Навыки чтения и интерпритации текста на уроке МХК. Анализ
Возникает вопрос, каким образом следует проводить анализ художественного произведения, где те критерии, которым должно соответствовать его грамотное толкование. Зачастую и специальную литературу найти трудно. Поэтому обращение к проблеме исследования худ. произведения будет полезно. Худ. произведение требует соблюдения определенной методики культурологического анализа, который исследует и художественную концепцию, и стиль, и язык произведения, и его эстетическую значимость, то есть все смысловые и ценностные аспекты произведения. При этом важно, чтобы анализ был не искусствоведческим (музыковедческим, литературоведческим), а именно культурологическим, учитывающим особенности и эпохи, и творчества художника как представителя данной эпохи. Учитель должен помнить и обращать внимание учащихся на то, что хотя в произведениях искусства и отражается ментальность эпохи, ее вкусы и предпочтения, но одновременно, являясь плодом индивидуального творчества, художественные творения не всегда совпадают с уровнем существующей в обществе культуры. Они могут превосходить ее по ряду параметров и продуцировать новые интеллектуальные смыслы, новые системы ценностей, которым в будущем суждено стать господствующими.
Таким образом, искусство в одном случае может преодолевать наличный человеческий опыт, а в другом – олицетворять его.
Для успеха культурологического анализа необходимо соблюдать последовательность конкретных этапов исследования.
Первый этап. Определение общего суждения о произведении.
На этом этапе формируется общая, еще не детализированная парадигма интерпретации художественного произведения, которая в дальнейшем будет конкретизироваться и обрастать новыми деталями и подробностями.
Культурологический анализ предполагает рассмотрение художественного произведения как части широкого культурного поля, возникающего на основе определенной культурной традиции.
Именно в рамках такого поля и существует данное художественное произведение, развивается и взаимодействует с произведениями других видов искусства (например, скульптура, живопись и архитектура в готическом соборе и т.п.). Поэтому прежде чем переходить к анализу самого художественного произведения,
следует дать сжатую характеристику эпохи.
В данном случае важнейшей интерпретационной установкой художественного произведения является принцип историзма, который требует:
1) рассмотрения явления, породившего художественное произведение в его развитии:
– как возникло;
– какие этапы в своем развитии прошло;
– чем является сейчас;
2) взаимосвязи с другими явлениями.
Кроме того, принцип историзма предполагает рассмотрение художественного произведения как неотъемлемой части художественного процесса:
– его принадлежность к определенному художественному направлению или школе;
– сопоставление с предшествующей традицией и последующим опытом.
Принцип историзма предполагает и выработку оценочной установки,
то есть:
– предварительного определения ценности данного произведения;
– его места в национальном и мировом художественном наследии.
Учитывая, что в школьную программу включена, как правило,
классика мирового художественного наследия, произведения, которые отражают историческую эпоху, общество и человека во всех их проявлениях, исследуют все нюансы человеческой жизни, внимание учеников следует обратить на то, что ценность этих произведений определяется как раз тем, что они вырываются за рамки сиюминутного бытия и остаются актуальными для последующих эпох.
Кроме того, нельзя забывать, что ценностные критерии исторически подвижны.
Так, некоторые ранее забытые художественные произведения сейчас воспринимаются как значительные и даже выдающиеся, и, наоборот, произведения, которыми восторгались современники, сегодня не вызывают подобной реакции. В основе данного феномена лежат сформировавшиеся в то или иное время системы ценностей, которые следует обязательно учитывать во время анализа и
на которые необходимо постоянно обращать внимание аудитории.
Второй этап.Определение места и ценности художественного произведения в культурном контексте. Следующий этап исследует более глубокие пласты произведения, вплотную подходит к его пониманию в контексте конкретной культурной эпохи.
Здесь главным компонентом становится культура. Именно культура является ключом к интерпретации произведения, она дает код, позволяющий прочесть, воспринять, понять произведение. Так формируется историко-культурный подход в понимании художественного произведения.
В основе представленного подхода как важнейший элемент исследования выступает судьба художника и его культурное окружение:
– семья и среда формирования;
– первые творческие опыты;
– друзья и враги;
– любовь и переживания и т.п.
Одним словом – все, что человек создает вокруг себя и что Формирует его неповторимое личностное начало.
