И пространственной ориентировки
Для выявления состояния знаний и навыков в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель предлагает детям задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом (огурец зеленый, помидор красный и др.), в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, над, под, около и т. д.).
Во время экскурсии, прогулки, как правило, собирается бросовый природный материал (листья, шишки, желуди и др.), который потом используется как счетный на уроках математики, поделочный — на уроках ручного труда. На занятиях в добукварный период он служит для обучения первоклассников умению различать предметы по форме, цвету, размеру, объему и т. д.
Можно предложить ученикам выполнить простейшую классификацию: разложить материал по названиям (желуди, шишки, листья), по цвету (листья желтые, зеленые, красные), размеру (листья или шишки большие, средние, маленькие), форме (листья дуба, клена, березы; шишки ели, сосны).
Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера.
Следует сказать, что весь материал, который используется в классе, должен быть и у учителя (крупный — для работы у доски) и у каждого ученика на парте (меньших размеров). Цель этих занятий — подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.
1. Точное воспроизведение образца. Учитель выкладывает на доске сочетание из трех полосок бумаги. Образец тщательно анализируется, а затем ученики воспроизводят его у себя на партах,
при необходимости сверяя свою работу с изображением на доске.
Этот вид упражнений способствует обучению навыку списывания.
2. Выполнение образца по памяти. Предлагаемый образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики самостоятельно выполнят упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.
Этот так называемый зрительный диктант — сложный вид работы, развивающий у учащихся зрительную память, самоконтроль, способствующий формированию навыка списывания как подлинного акта письма, а не только копирования.
3. Выполнение упражнений по словесной инструкции направлено на формирование таких сложных психических функций, как зрительные представления и предметно-пространственное воображение. Кроме того, у учащихся вырабатывается слуховое внимание, умение понимать обращенную к ним речь.
Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Различение наиболее распространенных цветов (черный, коричневый, красный, желтый синий, зеленый, белый). Обычно для первых упражнений берутся одновременно две-три полоски.
Детям могут быть предложены такие задания: назвать все цвета; назвать цвета в той последовательности, в какой их дал учитель; распределить полоски так, как на доске; запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить; выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.
2. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы п, н, ш} т и др. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из сколь
ких полосок составлена данная фигура, какого они цвета, размера, как расположены.
3. Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:
а) различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;
б) различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру, например:
4. Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов — стол, стул, елочка и др. Устанавливается, на что похожа данная фигурка, из полосок какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбирается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.
Далее учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами разного цвета и размера: квадратом, треугольником, прямоугольником, кругом. Последовательность работы устанавливается та же, что и в занятиях с цветными полосками (см. с. 19).
В дальнейшем геометрические фигуры рекомендуется включать в следующие упражнения:
классификация геометрических фигур с непременным соблюдением последовательного усложнения заданий. Первыми даются задания, ориентирующие детей на выделение предметов по одному признаку (отобрать все треугольники, все квадраты; показать все фигуры красного цвета, фигуры большие, маленькие, средние).
В следующих упражнениях ориентиром служат два признака — форма и цвет, форма и размер, цвет и размер (отобрать все квадраты желтого цвета, круги синего; отложить большие треугольники; выбрать все красные фигуры среднего размера).
И наконец, предметы классифицируются по трем признакам (отобрать большие квадраты красного цвета, отложить маленькие зеленые треугольники).
Из усвоенных геометрических фигур получаются разнообразные аппликации: |
Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.
В качестве предметов можно рекомендовать следующие:
Эта работа с успехом может быть продолжена на воспитательских часах.
Как видим, формирование у учащихся зрительных восприятий и пространственной ориентировки способствует и развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности такой ее функции, как сравнение.
В процессе этой работы выявляются дети с более грубыми нарушениями зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Недостаточно четкое и организованное восприятие ими элементов напечатанных или написанных слов ведет к ошибочному их прочтению. Такие ученики, как правило, испытывают затруднения не столько в звуковом анализе, сколько при переводе звуков в графические образы, смешивают буквы по сходству начертания и расположению их частей. Вышеописанная работа в некоторой степени подготовит их к правильному восприятию букв.