Тема: Воспитание гуманизма у детей дошкольного возраста
План:
1.Понятие гуманизма, задачи.
2.Методы воспитания гуманизма.
3.Средства воспитания гуманизма.
4. Формы воспитания гуманизма.
Рассмотрим первый вопрос.
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма. Что же означает гуманизм?
Гуманизм – ( от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей . Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.( пед.энцеклоп. словарь М.М.Безруких)
Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты( человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия сочувствия, помощи.( пед.энцекл. словарь М.М.Безруких)
Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.
( пед.словарь Г.М. Коджаспирова)
В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Какие общечеловеческие ценности вы мне можете назвать? ( добро, мать, родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость).
. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.
Какие гуманные чувства вы можете назвать? ( доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие)
Исследования показали , что все проявления могут формироваться уже в дошкольном возрасте.
А.В. Запорожец называл умение понять другого - видом внутренней психической активности ребенка.
Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:
- воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;
- создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
Для того , чтобы работать дальше необходимо расчертить таблицу.
|
Сейчас будем работать с программой, из которой выберем задачи воспитания гуманизма начиная с раннего возраста.
Первая группа раннего возраста.( 0 -1 года)
Формирование гуманного отношения у людям и природе начинается с раннего возраста.
Задачи:
- формировать элементы нравственного поведения;
- поддерживать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать у них доброжелательное отношение к близким людям.
Вторая группа раннего возраста. ( 1- 2 г)
Задачи:
- формировать навыки культурного поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослого;
- отмечать примеры доброжелательного отношения ребенка к сверстникам;
- побуждать к сочувствию и отзывчивости;
- учить бережно относиться к растениям и животным.
Первая младшая группа (2- 3г)
Воспитание доброжелательности начинается в семье – там , где ребенка любят и заботятся о нем. Добрые отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально положительным переживаниям , закрепляют чувства симпатии. Расположения к окружающим.
Задачи:
-воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям ;
- формировать опыт поведения в среде сверстников;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
Методы:
Как вы думаете, какой метод воспитания гуманного отношения в этом возрасте будет ведущим?
1) Пример взрослого:
- проявление по отношению к ребенку любви, ласки;
- частое употребление ласковых слов, поглаживания;
2) Похвала ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям( улыбнулся, отдал игрушку);
3) оценка взрослого (через оценку ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную).
Средства:
- обучение способам выражения сочувствия, внимания. Каким? (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться);
- педагогические ситуации: Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям.( н-р, малыш бьет маму, а она терпит; один ребенок не отдает игрушку, и тот его бьет – это нельзя оставлять без внимания) Приведите свои примеры.
- песенки, потешки, сказки.
Формы:
- индивидуальная .
Дошкольный возраст.
Вторая младшая группа (3 -4г)
- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- приучать детей общаться спокойно, без крика;
- создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия( играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости)
- продолжать развивать и воспитывать свой образ Я.( убеждать ребенка, что он хороший, что его любят);
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения.
Методы:
1)оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков , внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)
2) создание педагогических ситуаций( н-р, « Как попросить игрушку?)
3) приучение;
4) убеждение;
5) коллективная игра;
6) единые требования;
7) разъяснение;
8) игровые ситуации.
Средства:
- сам взрослый ( как носитель положительного способа поведения);
- пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы
- сценки ( н-р, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят);
- с-р игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? с вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам);
- рисование(« Нарисуй тех, кто о тебе заботится»и на основе рисунка рассказать ,кто и как это делает)
- фольклор- песенки, потешки, сказки;( н-р, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков.
- худ. литература ( «Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского и др.);
-диафильмы.
Формы:
- индивидуальные занятия;
- коллективная деятельность( в ней происходит усвоение социальных ценностей )
Средняя группа ( 4-5 л.)