Чтобы понять, почему художник обращается к одним темам и избегает других, чем объяснить неожиданное изменение стиля, успехи и неудачи, периоды плодотворного творчества и затянувшиеся паузы, нам не избежать обращения к житейским подробностям и деталям характера художника, его вкусам и среде общения.
Кроме того, интересным и немаловажным фактом представляется и определенная зависимость судеб и типов биографий художников от своеобразия исторических эпох. Отдельные общности художников оказываются объединены схожестью стиля жизни, системы ценностей и установок, способами самовыражения.
Наконец, каждая эпоха создает некую модель, канон образа и судьбы художника.
Для интерпретации произведения очень важно и его творческая история, сам акт сочинения, процесс написания и все его аспекты:
– внутреннее состояние художника;
– время написания;
– возраст художника;
– общие обстоятельства работы;
– варианты произведения, зафиксированные в черновиках;
– материалы, из которых создано произведение и т.п.
Такой творческо-генетический подход превращает историю создания произведения в замечательное средство для его понимания.
Жизненный цикл художника, как и каждого человека, состоит Из разных фаз, стадий, периодов развития. Проблема возраста, разных возрастных стадий в жизни художника–очень важный аспект, помогающий объяснить особенности его жизненного пути и творчества.
Все фазы, которые проходит художник, связаны с его гражданским состоянием,
Семейным положением, социальной ролью, они сопровождаются сменой его жизненной среды, круга общения, триумфами и поражениями, творческими исканиями. Каждое изменение на жизненном пути творца позволяет говорить о новом этапе в жизни художника и всегда связано с возникновением нового отношения к среде, к традициям. Это находит свое воплощение в его произведениях.
Третий этап. Структурный анализ. Структурный анализ помогает проникнуть внутрь строения художественного произведения, Исследуя его как систему приемов, обусловленную единством художественного замысла. Такое «анатомирование» позволяет выявить составные элементы произведения и исследовать каждый из них в отдельности. В основе традиционного структурного анализа лежат семиотический и стилистический компоненты. Отсюда вытекают и два метода анализа художественного произведения на данном этапе.
Семиотический анализ исходит из положения: искусство есть язык и этот язык несет нам:
– культурную информацию об эпохе;
– характеристику системы господствующих ценностей;
– мировоззренческое кредо;
– сведения об авторе, его неповторимом творческом почерке;
– художественный замысел произведения.
Приступая к семиотическому анализу, учитель должен помнить, что каждая историческая эпоха имеет свое смысловое и ценностное поле культуры и вырабатывает соответствующие ему языковые средства.
Во всем многообразии знаково-языковых средств, каким и располагает
культура, особое, определяющее место принадлежит символу.
Символ представляет собой конкретно-зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов.
Наиболее полное свое проявление символ находит в искусстве.
Можно сказать, что символ в искусстве – это эталон символического выражения в целом, что объясняется той ролью, которая принадлежит искусству в культуре. Эта особая роль искусства связана с тем, что оно выступает как своеобразная модель, портрет культуры или способ ее самопознания.
Культура передает через искусство образ своей целостности, уникальности, своего социально-исторического «Я». В анализе художественного произведения важно все, любая, на первый взгляд, малозначительная деталь имеет свое смысловое значение.
Символика цвета имеет огромное значение для понимания художественного
произведения. Можно говорить и о символике жеста.
Символ выступает прежде всего как инструмент познания. Объективно символизация представляет собой мощнейший инструмент образного постижения действительности, символизация неотделима от самой природы мысли. Представляя собой наиболее универсальную форму выражений образов мира, символы культуры являются символами единства той или иной общности людей (которым данные образы мира свойственны).
Таким образом, структура символов, присущих той или иной культуре, и представляет парадигму ее мышления. Более того, в Новое время символ становится категорией преимущественно эстетической, т.к. эстетика заняла особое положение в системе философского знания, именно тогда искусство стало рассматриваться в качестве абсолютной модели универсальной и целостной культуры.
Далее важно подчеркнуть, что ядром всякой культуры выступают понятия ценности и смысла. Культура, взятая в аспекте своего ядра, представляет собой сложную иерархию ценностей. Любой элемент культуры может быть рассмотрен как ценность. Но внутри них существует своя иерархия. Наиболее значимыми ценностями человеческой культуры будут представления об истине, добре и красоте. Система наиболее значимых ценностей культуры представляет собой идеалы. Идеалы – одновременно и продукт Определенной культурно-исторической эпохи, и нормативные представления, устремленные в будущее.
