть включены и родители особого ребенка и все остальные родители. Проблема мотивированности к посещению такого мероприятия лежит не только на самом психологе, но и на координаторе (в данном случае руководителе ПМПк).

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности психолога, которые должны быть технологизированы — это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учителя; индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; работа с соучениками ребенка.

Наши рекомендации