Виды редакторского чтения

Тема 1. Стилистика текста

1. Понятие текста.

2. Типология текстов.

3. Единицы текста ( предложение, строфа, фрагмент, глава).

4.Типы текста по характеру построения (от 1-го, 2-го или 3-го лица).

5. Типы текста по характеру передачи чужой речи.

6. Типы текста по участию в речи одного, двух или более участников речи.

7. Функционально-смысловые типы текстов (повествование, описание, рассуждение и др.).

8. Функционально-стилевая типология текстов.

9. Тексты по типу связи между предложениями:

9.1. Понятие о цепной синтаксической связи. Тексты с цепными связями (прозаические строфы, основанные на цепной связи предложений).

9.2. Параллельная синтаксическая связь. Тексты с параллельными связями (параллельные прозаические строфы).

9.3. Другие структурные типы прозаических строф. Тексты с присоединительными связями.

10.Синтаксис целого текста.

11.Индивидуальные стили.

12.Композиция текста.

Задание.

Подберите тексты с учетом всех классификаций.

Литература

Одинцов В.В. Стилистика текста. -М.: Наука, 1980.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). -М.: Высшая школа, 1973.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. -М.: Просвещение, 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. -М.: Флинта; Наука, 1997.

Горшков А.И. Русская стилистика. –М., 2001. –С. 53-68, с. 244-248 (структура текста).

Накорякова К.М. Литературное редактирование. –М.: Изд-во ИКАР, 2002, с. 13-27.

Тема 2. Логические основы

Редактирования текста

1. Законы логического мышления.

2. Приемы выражения логических связей.

3. Приемы, помогающие проверить правильность логических связей.

Задания к практическому занятию №1

Задание 1. Найдите логические ошибки, обусловленные стилистическим несовершенством текста, и объясните, в чем они заключаются.

1. Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование. 2. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. 3. Скоморохи, актеры древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 4. Однако Анну Толстой спасти не может. 5. Особенно большое внимание детям уделяют женщины, матери... Не менее важную роль играет и отец. 6. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое или наоборот.

Задание 2. Какие законы логического мышления были нарушены авторами?

2.1.Точное следование режиссером замыслу композитора позволяет утверждать, что сложнейшая опера удалась.

2.2.Так сколько же надо ярких игроков для победы? «Спартаку» вчера хватило двух – одного в поле, другого в воротах. Не будь в них Черчесова – праздник в одно мгновение мог обернуться трауром. Удары Боночины и Николини были неотразимыми. Но, видно, для Черчесова таких ударов не существует.

2.3.Есть, разумеется, и добрые приметы в работе кооператоров. Например, благодарны им воины Петропавловск-Камчатского гарнизона за то, что те оказали помощь.

2.4.Для банка, начавшего с нуля, существует две альтернативы: первая – следование краткосрочным финансовым интересам, неизбежно сводящее клиентуру банка к учредителям и ограниченному кругу кредитующихся предприятий; вторая – опережающие инвестиции в банковскую инфраструктуру, не дающие на начальном этапе финансовой отдачи.

2.5.Ранее по распоряжению сейма это предприятие, единолично властвовавшее на литовском рынке связи наряду с некоторыми другими, было внесено в список хозяйственных объектов, не подлежащих приватизации.

2.6. Н.М. Карамзин родился год спустя после смерти М.В. Ломоносова, следовательно, принадлежал к тому поколению русских людей, которое развивалось под непосредственным влиянием великого русского ученого и общественного деятеля.

Задание 3. Исправьте и объясните.

1. Семинар для работников сельского хозяйства открылся в нашем городе. Его провели крупные специалисты. 2. Я понимаю, что слушателей интересует: кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведется следствие. 3. Сценическая судьба оперы Рубинштейна «Калашников» оказалась неудачной. Две первые постановки ее прошли с большим успехом. Затем опера была запрещена. 4. Ей 21 год. Она обладает всеми правами, в том числе и обязанностями.

Задание 4.Как улучшить стилистическую структуру микротекстов?

1. Я нашел в чулане чайник, и мы вскипятили в жестяном чайнике воду. 2. Ребенок ходил без пальто. От этого шестилетний ребенок простудился. 3. Вальтер Скотт родился в Шотландии. Отец английского писателя Вальтера Скотта был дворянином. 4. На углу стояли девочки. Две девочки кого-то ждали (примеры Е.В. Падучевой).

Задание 5. С какой целью использованы алогизмы в следующих текстах?

1. Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я это делал раз двадцать (М.Твен). 2. Даже сквернословие, доложу вам - и то не признается вредным, ежели оно выражено в приличной и почтительной форме (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н.В.Гоголь). 4. Вот характеристика, в ней всего в пол-листика: Пил, грубил, страдал зевотой... Может справиться с работой. 5. Наши достижения. На 2 месяца раньше сева завершена уборка озимых ананасов в колхозе имени 3-й перестройки (Литературная газета, 9.08.1989). 6. -Эй, Вацлав, отгадай: сколько моя Каська хлебов напекла? Отгадаешь - все шесть твои будут (из польского юмора). 7. -А если я откажусь стать твоей женой, - прошептала она с замиранием сердца, - ты действительно покончишь с собой? -Да, - ответил он с пафосом, - я всегда так поступаю в подобной ситуации (американский анекдот).

Задания к практическому занятию № 2

Задание 1. Отредактируйте текст, обратив особое внимание на устранение логических ошибок.

Вторая профессия тенора

70-летие отметил знаменитый тенор – в прошлом солист, а ныне режиссер Большого театра Алексей Масленников. Вся жизнь артиста связана с Большим, где он дебютировал еще студентом Московской консерватории в партии Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов», - этот образ стал ключевым в его биографии. На Зальцбургском фестивале он успешно пел Самозванца – дирижировал сам Караян, а позднее в ГАБТе и на гастролях в спектаклях других театров – Шуйского. И все же эталонными свершениями певца считаются роль Алексея Ивановича в «Игроке» Прокофьева и интерпретация вокальной музыки Свиридова. В 1988 году он перенес на сцену Бостонской оперы «Мертвые души» Родиона Щедрина, недавно возобновил в родном театре «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова и готовится к постановке «Бориса Годунова» в Самаре.

Задание 2. В чем непредусмотренный алогизм рекламного текста? Используя данный материал, составить текст рекламного объявления.

«Я работаю косметологом уже 15 лет, и мне достаточно одного взгляда на вашу кожу, чтобы определить, каким мылом вы должны пользоваться. Я считаю, что для любой кожи идеально подходит мыло «Сорти-фрут». Оно мягкое, нежное. Поэтому я рекомендую своим пациентам мыло «Сорти-фрут».

Задание 3. Установите, в чем состоит ошибка. Предложите вариант исправления.

1. Дети-казахи имели возможность получить только начальное образование. Официальная педагогика считала это вполне естественным, а реакционные чиновники царской России - нормальным положением дел. 2. У повстанцев не было оружия. На тридцать человек имелось пять пистолетов, три карабина и два автомата. 3. Хотя еще порхали вокруг листовки, но люди, гонявшиеся за ними, как дети, уже не обращали внимания. 4. Каждый день москвичи выходят на улицу, где к их услугам трамваи, автобусы, авто, такси. Около 10 миллионов пассажиров перевозит городской транспорт и гордость столицы - московский метрополитен.

Задание 4. Помогите журналисту выразить мысль.

1. В уютном и теплом зале собрались труженики и интеллигенция района. 2. Кроме двух газет, в общежитии нет никаких книг. 3. В репертуаре ансамбля народные песни, многие из которых сочинены руководителем коллектива. 4. Спортсмены и зрители поздравили олимпийского чемпиона с 25-летием. Он ответил прыжком на 16 метров 98 сантиметров. 5. В магазине всегда чистота и порядок, а многообразие живых цветов не только украшает торговые залы, но и придает особую ценность каждой приобретенной здесь книге. 6. Бригадир попросил снять с него взыскание, так как оно сыграло воспитательную роль, тем более что оно было наложено незаконно. 7. Несмотря на нехватку продуктов питания, не менее остро стоит проблема их экологической чистоты. 8. Это был ничем не примечательный дом возле гостиницы «Москва», которой тогда не было и в помине. 9. На олимпиаде школьникам предлагались для анализа связные художественные тексты: прозаические, стихотворные, басни.

Задание 5.В книге для учителя «Речь. Речь. Речь» (М., 1990. С. 213) приведен рассказ М. Пришвина «Золотой луг».

Воспроизводим текст дословно:

«... Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое, и от этого луг становится опять золотым».

В тексте опечатка (пропуск). В каком месте? Руководствуясь логикой изложения, установите о чем говорится в пропущенном предложении! Какой глагол в нем непременно должен быть?

Литература

Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. –М.: Айрис-Пресс, 2004. –С. 22-24.

Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. -С. 219-255.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. -С. 144-159.

Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. -С. 371-389.

Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. -С. 21-33.

Накорякова К.М. Литературное редактирование. –М.: Изд-во ИКАР, 2002. –С. 55-73.

Стилистика и литературное редактирование / Под ред. проф. В.И.Максимова. –М., 2004.

Терехова В.С. Литературное редактирование. -С. 30-35.

Тема 3

Виды правки

Виды редакторского чтения.

Правка-вычитка

Правка-сокращение

Правка-обработка

Правка-переделка

Знаки правки

Занятие 1

Вычитайте отрывок из статьи М.Горького «Н.С.Лесков» по тексту, опубликованному в Собрании сочинений М.Горького. Т. 24. М., ГИХЛ, 1953, стр. 235-236.

