Позитивные точки Крюки Вращения шеи Думающий колпак
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ1
(1 - В словарь редакторами включены дополнительные термины, встречаемые в книге, в целях пояснения их отечественным читателям и обозначены (Ред.).)
АККОМОДАЦИЯ - быстрая автоматическая способность фокусировать взгляд на воспринимаемых предметах.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ - способный воспринимать действительность в ее отдельных, составных частях вне общего контекста.
БЕГЛЫЙ ВЗГЛЯД - способность фиксироваться на деталях при целостном зрительном восприятии.
БИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ - способность координировать стороны тела с тем, чтобы они функционировали как единое целое.
БИНОКУЛЯРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - способность обоих глаз и их связанных между собой мышц работать в единой команде.
БИХЕВИРИАЛЬНЫЙ (Ред.) - поведенческий; показатель совокупности реакций организма на стимулы внешней среды, являющийся предметом исследования бихевириального направления психологии
ВИЗУАЛЬНО-АУДИАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ (Ред.) - зрительный, слуховой и чувственно-двигательный планы целостного восприятия человеком окружающей и внутренней среды.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ВОРОТА - «включенная» способность осознавать раздвоение образов при фокусировании зрения на каком-либо объекте на расстоянии.
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ - способность человека к оценке относительного расстояния (удаленности) объектов в окружающем пространстве от себя.
ГИПЕРАКТИВНЫЙребенок - чрезмерно возбудимый; проявляющий безудержность в поведении и хаотичность в движениях.
ГОМОЛАТЕРАЛЬНОСТЬ - непроизвольная активизация только одного полушария в определенный момент, которая препятствует интеграции мысли и движения.
ДВИЖЕНИЕ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА - способность костей черепа двигаться во время дыхания, движений и учения.
ДЕКОДИРОВАНИЕ - анализ любого символического языка и распознание его смысла.
ДИСЛЕКСИЯ- неспособность декодировать (распознавать) напечатанные символы (буквы) из-за процессов торможения в центрах мозга, отвечающих за восприятие. В широком смысле это любая неспособность к учению, которая вызывает путаницу и требует компенсаторного поведения.
ДОМИНАНТА- наследственная предрасположенность к преобладанию одного полушария над другим для обеспечения работы ведущей руки, глаза и уха и т.д.
ИНТЕГРАЦИЯ - длящийся на протяжении жизни процесс реализации физических, умственных и духовных сил. Представляет собой первую ступень для одновременной активизации обоих полушарий (как описано в этой книге).
КОДИРОВАНИЕ - выражение значения и языка с помощью письменных символов.
КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПОДХОД - подход в образовании, используемый по отношению к детям с проблемами интеллектуального развития (например, с задержкой психического развития - СМ.). Он призывает ребенка принять неизбежность своей учебной неспособности и учит его адаптироваться к действительности за счет увеличения сил и компенсации различных трудностей.
КОНВЕРГЕНЦИЯ- способность сведения зрительных осей обоих глаз для рассмотрения предмета и включения бинокулярного зрения.
КООРДИНАЦИЯ «РУКИ-ГЛАЗА» - визуально-моторный навык, составляющий основу работы с различными аспектами письменного языка, включая чтение, правописание и математику.
ЛАТЕРАЛЬНЫЙ (Ред.) - преимущественно либо право-, либо левосторонний.
ЛАТЕРАЛЬНЫЕ НАВЫКИ - навыки общения и языка, которые обеспечивают лево-правосторонней ориентацией в пространстве.
ЛИНЕЙНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ - процесс преимущественной последовательной обработки информации, нежели целостной, образной.
НЕЙРО-ВАСКУЛЯРНАЯ ТОЧКА - активная нервно-сосудистая точка; относится к нервно-сосудистой системе.
НЕОКОРТЕКС - специфическая часть коры больших полушарий головного мозга, развитая в наибольшей мере у млекопитающих и человека.
ОБРАЗ (ГЕШТАЛЬТ) - способность воспринимать действительность как целое, не обращая внимания на анализ отдельных ее частей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСИОЛОГИЯ - знание о мышечной системе тела и ее влиянии на учение (познание) на уровне работы целостного мозга. (Ред.- Слово «Образование» происходит от латинского «Educare» и означает «Вытягивать». «Кинесиология» - слово, производное от греческого корня «Kinesis», означает «Движение»).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИКА - программа, посвященная вопросам использования сферы кинестетики (переживаний, ощущений, движений) на основе научных знаний об интеграции деятельности мозга (правого и левого полушарий) и тела. Программа нацелена на интеграцию за счет снижения влияния стрессов и максимального наращивания потенциальных познавательных возможностей.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - навык кратковременной памяти, который дает человеку возможность слышать собственный голос, повествующий то, о чем он подумал, прочитал или услышал.