Сопричастным понятию «ценность» является понятие «смысл». Смысл – это духовная направленность деятельности человека в соответствии с теми или иными культурно-историческими ценностями и идеалами. Иерархия ценностей, смыслов и идей и формирует соответствующие образы или картины мира.
Потому семиотический анализ подразумевает рассмотрение художественного произведения как знаковой системы, которая несет в себе смысл(художественную концепцию) и значение(ценность).
Таким образом, знаки-символы являются «алфавитом», из которого образуется развернутое сообщение, в данном случае художественное. Произведение, являясь элементом всей художественной культуры, выступает как ее метазнак. И, в свою очередь, именно из метазнаков (художественных произведений) складывается художественная культура как целостность.
Завершая семиотический анализ, следует, однако, обратить внимание учащихся на тот факт, что при всем смысловом богатстве язык искусства – это не язык чистого мышления. Поэтому художественное содержание невозможно перевести сколько-нибудь полно на язык понятий, всегда остается значительное пространство для невыразимых состояний, тайных смыслов, неожиданных открытий.
Стилистический анализ предполагает определение художественного направления и стиля произведения, которые несут в себе не только художественно-концептуальную, но и временную информацию и являются знаками эпохи (тип художественной конструкции, технические и технологические средства и т.д.).
При этом важно рассмотреть не только последовательный процесс эволюции художественных направлений и стилей, решения собственно художественных задач, как их понимал тот или иной автор, но найти ключ к осознанию всеобщности породившей их культуры, к постижению мировосприятия человека, действовавшего в данном времени и пространстве. С ходом истории происходит накопление и наслоение разных стилей и направлений, их последовательное чередование сменяется параллельным существованием, что тоже затрудняет анализ.
Добиваясь интенсивного воздействия на зрителя (слушателя, читателя) художники изменяют приемы творчества, изобретая все новые эффекты. И здесь предстают культуротворческие возможности искусства, проявляющиеся в возникновении и распространении новых идеалов, ориентаций, вкусов, постепенно охватывающих все культурное поле.
Помимо вышеуказанных методов анализа, следует обратить внимание и на интонационный анализ, то есть эмоциональную окраску, напряженность; логическую и семантическую насыщенность художественного произведения. Этот аспект культурологического анализа чрезвычайно важен, поскольку помогает учащимся не только логически осмыслить произведение искусства, но и эмоционально прочувствовать его, научиться сопереживать.
Четвертый этап. Определение ценности художественного произведения в свете его социального бытия и формирование целостного представления о художественном произведении.
На данном этапе следует показать учащимся динамику и механизмы социального функционирования художественного произведения, т.е. выясняется:
– среда его бытования и распространения;
– восприятие различными поколениями и в разные эпохи;
– сила воздействия произведения на аудиторию.
Кроме того, анализ должен учитывать изменение:
– социального веса произведения;
– его смысла и значения;
– его ценностной доминанты и т.д.
Нельзя забывать, что социальное бытие произведения определяется
через:
– его взаимодействие с аудиторией;
– общественное мнение;
– интерпретацию его критикой.
Все эти характеристики являются звеньями единой цепи, которая связывает художественное произведение и культуру и создает поле их взаимовоздействий. Обретение целостного взгляда на художественное произведение достигается путем синтеза и обобщения результатов, полученных на предшествующих этапах анализа. Полученное таким образом обобщенно-теоретическое видение предмета, обогащенное знаниями подробностей, помогает сформулировать итоговое суждение о художественной концепции произведения.
Следует помнить, что целостный анализ художественного произведения
включает в себя:
– оценку художественной концепции;
– выявление ее богатства и оригинальности.
Вопрос.
Предмет и задачи курса МХК. Принципы преподавания МХК в школе.Содержание курса МХК в школе.
Цель курса МХК – ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному и духовному освоению подлинных и художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.
МХК как и другие предметы преследует такие задачи как: воспитательная, образовательная, развивающая. Но главная задача курса: воспитательная (воспитывать средствами искусства).
Воспитательные задачи: воспитание активно-мыслящего мировоззрения, через общение с искусством; воспитание художественно-эстетического вкуса, в потребности в освоении ценности мировой культуры.
Развивающие: развивать чувственные эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности; развивать воображение.
Образовательные: освоение знаний о стилях и направлениях МХК, их характерных особенностей, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культурах; овладение умением анализировать произведение искусства, оценивание их художественных особенностей, умение высказывать о нем собственное мнение; использование приобретенных знаний и умений.