Как художник слова П.С.Лесков вполне достоин стать рядом с такими творцами русской литературы, как Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силой и красотой своей уступает таланту любого из названных творцов писания о русской земле, а широтой охвата явлений, глубиной понимания бытовых загадок ее, тонким знанием русского языка он нередко превышает названных предшественников своих. Различие Лескова с великими литературы нашей в том, что они писали пластически. Слова у них, точно глина, из которой они бесподобно лепили фигуры людей, живые до обмана, для того, что когда читаешь их книгги, то кажется, что все герои, волшебно одухотворенные силой слов, окружают тебя физически соприкасаются с тобою, то до боли остро чувствуешь их сострадание, смеешься с ними и плачешь, ненавидишь их, тебе слышны их голоса, виден блеск радости и влажный туман скорби, ты живешь жизнью дружески сострадающего человека, или враждебно отталкиваешь их от себя и все это также мучительно хорошо, как настоящая жизнь, только понятие и красивее ее!

Лесков – тоже волшебник слова, но он описал ее не пластически, а рассказал и в этом искусстве не имеет равного себе. Его рассказ – одухотворенная песень, простые, чистые великорусские слова, то задумчиво, то смешно звонкие, и всегда в них слышна трепетная любовь к людям, прикрыто нежная, почти женская, чистая любовь к людям, она, немножко стыдится себя самой.

Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, что они встают перед вами так же таинственно ощутимые, физически ясны, как люди из книг Л.Н.Толстого и др. – иначе говоря, Лесков достигает того же результата, но другими приемами мастерства.

Занятие 2

Проанализируйте текст. Укажите, какие ошибки в нем допущены. Проведите правку-сокращение.

Красково

Кто не слышал страшного имени «Салтычиха» - символа помещичьего произвола. А эта самая пресловутая - «Салтычиха» - Дарья Салтыкова, помещица-кровопийца свои дикие расправы над народом творила в конце XVIII века в деревне Кирилловке, вблизи Красково. Здесь она насмерть замучила свыше 70 чел.

В Краскове, которое было в прошлом маленьким поселком, заселенным железнодорожниками новой лении Москва – Казань, жил со своей семьей писатель В.А. Гиляровский, большой друг Антона Павловича Чехова.

В те годы Красково было окружено дремучими лесами, а под поселком весело играла своими светлыми струями река Пехорка, в которой водилось много рыбы. К сожалению, сейчас воды Пехорки заражены вредными потоками промышленных предприятий и от былого обилия рыб ничего не осталось. Тогда же у Красково, над глубоким омутом, сейчас заиленным, стояла темная громада полуразрушенной мельницы, про которую в народе ходили недобрые слухи.

Сейчас в воде Пехорки можно еще разыскать остатки этой мельницы в виде почерневших свай. По свидетельству Гиляровского, в те отдаленные годы в развалинах этой мельницы находили пристанище «добрые молодцы», потомки салтычихинских крепостных, скрывавшихся от царских сатрапов за свободолюбивые речи.

В глубоком мельничном омуте Никита Пантюхин – красковский крестьянин-рыболов выуживал оргомных налимов, употребляя на грузило гайки, которые он отвинчивал на стыках железнодорожных рельс.

Вот здесь-то, в Красково, как-то приехал в гости к Гиляровскому Антон Павлович Чехов и встретил на реке рыбака Пантюхина и попытался объяснить ему, что, отвинчивая гайки, он может сделать крушение поезда.

1. Нечто я все гайки отвинчиваю? – возразил спокойным тоном, пожимая плечами, Никита. –В одном месте, одну, в другом – другую. Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя?

Теперь Красково – любимое место для отдыха наших трудящихся. Там ничто не напоминает о страшных годах салтычихинского бесправия. Не найти теперь в Красково и рыболовов типа Никиты Пантюхина, которого взял Антон Павлович Чехов в качестве героя своего известного рассказа «Злоумышленник».

И только отдыхающих крайне огорчает река Пехорка - нужно категорически запретить Люберецким предприятиям спускать свои ядовитые воды в реку и загрязнить ее.

Занятие 3

Задание к практическому занятию № 3

Проведите правку-обработку газетного материала, обратив внимание на его композицию.

экспедиция за языком

Славен Осташковский край не только красивыми местами и рыбными богатствами, но и старинной историей своей, языком ярким и образным. Поэтому и приезжают на Селигер, конечно, не отдыхать, а работать археологи, историки, этнографы, языковеды.

Не первый год приезжают в эти места научные лингвистические экспедиции, и каждый раз остается еще много языковых особенностей. Вот и в этом году очередная диалектологическая экспедиция студентов-филологов Калининского пединститута приехала в Осташковский район продолжать наблюдения над местными жителями.

