Тема: Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в деятельности общения
Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг с другом. Под общением большинство авторов понимает такую деятельность, которая заключается во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от совместного общения.
Общение, являясь специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, создает условия для реализации социальных отношений. При этом в общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная - состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная – заключается в организации взаимодействия между людьми(согласовывать действия, распределить функции и т.п.); перцептивная – включает процесс восприятия друг друга при общении, установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
- Язык- система слов, выражений и правил, их соединения в осмыслении высказывания, используемые при общении.
- Интонация, эмоциональность, выразительность, которая способна придать разный смысл одной и той же фразе;
- Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать фразу.
- Жесты как средство общения могут быть общепринятыми, т.е. иметь закрепление за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
- Расстояние - зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.
Исследования М.И.Лисиной, Н.М.Щелованова, Н.А.Аксариной, Э.Пиклера, Н.Д.Ватутиной убедительно показывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно в первую очередь проводить в сфере педагогического общения.
Существуют различные трактовки понятия «педагогическое общение». Так, в работе Е.А.Панько под педагогическим общением понимается познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского сада. В работе «Психология труда воспитателя» (Минск,1993), в статье «Что такое педагогическое общение?» (см. Дошкольное воспитание,- 1985, № 6) Е.А.Панько подчеркивает, что умение воспитателя стать на позицию ребенка создает благоприятный психологический микроклимат, который является одним из условий гуманизации педагогического процесса.
В определении В.А.Кан-Калика (см. книгу Основы профессионально-педагогического общения, - Грозный, 1979) педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
Таким образом, из приведенных содержательных характеристик видно, что общениевзрослого с детьми реализует разнообразные функции: актуализация типичных и индивидуальных качеств, свойств личности; информационную; нормативно - регулирующую; эмоциональную; перцептивную; материнскую.
Немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние ребенка при общении с ним:- содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения
В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками (Л.Н.Башлакова, М.В.Воробьева, Т.И.Ерофеева, В.Д.Калишенко и др.), отношением ребенка ко взрослому ( А.А.Бодалев, Т.А.Репина и др.), к деятельности ( Т.В.Антонова, Е.А.Архипова, Р.С.Буре, А.И.Кульчицкая, Р.М.Миронова)
В психолого-педагогической литературе описаны следующие стили общения педагога с детьми: авторитарный (от лат. –авторит – сила, влияние); демократический (помогающий), попустительский, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.