Все эти задачи способствуют всестороннему развитию личности.
Кроме того, задачи преподавания МХК состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащегося с произведением мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:
- обогащать их духовный мир, воспитать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека»;
- развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития МХК, распознать особенности образного языка искусств.
Все это позволит: воспитать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой; пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни.
Принципы преподавания МХК в школе:
В основе преподавания лежит принцип интеграции. Каждое искусство (литература, живопись, музыка, кино) живет по своим законам, но между ними устанавливаются идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития искусства.
Принцип историзма. Он позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития МХК, обеспечивает понимание школьника глубокой зависимости художественных явлений от общественной жизни. В ученика убеждает в этом не только исторический опыт человечества, сконцентрированный в произведениях искусства, но и современное состояние культуры, увиденное, эмоционально-прочувствованное и понятое сквозь призму этого жизненного опыта.
Принцип опоры на творческий метод (основополагающий). Он позволяет развернуть перед учеником широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру, идеи, объединенное творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи.
Так с позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, таких как классицизм, романтизм, реализм, символизм и другие методы, черты преемственности и новаторства в них.
А опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.
Таким образом, интегративный принцип в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод открывают широкие возможности для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов.
Содержание кура МХК:
- изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
- изучение различных проявлений художественного гения различных народов в каждую конкретно-историческую эпоху;
- изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.
Вопрос.
Урок MXK: основные требования, типы уроков. Принципы организации художественно-педагогического общения в ходе преподавания МХК.
Урок-это форма организации обучения, часть образовательного процесса.
Требования к уроку: 1)научное содержание (учитель должен постоянно соотносить с научостью). Гарантия: госстандарт, программы, учебники; 2)связь с жизнью; 3)разные источники знаний и приемы работы. Учитель и деятельность должны быть разнообразными; 4)учет возрастных особенностей; 5)активность и самостоятельность учащихся; 6)контакт с классом, как реализация обратной связи(мотивация и любовь к предмету).
Подготовка учителя к уроку включает следующие этапы:
1.сопоставление программы и учебника;
2. выделить в содержании учебника главное (факты);
3.новый материал обязателбно должен включаться в систему ранее изученного материала(межкурсовые и внутрикурсовые связи);
4. учитель определяет цель урока;
5. цель всегда одна, а задачи три: воспитательная, развивающая, обучающая;
6. необходимо определить тип урока (чаще-комплексный);
7. продумывание материала урока;
8. сопоставление со временем;
9. планирование домашнего задания.
Типы урока:
1.комбинированный (проверка д.з., изучение нового материала, закрепление ЗУНов);
2. урок изучения (предназначенный для старших классов)(повторение материала, сообщение темы и цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, д.з.)
3. урок закрепление (сущ-ет в нач.шк.)(сообщение цели урока, воспроизведение ЗУНов учащихся, кот-е понадобятся для выполнения заданий и упражнений, выполнение, проверка, остальное-на дом);
4. повторительно-обобщающий тип урока (повторить весь раздел)(вступление учителя о важности темы, выполнение заданий коллективно/индивидуально, проверка);
5. контрольный урок (проверка знаний: устно или письменно)
На уроках МХК главное не рассказать об искусстве, а вовлечь в произведение или «Взволновав – Заставить задуматься»
Использовать законы театра (организация переживания, эффект удовольствия по близким эмоциям)
Должна присутствовать проблемность. Проблема должна иметь нравственность. Каждый урок имеет свою структуру, сюжет, композицию, которая должна быть ясной, чёткой. Замысел композиции урока развивается в последовательной реализации проблемы. Учитель должен определить то главное, с чем должен уйти и что должен понять ученик.
(График, где х – начало урока, y-конец урока)
Экспозиция – та ситуация, из которой вырастает проблема. Имеет свой закон жанра (эпиграф), плюс музыкальное сопровождение, зрительный ряд, выставка книг….тд.
Завязка – событие, факт, явление, которое послужит толчком к возникновению конфликта (формирует проблемную ситуацию)
Постановка проблемы.
Разработка проблемы
Кульминация – узел композиции – нравственно, эстетический вывод к которому учитель подводит учеников, 5 реализуется в 6.
Развязка. Последействие. Если ты достиг цели, то ничего не закончилось после урока.
II. Заключение
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их
Вопрос.