В этом возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям природе
Задачи:
- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению( и нарушению моральных норм( сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо;
- воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым;
- учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Методы:
- остаются значимыми оценка взрослого и его пример;
- - разъяснения взрослого;( н-р., смысла и значимость категорий добра, друг, товарищ);
- учить «читать эмоции»( как ты думаешь почему Маша грустит?);
- продолжите дальше……( поощрение, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций, приучение, худ. литература).
Средства: Какие средства можно применить?
- детей этого возраста уже можно обучать решению вербальных логических задач(н-р, «Как бы ты поступил, если бы увидел, как мальчик обижает на улице кошку?; как малыши ломают ветки у дерева?). Эти ситуации позволяют ребенку решать задачи в воображаемом плане, « безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного, так и других ;
- пед. ситуации: привлечение внимания детей к способам отношений( нужно не отбирать игрушку, а вежливо попросить )
- совместная деятельность со взрослым;
- картины ( из серии мы играем), иллюстрации ( «Посмотри на этих детей, скажи кому из них весело, а кому грустно; как ты это определил?;
- практические жизненные ситуаций( сегодня
- этические беседы( «Как мы можем помочь бабушке»
- художественная литература ( мораль, оценка поступков героев книг);
- спектакли, инсценировки;
- пословицы и поговорки;
- музыка( слушание «Новая кукла», «Болезнь куклы» - из «Детского альбома Чайковского; песни из дет. мультфильмов «Улыбка», «Если добрый ты»)
Формы: Какие это могут быть формы работы?
- индивидуальные, подгрупповые и фронтальные беседы.
Старшая группа( 5-6 л)
Задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам
- воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
- учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека;
- рассказывать о помощи человека дик. животным и зимующим птицам;
- воспитывать ответственность за обитателей уголка природы;
- учить вести себя так, чтобы не навредить природе.
Подготовительная группа(6-7)
+ развивать волевые качества( умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- формировать умение спокойно отстаивать свое мнение;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природе, закладывать основы экологической культуры личности
Методы: Предложите их?
- пример взрослых и детей;
- упражнения;
- практика поведения;
- стимулирование;
- ситуация выбора;
- пед. требование;
- приучение;
- этическая беседа;
- обращение к сознанию; воле, чувству и т.д.
Средства:
- окружающая обстановка;
- коллективные игры ( «Построим корабль и отправимся в путешествие» )
- пословицы и поговорки(«При солнышке тепло, при матери добро», « Птица рада весне , а дитя матери», «Лучше горькая правда, чем горькая ложь»);
- тематические дени « В стране вежливости»( детям раздаются жетоны и в течение дня отмечают тех кто нарушил правило, кто был не вежлив и т. д. провинившийся отдает один жетон, в конце дня подводятся итоги , самый вежливый получает значок);
- общение , оно как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали, о воспитании чувств и отношений (привлечение детей к обсуждению поступков т.е. этические беседы( если ребенок совершил проступок, нужно обязательно авансировать его доверием на будущее, выразить уверенность, что в дальнейшем он не будет так поступать)). В работах Л.П.Князевой «Этические беседы в детском саду», А.М. Виноградовой « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» раскрыта методика проведения этических бесед.);
- коллективный труд, дела ;
- подготовка подарков, посещение больных, пишем письма;
- природа ( дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех кто слабее, кто нуждается в помощи);
- худ. литература;
- кино;
- музыка;
- диафильмы.
Формы:
- индивидуально;
- с подгруппой в 5-6 человек;
- фронтально.
Вывод по таблице:
1) задачи по гуманистическому воспитанию увеличиваются и усложняются от возраста к возрасту;
2) на протяжении всего дошкольного возраста взрослые обучают детей способам гуманного поведения;
3) важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример вррослых.
Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество т.е. гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Выполнение самостоятельного практического задания : подобрать произведения художественной литературы по воспитанию гуманных чувств по возрастным группам.
Литература:
1).Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : «Академия», 2004.
Стр 103 – 117.
2) Ядешко В.Н. Дошкольная педагогика, «Просвещение», 1989.
3) Гришаева Н.П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении, ж\ л Управление ДОУ, №3, 2005.