Вопрос. Раскройте особенности работы на каждом этапе изучения части речи (на примере какой-либо части речи).
Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления через фиксацию общих и специфических признаков, позволяющих отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
Содержание понятия – это совокупность отраженных в нем при- знаков предметов или явлений (например, в содержание понятия словосочетание входит свойство быть непредикативным соединением двух или более знаменательных слов на основе подчини- тельной связи и служить для расчлененного обозначения действительности; этим свойством обладает каждое словосочетание).
Объем понятия – это множество (класс) предметов или явлений (элементов), каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия (так, в объем понятия словосочетание войдет множество, состоящее из отдельных непредикативных соединений знаменательных слов на основе подчинительной связи, независимо от вида подчинительной связи: интересный рас- сказ, любоваться звездами, мыслил оригинально).
Этапы изучения понятия по Львову:
1. Эмпирический (без терминов простыми словами)
«этап накопления наблюдений» (предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т. е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.)
2. Теоретический (термины)
• Категориальные признаки
-внутрипонятийные связи(пр. связь межу родом и числом, в множественном числе род не определяется.)
-межпонятийные связи ( прилагательное подчиняется сущ. в роде и падеже., между сущ. и глаг. – в числе-гл. прош. Времени связ. по роду, если в ед. числе.)
3. Практический( формирование умений) (обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях)
По Рамзаевой.
1. Подготовительный (проводится анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. Следует обеспечить абстрагирование от лексического значения слова и смысла предложения, а также выделение того, что является типичным для данного языкового явления. Учащиеся овладевают анализом и абстрагированием как умственными операциями)
2. ( имеет место обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение термина. Учащиеся овладевают такими операциями, как синтез, сравнение)
3. ( необходимо обеспечить осознание детьми формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними. На данном этапе учащиеся должны уметь точно формулировать определение понятия)
4. ( происходит конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. У школьников формируется умение распознавать изучаемое понятие среди других, применять свои знания в речевой практике.)
Из методического пособия Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
Рассмотрим указанную этапность процесса формирования понятия на примере грамматического понятия «глагол» (II класс).
Работа над понятием, как отмечалось выше, начинается с анализа языкового материала и установления существенных признаков понятия. Как доказано многочисленными исследованиями по психологии и методике русского языка, результативность аналитической деятельности учащихся возрастает, если школьники сами составляют (или подбирают) исходный языковой материал, выполняя под руководством учителя определенные задания. Результативность обусловлена тем, что сам характер задания требует от учащихся активного оперирования признаками понятия и нацеливает учащихся на понимание роли изучаемой категории в речи. Например, учащиеся составляют предложения на основе наблюдений за действиями, которые выполняют по указанию учителя вызванные дети. На уроке создается благоприятная речевая ситуация, побуждающая учащихся к употреблению глаголов и фиксации на них внимания.
Возможно также составление предложений по материалу экскурсии, по просмотренному накануне фильму, по части только что просмотренного на уроке диафильма, по прочитанному рассказу, по картине. При составлении предложений важно создать ситуацию коллективного поиска нужного слова (глагола), позволяющего точно передать мысль. Это и будет первоначальной фиксацией внимания учащихся на глаголе в целях раскрытия его функции в речи. Например, накануне учащиеся были на экскурсии на реке.
— Какие изменения произошли весной на реке? Что интересного вы заметили?
— Лед стал темным (потемнел).
— Лед треснул, появились разводы.
— Лед разломился (раскололся). По реке плывут льдины.
— На солнце льдинки блестят (искрятся).
— От берега лед отодвинулся (отошел), появилась вода, показался песок.
— По льдине расхаживала галка. Она искала пищу. (Учащиеся записывают с комментированием несколько предложений по указанию учителя.)
— Какие слова вы употребили, чтобы обозначить действия предметов? Подчеркните их.
— Чем они сходны? Поставьте вопросы к этим словам и сравните.
— Как называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? или дела л? что делал и? *
— Разберите по членам предложения: Лед отошел от берега. Показалась вода.
— Каким членом предложения являются глаголы: отошел, показалась?
— Скажите все (обобщите), что вы знаете о глаголах.
Пользуйтесь планом:1) Что это такое? 2) Что обозначает? 3) На какие вопросы отвечают?4) Каким членом предложения чаще всего бывают?
— Прочитайте, что сказано о глаголе в учебнике 2. На какие пункты плана дан ответ в определении учебника? Прочитайте пункт плана и ответ на него.
Учащиеся выполняют упражнения (в том числе и из учебника).
— Какие части речи, кроме глаголов, вы знаете?