ОБЪЕДИНЕНИЕ - синтез отдельных частей, как то: фонетических звуков речи в более длинные, значимые и целые единицы (слоги, слова, предложения).
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ - способность к активизации работы обоих полушарий одновременно, максимально усиливающая межполушарную интеграцию и снижающая стресс в процессе учения (познания).
ОСТЕОПАТИЯ (Ред.) - направление мануальной терапии, предметом деятельности которого является работа по восстановлению блокированных движений костей черепа и функций головного мозга человека.
«ОТКЛЮЧЕНИЕ» - непроизвольное торможение работы одного полушария мозга для активизации другого в ситуации стресса или недостаточности интеграции.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДОМИНАНТА- наследственная предрасположенность к доминированию одной руки, обычно правой, сочетаемого с доминированием глаза и/или уха по противоположную сторону тела.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ШАГ - любое движение, вовлекающее скоординированную работу противоположных сторон тела и требующее активизации обоих полушарий одновременно.
ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ - способность к осознанию информации (мира), расположенной по сторонам тела при фокусировании взгляда прямо вперед.
ПОЛУКРУЖНЫЙ КАНАЛ (Ред.) - часть лабиринта уха, отвечающего за равновесие тела в пространстве при движении и статичной позе.
ПРОАКТИВНАЯ СВЯЗЬ - навык кратковременной памяти, который дает человеку возможность наперед воспринять собственный голос, «говорящий» о событиях, лежащих в долговременной памяти.
ПРОПРИОЦЕПЦИЯ- восприятие рецепторами (чувствительными нервными клетками) раздражения от сокращения, напряжения или растягивания мышц, сухожилий, связок, от суставов и лабиринта уха.
РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ (Ред.) - совокупность нервных структур, расположенных в спинном мозге, стволе головного мозга (продолговатом мозгу, варолиевом мосту, среднем мозгу), а также в промежуточном мозгу. Выполняет сложные интегративные функции, оказывает влияние на электрическую активность и функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Также имеет непосредственное отношение к регуляции дыхательной системы, сосудо-двигательных и др. вегетативных функций.
РЕФЛЕКС- бессознательная реакция самосохранения как первичное побуждение. В Образовательной Кинестетике под рефлекторной реакцией понимают движения, «произведенные» «образным» полушарием в гомолатеральном или неинтегрированном состоянии.
СВЕРХФОКУСИРОВАНИЕ - крайняя концентрация внимания, когда человек теряет способность удерживать анализируемую деталь в соотнесении с целостным контекстом.
СЕНЗИТИВНЫЙ - чувствительный к воздействиям определенного рода; психическая отзывчивость на раздражители.
СЕНЗИТИВНЫЕ периоды (Ред.) - периоды онтогенетического развития, в которые организм бывает особо чувствительным к определенного рода влияниям окружающей среды. В определенном возрасте быстрее и легче идет формирование определенных умений, навыков и способностей, нежели в других (например, в пять лет легче сформировать фонематический слух).
СЕНСОМОТОРНОЕ УЧЕНИЕ (Ред.) - методика, основанная на формировании базовых навыков тактильных, кинестетических ощущений и движений в их интеграции.
СЕРЕДИННАЯ ЛИНИЯ - линия, которая разделяет зрительные поля (правое и левое) и межполушарную работу при ее неполной интеграции.
СКАНИРОВАНИЕ- способность «обводить» глазами окружающее и воспринимать образную информацию без сознательной фиксации.
СРЕДНЯЯ ЗОНА - центральная зона, где одно зрительное поле (правое) накладывается на другое (левое) или работа одного полушария мозга накладывается на работу другого, создавая тем самым основу для интегрированного учения.
ФОКУС - способность концентрироваться на какой-либо одной части опыта, при отвлечении от остальных путем осознания подобия и различий между ними.
ЭКОЛОГИЯ - учение о взаимосвязи живых и неодушевленных предметов в рамках системы или окружения.