Вопрос № 11. Психологическая характеристика внимания

Внимание –интегративный психический процесс, обеспечивающий организацию и регуляцию других психических процессов; проявляется как направленность и сосредоточенность сознания на внешней практической или внутренней психической деятельности с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени необходимого для осуществления определенного акта общения или деят-ти.

Внимание характеризует динамическую сторону сознания человека.

Ф-ции: 1.Организация и контроль внешней практической и внутренней психичдеят-ти; 2.Позволяет отобрать информацию необходимую для деятельности, выработать программу действий; 3.Контроль выполненных действий и исправление ошибок.

Внимание – высшая психич функция, формир-ся в процессе жизни в обществе, благодаря освоению психологич средств, кот позволяют управлять вниманием. Сначала в качестве знаков выступают жесты и слова взрослого человека, кот управляют вниманием ребенка. На 2-м этапе ребенок учится овладевать вниманием др людей и своим собственным благодаря освоению речи.

2 вида внимания: а) непроизвольное - внимание, когда активность человека направлена на предмет в силу особенностей этого предмета, без предварительной установки цели, т.е человек не управляет своим вниманием, им управляют обстоятельства (резкая смена раздражителей). Возникновение непроизвольного внимания связано с различными причинами: 1) характер и качество раздражителя (интенсивность объекта, динамичность, новизна). Важную роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Если днем легкие шаги в коридоре не привлекают внимание, то те же шаги ночью заставят нас напряженно прислушаться. 2) внешние раздражители,к-ые соответствуют внутреннему состоянию чел-ка. Сытый и голодный ч-к будет по разному реагировать на разговор о пище. 3) общая направленность личности. Идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер – на неправильно припаркованную машину.

б)произвольное - направленность активности чел-ка регулируется сознательно поставленной целью, ч-к преднамеренно удерживает свое внимание на предмете. Ф-ция – активное регулирование протекания психическихяв-ий. Причины развития произвольного внимания – социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при общении со взрослым. Взрослый выделяет объект из среды, указав на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово.

в)послепроизвольное- сначала нужно усилие воли, а затем предмет приобретает особую привлекательность. Например, школьник решает трудную математическую задачу. Первоначально, она может его совсем не увлекать. Он берется за нее, потому что ее надо сделать. Задача трудная школьник все время отвлекается, он возвращается к решению задачи с усилиями. Но когда задача становится понятной, школьник все более и более увлекается ею, задача для него стала интересной.

По месту нахождения объекта внимания:

1.внешнее внимание (сознание сосредоточено на внешн объектах окружающей действительности; функция – познание и преобразование окр мира)

2.внутреннее внимание (проявляется как направленность и сосредоточенность сознания на объектах внутр субъективного мира человека; функция - организация процессов самопознания и самовоспитания).

В процессе организации и осуществления деятельности и общения у чел-каформирразнсв-ва и виды внимания, кот образ устойчив сочетания, на основе кот-х формируется внимательность как свойство личности.

Св-ва внимания: 1. объем - это кол-во объектов, к-ые охватываются вниманием одновременно. Объм внимания у взрослых от 4 до 9 объектов. У школьников в зависимости от возраста от 2 до 5 объектов. 2.Устойчивость -длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деят-ти. Обеспечив оптим темп выполн работы 3. Распределение - это умение выполнять две или более различные деят-ти, удерживая на них свое внимание. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока. Младший шк. плохо распределяет внимание, у него нет опыта, автоматических умений. 4.переключение - это осознанное и осмысленное перемещ-е внимания с одного предмета на другой. 5. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Первые мес. жизни – непроизвольное внимание. Начало 2 года – зачатки произвольного внимания. 2-3 года – хорошее развитие произвольного внимания. 4-5 летспос-ть направлять внимание под дей-ем инструкции взрослого. 5-6 лет непроизвольное внимание под дей-ем самоинструкции. Шк. возраст – произвольное внимание + волевое.

Внимание двигательное –внимание, при к-м в центре сознания нах-ся движение. Внимание интеллектуальное – внимание, связанное сосред-ным и напр-м интересом, объектом к-о яв-ся мысль (образы,эмоции). Сенсорное внимание – обращенное на объекты внешнего мира. Условие- познание и преобразование окружающего мира.

Наши рекомендации