Подготовка руки и глаз к письму
Для слабовидящих детей и для детей с косоглазием и амблиопией знакомство с разлиновкой тетрадей, отработка умения держать в тетради и удерживать нужную строку, рисование овала, кружка и линий. Рисование узоров из прямых и наклонных линий; предметов из сочетаний вертикальных, горизонтальных и наклонных линий (елочек, лесенок); узоров, состоящих из знаков, полуовалов и петель, которые в будущем будут служить элементами букв.
Для слепых: обводка трафаретов фигур, накалывание точек в заданном порядке, составление орнаментов, бордюра. С целью развития гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев и рук важно овладение разными приемами сцепления и движения пальцев (замок, корзиночка, мост, молоток); лепка из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).
Организация рабочего места: ученический стол, парта, шкаф с книгами; ориентировка в книге, тетради, а для слепых, кроме того, — в приборе для письма по Брайлю.
Подбор буквенных знаков, одинаковых по числу и расположению точек.
Знакомство с зеркальностью письма по системе Брайля: с обратным положением букв при чтении по отношению к тем же буквам при письме.
Определение направления движений рук: справа налево при письме по Брайлю и слева - направо при чтении. Подготовка руки и глаз к чтению и письму.
Работа с прибором для письма по системе Брайля: умение вкладывать лист бумаги и закреплять его в приборе, правильно держать грифель, находить нужную строку и клетку в строке. Письмо точек в клетке. Знание места и счета точек в клетке под диктовку учителя. Умение контролировать пальцами левой руки движение грифеля внутри клетки и вдоль строки.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВКИ В МАЛОМ ПРОСТРАНСТВЕ Умение правильно определять цвет, называть и сравнивать форму, величину предметов путем рассматривания предметов и ярко раскрашенных картинок, связанных с прослушиванием произведений при чтении учителя, а также воспроизводимых в грамзаписи. Игра с мозаикой и кубиками. Умение правильно называть и сравнивать признаки предметов по строению, форме, цвету, величине. Игра с цветным домино. Рассматривание четьих диапозитивов о животных, птицах, насекомых, рыбках и т.п. \с предварительным объяснением учителя).
Киноуроки с использованием мультипликационных фильмов-сказок с целью развития динамики зрительного восприятия слабовидящих детей.
Различение звуков в связи с наблюдением за окружающей действительностью и играми, умение объяснить звуки (это стучат карандашом, это играют мячом и т.д.). Игра «Угадай по звуку» и др. Умение определять звуки в окружающей природе (идет дождь, шумят листья, жужжит жук и т.д.).
Организация рабочего места, ориентировка в книге, на странице тетради. Правильная посадка при письме.