II. Анализ выполнения годовых задач
В 2015-2016 учебном году наша работа была направлена на решение следующих задач:
1. Совершенствовать систему оздоровительной работы с детьми, через:
- привитие у детей интереса к здоровому образу жизни,
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания здорового ребенка;
- повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с воспитанием основ здорового образа жизни у дошкольников;
- совершенствование работы по физическому воспитанию детей на основе авторских программ В.Г. Алямовской «Воспитание здорового ребенка» и Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» (внедрение элементов программы)
2. Организовать работу по построению оптимальной модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО через:
-создание условий для организационно-методического сопровождения процесса организации взаимодействия детей и взрослых в условиях реализации Образовательной программы ДОУ;
- повышение компетентности педагогов и родителей в решении вопросов, связанных с построением оптимальной модели образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
3. Совершенствовать педагогические компетенции педагогов в работе с детьми в адаптационный период через внедрение программы по облегчению адаптации детей и взрослых к детскому саду «Малыш, мы тебе рады»
1. Совершенствовать систему оздоровительной работы с детьми, через:
- привитие у детей интереса к здоровому образу жизни,
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания здорового ребенка;
- повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с воспитанием основ здорового образа жизни у дошкольников;
- совершенствование работы по физическому воспитанию детей на основе авторских программ В.Г. Алямовской «Воспитание здорового ребенка» и Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» (внедрение элементов программы)
Для реализации данной задачи в течение года проводились следующие мероприятия:
- В декабре была проведена консультация для педагогов «Способы пропаганды ЗОЖ в коллективе детей, в семейном воспитании», основными вопросами которой были: составляющие ЗОЖ, формы работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей.
- Инструктором по физической культуры был представлен опыт работы с семьями воспитанников по приобщению к ЗОЖ.
С целью определения роли семьи в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни проводилось анкетирование мам и пап.
Анкетирование показало, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации родителей, относительно значимости здоровья, не актуализированы и в этой связи не реализованы в повседневной жизнедеятельности. Поэтому был сделан вывод, что лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье могут быть обеспечены положительные результаты.
Двигательная активность формируется у детей успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. С этой целью родители были привлечены к изготовлению нестандартного оборудования в группах, на спортивной площадке были оборудованы яма для прыжков, дорожка для ходьбы.
Также для реализации данной задачи родители активно принимали участие в организации и проведении походов.
- В феврале 2016 г прошел семинар «Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми», участниками которого стали педагоги и специалисты детского сада. Цель данного семинара: обогатить теоретические знания и практический опыт педагогов в сфере физкультурно-оздоровительной работы.
Педагоги познакомились с результатом анализа заболеваемости детей, подробно рассмотрели составляющие физкультурно-оздоровительной работы (создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей и реализации двигательных потребностей ребенка; закаливание; специально организованная работа по физическому воспитанию, её адаптация с учетом уровня физического развития, особенностей двигательной сферы и состояния здоровья детей; спортивно-оздоровительная деятельность: физкультурные досуги (1 раз в месяц до 40 мин), дни здоровья, спортивные праздники (зимний и летний до 1 часа), соревнования ; формирование представлений о здоровом образе жизни; включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей).
Также был рассмотрен вопрос «Просветительская работа по формированию навыков ЗОЖ». Педагогами единогласно было принято решение – организовать работу по просвещению вопросов о формировании навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В холлах и приемных детского сада оформлены информационные стенды «Ребенок без проблем», «Здоровье ребенка в наших руках», «Здоровье начинается с детства», «День за днем мы растем!» тематические папки- передвижки.
В марте прошел педагогический совет «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов. Основные вопросы, рассматриваемые на педсовете были следующие:
1. Портрет выпускника.
2.Требования к разделам ООП ДО
3.Результаты анкетирования родителей «Что я знаю об оздоровительной работе в ДОУ»
4.Пед. тренинг для оценки своего уровня пед. мастерства.
5.Выявление проблемных вопросов у педагогов.
6.Моделирование проекта совершенствования работы по обсуждаемой проблеме.
7. Поиск новых форм работы
по пропаганде ЗОЖ в семье и в ДОУ
8. Итоги тематического контроля «Анализ работы ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе»
9. Создание условий для реализации программы Н.Н. Ефименко Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»
1. С итогами тематического контроля «Анализ работы ДОУ по физкультурно-оздоровительной работе» познакомила Зам.зав. по ВМР О.А Вотякова.
В процессе наблюдений за детьми в различных видах деятельности, в свободной деятельности, на прогулке было выявлено, что педагоги используют разные формы организации двигательной деятельности: зарядка, гимнастика после сна, физкультурные минутки на занятиях, подвижные игры на прогулке и в группе, учитывая интересы детей и склонности к различным видам двигательной активности. Однако не во всех группах обновляются картотеки гимнастик и подвижных игр.
В каждой группе созданы условия для подвижных и спортивных игр детей, для самостоятельной двигательной деятельности детей, для проведения оздоровительных процедур.
Также было выявлено, что работа по формированию здорового образа жизни строится на взаимосвязи педагогов и инструктора по физической культуре, используя здоровьесберегающие методики и технологии. Педагоги умеют своевременно руководить формированием у детей культурно-гигиенических навыков.
Также педагоги умеют планировать физкультурно-оздоровительную работу в течение дня, а также организовывать активный отдых: физкультурные развлечения, игры.
