По (окончание) лекции все собрались уходить.
3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы.
4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней.
Встречались часто, по (настроение).
Задание 1 О
Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.
1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, поста
новление, желание, указание).
2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).
3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).
Задание 1 1
Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-сти-листическую характеристику данных конструкций.
1. Нельзя не признать эт... роман... .
Я не ожидал тв.. критик... .
3. Я давно не получал тако... удовольстви... .
4. Я еще не посмотрел эт... кинокартин... .
5. Мы не ожидали от встречи так... разочарован... .
Задание 12
Употребите следующие словосочетания в соответствующих контекстах.
1. Забыть спектакль — забыть о спектакле.
2. Знать историю — знать об истории.
3. Объявить перерыв — объявить о перерыве.
4. Заявить протест— заявить о протесте.
5. Объявить забастовку— объявить о забастовке.
Задание 13
Употребите следующие словосочетания в предложениях. Объясните их семантико-стилистическую окрашенность.
1. Ждем трамвай — ждем трамвая.
2. Требует книги — требует книг.
3. Ищут работу — ищут работы.
4. Просит участие — просит участия.
Задание 14
Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже. Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вдохнуть (свобода), скучать (родители).
Задание 15
Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падежьчс предлогом или без предлога.
Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).
116
117
Задание 16
Выберите нужный падеж, объясните свой выбор.
1. Не разбей (окно)!
Он не смог перенести (переживания).
3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по
(он).
4. По (мы) можно проверять часы— всегда приходим
Вовремя.
5. Я желаю (встреча) с этим человеком.
Задание 17
Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Задание 1 8
Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1. Уделите внимание на здоровье.
Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Заведующий больницы встретил нас "прохладно".
4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Задание 1 9
Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.
1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.
В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.
3. Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.
4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.
118
5. Он понимает о необходимости помочь народу.
6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.
:
Задание 20
Прочтите отрывки из статьи о деепричастных оборотах А. С. Петухова. Какие типы нарушений литературной нормы наблюдаются при использовании в речи деепричастных оборотов?
В настоящей статье я хочу рассмотреть одно явление из области синтаксиса, где расшатывание старого канона уже не просто отчетливо видно, но вот-вот может стать литературной нормой. Речь пойдет о деепричастных оборотах.
Как известно, деепричастия используются в качестве синтаксических "расширителей" глаголов (в том числе и в форме инфинитива), а также отглагольных имен. Сегменты, включающие в себя деепричастия (деепричастные обороты), представляют собой аналоги придаточных предложений, но несколько более компактные по сравнению с последними. Практически любой деепричастный оборот можно заменить придаточным предложением, но обратная замена возможна далеко не всегда. Вероятно, именно такие — неосознаваемые — попытки проделать обратную замену и становятся основным источником нарушения правильности. Попытаемся разобраться в них.
...Своеобразие деепричастия, как я уже говорил, в том, что без него можно свободно обойтись в речи. Любое предложение с деепричастным оборотом преобразуется в другое высказывание без всякого видимого ущерба для смысла. Разумеется, во многих случаях — в первую очередь в художественных текстах — можно обнаружить болев или менее тонкие различия между первыми и вторыми, но разъяснить их очень трудно. Поэтому приходится либо обращаться к постулату, по которому мы отвергаем абсолютную синонимию во всех областях языка, или ограничиться указанием, что в поэтическом тексте его создатель вынужден думать и о метрико-ритмической форме. Так, предложение "Зима! Крестьянин, торжествуя. На дровнях обновляет путь" без всякого ущерба для "смысла" может быть легко преобразовано: "Когда крестьянин на дровнях обновляет путь, он испытывает торжество"'. Разрушив пушкинскую строку, мы тем не менее получили правильное предложение и доказали: без деепричастий можно обойтись.
119
Зачем же тогда деепричастия? Очевидно, они позволяют несколько сокращать, уплотнять высказывания, что, несомненно, повышает динамику речи и, вероятно, ее скорость. Именно поэтому в наше время общего повышения темпа жизни деепричастия стали очень употребительными.
Нормативное употребление деепричастия.
Правило, давно ставшее каноническим, выглядит очень просто: "Субъект действий, называемых деепричастием и той глагольной формой, которую оно определяет, совпадает" (Русская грамматика. Т. 1. С. 672). Исходя из этого правила, мы можем легко "вычислить" возможные отклонения: несовпадение субъектов, отсутствие одного из субъектов и, наконец, ложные субъекты.
Первый тип нарушений —"несовпадение субъектов" или иначе — в главном предложении и в деепричастном обороте представлены разные субъекты: "Единожды солгавши, кто тебе поверит".
Второй тип нарушений — отсутствие субъекта в предложении или деепричастном обороте. Строго говоря, с точки зрения здравого смысла у деепричастных оборотов субъект должен быть непременно, потому что деепричастие по природе своей "субъектно". Практика показывает, что это бывает не всегда: "Не по себе становилось, читая эту книгу"; "Что случилось в междуречье Тигра и Евфрата, превратив Вавилон в руины?".
Третий тип нарушений. Основное его отличие заключается в том, что если в предложениях второго типа отсутствовало "субъектное" подлежащее, то теперь перед нами предложения, у которых нет полноценного субъекта в деепричастных оборотах, потому что действие, называемое деепричастием, происходит "бессубъектно", стихийно: "Осмелившись выступить с критикой в адрес отдельных лженаучных исследований... молодой ученый был уволен".
Задание 21
Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.
1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался,
6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.
8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
Задание 22
Исправьте сложные предложения. Объясните ошибки.
1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.
2. И как жестокий укор на католической иконе в доме "странного человека" остается висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем.
3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.
4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.
5. Салют— это когда много огней и очень красиво.
Задание 23
Отметьте, оправданно ли дублируется подлежащее.
1. Каждый житель села, он сыт, в тепле и безопасности.
2. Писатель, он всегда должен быть в гуще событий.
3. Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная.
4. Журналист, с которым я познакомилась, он был всегда на два года старше меня.
Задание 24
Определите, какие виды ошибок встречаются в данных предложениях. Исправьте их.
1. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
2. Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.
3. б целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.
4. Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Вариант 1
1. Теоретический вопрос.
Норма согласования сказуемого с подлежащим.
2. Задание.
Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.
1. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.