— От глагола строить образуйте новое слово при помощи суффикса -телъ. Какую часть речи вы образовали?
— От слова строитель с помощью суффикса –и образуйте новое слово, укажите часть речи.
— Сравните слова: строить, строитель, строительный. Как отличить одну часть речи от другой?
Учащиеся просматривают отрывок из диафильма; составляют несколько предложений, подчеркивают в них глаголы.
В приведенном фрагменте урока в краткой форме нашли отражение все этапы процесса ознакомления с понятием:
1) анализ языкового материала и выделение признаков понятия,
2) их обобщение,
3) формулировка определения понятия,
4) сопоставление с аналогичными понятиями и включение знаний в речевую практику.
Однако учащиеся на уроке только познакомились с понятием и для усвоения необходима система упражнений, которые выполняются в течение всех уроков, предусмотренных программой на изучение темы (в частности, на тему «Глагол» во II классе отводится 20 часов). В процессе изучения темы понятие «глагол» углубляется и расширяется для учащихся, поскольку они узнают о его новых признаках: глагол изменяется по числам и по временам (имеет три временные формы). У учащихся формируются умения изменять глагол по числам и по временам, правильно употреблять в речи временные формы глагола в соответствии с целями высказывания.
В качестве обязательного компонента процесса формирования понятия включается постепенное уточнение для школьников лексического значения слов, их лексической сочетаемости с другими словами в составе предложений, развитие умения стилистически точного употребления слов в устной и письменной речи. Реализация такого подхода предусматривает элементарное ознакомление с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном значениях, со словами-синонимами и антонимами.
Таким образом, при формировании грамматических понятий, с одной стороны, необходимо развивать у учащихся умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов как определенной языковой категории, с другой стороны, важно развивать у школьников углубленное понимание лексического значения слова, иначе применение приобретенных грамматических знаний будет слишком узким и далеким от живой речевой практики, от непосредственного использования в целях общения.
На первый взгляд это положение кажется противоречивым, на самом деле оно отражает сущность речевого развития учащихся: от практического (ситуативного) владения словом в речи, от ограниченного понимания лексического значения слов школьник переходит к более углубленному (многоаспектному) пониманию лексического значения слова, к пониманию взаимодействия лексического и грамматических значений в словах, что в конечном итоге создает основу для сознательного владения словом в речи.
Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,
4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.
По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.
На следующей таблице представлен объем знаний учащихся начальных классов о частях речи (в сопоставлении):
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Обозначает предмет | 1. Обозначает признак предмета | 1. Обозначает действие предмета |
2. Отвечает на вопрос кто? что? | 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | 2. Отвечает на вопросы что делать? что делает? и др. |
3. Бывает мужского, женского или среднего рода | 3. Изменяется по родам в единственном числе | 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам |
4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам |
5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по лицам (спрягается) |
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом | 6. В предложении относится к существительному и чаще всего бывает второстепенным членом | 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым |
Вопрос. План изучения имени существительного.
М. Р. Львов выделяет ступени работы над понятием "имя существительное" :
Первая ступень предполагает первоначальное знакомство школьников с основным семантическим признаком имени существительного — предметностью, имеющей обобщенный и абстрактный характер (например, слова мороз, краснота, бег не воспринимаются ребенком как конкретные предметы). Для наблюдения существенных признаков данной части речи рекомендуется использовать конкретный языковой материал. В механизме осознания общего грамматического значения имени существительного значимую роль играют вопросы: сначала вопросы именительного падежа, в дальнейшем — вопросы косвенных падежей. Механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.
На второй ступени осознание учащимися отличительных признаков данной части речи происходит на основе перехода от морфологии к синтактическим отношениям, связям внутри предложения. Умение ставить вопросы к словам требует, как минимум, знакомства с главными членами предложения. Школьники осознают функцию имени существительного в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.
Третьяступень связана с изучением рода имен существительных.
На четвертой ступени осуществляется ознакомление с изменением формы имени существительного (изменением по числам и падежам).
8 вопрос. УУД при изучении морфологии:
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
- готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему и цели урока;
-умение составлять алгоритм и последовательность действий;
- контроль своей деятельности способом сравнения с образцом;
- умение видеть ошибку;
- умение оценивать процесс и результат деятельности;
- саморегуляция.
Познавательные УУД:
-умение строить устные высказывания;
- формулирование проблемы и её решение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний и построение модели;
- выбор основания и критерия для сравнения;
-классификация объектов;
-установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать учителя, ученика;
- вступать в диалог;
-сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
- адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе;
-умение формулировать собственное мнение;
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.