2. По второму вопросу выступала педагог-психолог И.А. Коренева, которая рассказала, какими качествами, знаниями должен обладать ребенок, готовый к обучению в школе. (Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и т.д.). Также педагогам было предложено разработать памятки для родителей «Какими качествами, знаниями должен обладать ребенок, готовый к обучению в школе».
3. По третьему вопросу выступала инструктор по физической культуре А. В. Афанасьева, которая подробно рассказала о задачах образовательной области Физическое развитие и направлениях образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
физическая культура, развитие физических качеств.
Также А.В. Афанасьева рассказала о требованиях, которых необходимо придерживаться при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию», а также о работе с родителями по реализации данной образовательной области.
4. О результатах анкетирования родителей «Что я знаю об оздоровительной работе в ДОУ» рассказали воспитатели старших и подготовительных групп. Согласно подведенным итогам анкетирования пришли к выводу, что большее количество родителей осведомлены о том, какие оздоровительные мероприятия и здоровьесберегающие технологии используются в детском саду. Однако не все родители знают о методике применения технологий. Все родители удовлетворены качеством условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Однако поступило предложение приобрести дополнительное оборудование для организации и проведения походов.
5. О формах работы по пропаганде ЗОЖ в семье и в ДОУ рассказала воспитатель О.А. Фокина. Были рассмотрены такие формы как:
физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ
родительские собрания
консультации
беседы
информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
- устные журналы и дискуссии с участием медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- "открытые дни” для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих процедур и т.д.;
- совместные физкультурные досуги и праздники и т.д.;
-Эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах
Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение совместных акций. Акция – комплекс мероприятий, действий, помогающих детям лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему-либо.
И т.д.
6. Вопрос «Создание условий для реализации программы Н.Н. Ефименко Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» был освещен инструктором по физической культуре А.В. Афанасьевой. Педагогам было представлено содержание программы, были рассмотрены принципы, цели и задачи программы. Также были рассмотрены формы физического воспитания (физкультурные занятия, гимнастика пробуждения, игры, физкультминутки и т.д.), которые способствуют развитию правильной осанки. Алевтина Вячеславовна рассказала о корригирующих движениях, которые позволяют тренировать мышцы, формировать и тренировать навык правильной осанки у детей. Также педагоги выполнили самостоятельно корригирующие упражнения. Алевтина Вячеславовна порекомендовала организовать встречу со специалистами медицинской академии для проведения диагностики нарушений осанки у детей старшего возраста для продолжения проведения корригирующей гимнастики.
на педагогическом совете были приняты следующие решения:
1. Ежемесячно обновлять картотеки гимнастик и подвижных игр.
2. Приобрести дополнительное оборудование для организации и проведения походов. Ответственные: администрация ОУ, родители. Сроки: в течение года.
3. Организовать встречу со специалистами медицинской академии для проведения диагностики нарушений осанки у детей старшего возраста. Ответственные: инструктор по физической культуре. Сроки: до 01.04.2016г.
4. Организовать проведение корригирующей гимнастики в 2016-2017 учебном году. Ответственные: инструктор по физической культуре. Сроки: в течение учебного 2016-2017г.
В марте прошел взаимопросмотр по использованию здоровьесберегающих технологий в течении дня с целями 1.Выявление положительного опыта в использовании здоровьесберегающих технологий.2. Приобщение к здоровому образу жизни.3. Трансляция положительного опыта работы.
Педагоги представили такие технологии, как: физкультурные паузы (средняя группа), гимнастика после сна (2 младшая группа), дыхательная гимнастика (средняя группа),
Кроме этого в течение педагоги принимали участие в спортивных соревнованиях и конкурсах: «День здоровья».
Также работа по реализации первой годовой задачи велась с родителями:
1.Родительские собрания с освещением вопросов по использованию здоровьесберегающих технологий (в течение года).
2. Совместные спортивные праздники, развлечения, конкурсы, соревнования «Мама, папа, я –спортивная семья», «Хоккей на валенках», «Футбол», «День открытых дверей» и т.д.
3.Разработка памяток, брошюр по формированию ЗОЖ.
4. Обновление физкультурных центров в группах.
В течение года по формированию ЗОЖ велась работа с детьми:
1. Ежедневный оздоровительный бег, зарядка.
2. Беседы о ЗОЖ
3. Участие в районных спортивных соревнованиях
4. Совместные спортивные праздники, конкурсы, развлечения и т.д.
5. Профилактические мероприятия по оздоровлению
6. Корригирующая гимнастика
7. Плавание
8. Закаливание
9. Витаминопрофилактика
10. Профилактические прививки
11. Витаминизированное питание
12. Регулярные осмотры детей подготовительных групп врачами-специалистами
По результатам диагностики уровень физической подготовленности, по сравнению с прошлым годом определен следующим образом:
Уровень физической подготовленности: | Контрольные результаты прошлого года (в %) | Контрольные результаты нынешнего года (в %) |
Высокий | 43,8 | |
Средний | 53,2 | |
Низкий |
В течение года инструктор по физической культуре активно вела работу на занятиях и корригирующей гимнастике по формированию у детей правильной осанки применяя методику Н.Н. Ефименко. По результатам диагностики было выявлено, что данная методика благоприятно влияет не только на формирование у детей правильной осанки, но и на снижение у них заболеваемости.