Прошлогодняя экспедиция помогла выявлению лексических богатств местных жителей, анализу их словарного запаса. Он отразил тесную языковую связь с населением соседних областей, особенно с новгородской, что можно объяснить географическим положением, а также давними историко-экономическими связями. Сбор и исследование языковых особенностей жителей других мест Осташковского района Калининской области поможет созданию более полной картины развития языка за годы Советской власти.

Можно надеяться, что эта экспедиция будет удачной и плодотворной, жители гостеприимно встретят их и помогут в их необычной, но нужной работе - сборе богатств языка.

Лингвистические исследования местных говоров имеют давнюю историю. Еще в 1814 году академик Н.Я. Озерецковский, совершивший «Путешествие на озеро Селигер», обратил внимание «на слова, совсем отличные от других мест», В.А.Слепцов в «Письмах из Осташкова (1862 г.) указывает на особенности языка осташковского жителя: «Отчего же это он от горазно, да от горажже, да от разных там питьчи да едчи никак отвыкнуть не может?». В 30-е годы нашего века здесь работала экспедиция Академии Наук СССР, составившая первый советский «Лингвистический атлас района озера Селигер». И вот спустя три десятка лет в эти места снова направляются лингвистические экспедиции.

В прошлом году, например, группа студентов-филологов работала в Сосницком сельсовете. Был собран интересный и богатый словарный материал, использованный студентами для докладов и сообщений, с которыми они выступали на конференциях в Ленинграде и Пскове; написаны на местном материале курсовые работы, часть из которых перерастает в дипломные.

Собранная лексика пополнила картотеку словаря калининских говоров, на базе которых подготовлен к печати «Опыт словаря говоров Калининской области».

Занятие 4

Задание к практическому занятию № 4

Отредактируйте текст так, чтобы он стал понятен детям школьного возраста (для опубликования в журнале типа «Юный натуралист»).

гусеницы, поедающие насекомых

Известно, что бабочки (чешуекрылые) являются главным образом растительноядными на стадии личинки и гусеницы. Однако существует несколько удивительных исключений, в частности, в семействе Lycaenidae (голубянки). Два из этих видов Aslauga и Spalgis были изучены М. Булардом (Национальный музей естественной истории, Ла Мабоке, Республика Центральная Африка). Первый вид - Aslauga purpurascens бабочка с размахом крыльев 30 мм, коричневая с бледно-голубыми мазками, гусеницы которых принадлежат к типу, имеющему сходство с мокрецами. Складки оболочки по всему телу гусеницы образуют как бы щит (особенно выраженный в районе головы) овальной формы, который сильно выступает за края тела и приклеивается к поверхности, по которой она движется. Гусеница окрашена в коричневатый цвет с мраморными прожилками, что делает ее трудно отличимой от вздутий коры на ветвях различных деревьев, в частности мимозы из рода Albizia, являющейся местом их обитания. Пищей для гусениц Aslauga служат личинки Homoptera равнокрылых из семейства Membracidae (горбатки), небольших насекомых длиной несколько миллиметров, сходных с цикадами, питающихся соками деревьев. Кроме того гусеница Aslauga поедает и червецов. Она обладает весьма характерным способом нападения. Гусеница медленно приближается к жертве, захватывает ее ртом и быстро накрывает складчатым щитом. Затем она спокойно поглощает содержимое добычи, отбрасывая пустую оболочку. Муравьев, живущих зачастую рядом с Membracidae, гусеницы не трогают, так как они сами могут быть объектами нападения муравьев. Другой вид Lycaenidae Spalgis lemolea имеет сходное строение и образ жизни. Они кормятся червецами Pulvinaria (подушечницы). Гусеница Aslauga поглощает до 150 личинок Membracidae, гусеница Spalgis поедает большое число Pulvinaria с их многочисленными яйцами. По мнению М. Буларда, изучение этих гусениц - хищников будет весьма полезным с точки зрения использования их в плане биологической борьбы с вредителями леса.

Литература

Алексеева М.И., Гаранина Н.С., Накорякова К.М. Методика редактирования. Выпуск 1 (техника правки, виды правки). -МГУ, 1975.

Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. –М.: Айрис-Пресс, 2004. – С. 100-140.

Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. -М., 1978.

Магеррамов И.А. О специфике научно-популярного изложения // Русская речь. -1983. -№ 2.

Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. -МГУ, 1982. -С. 102-109.

Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М: Изд-во ИКАР, 2002. –С. 44-53.

Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. -М.: Высшая школа, 1971. -С. 264-282.

Терехова В.С. Литературное редактирование. -ЛГУ, 1975. -С. 25-30.

Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.Н. Максимова. –С. 464-480.

Наши рекомендации