Групповые эффекты и их влияние на личность

Эффект Характеристика эффекта
Эффект присутствия других присутствие других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека, особенно при выполнении сложных действий и заданий
Эффект принадлежности к группе человек, отождествляя себя с определенной группой, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и собственную самооценку
Эффект Рингельмана в группе по мере увеличения количества членов происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу
Эффект группомыслия в сложных ситуациях критерием истинности служит сплоченное мнение членов группы, а не мнение отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой конфликтов, группа пытается найти решение успокаивающее всех, даже если оно не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного человека
Эффект конформизма своим мнением группа может оказать давление на мнение отдельного человека. Степень конформизма возрастает, если человек выполняет сложное задание или чувствует свою некомпетентность
Эффект подражания в процессе группового взаимодействия член группы склонен следовать примеру похожего на них человека. При подражании следование групповым требованиями является добровольным
Эффект «ореола» оказывает влияние на содержание мыслей, мнений, оценок, установок одного члена группы на другого. В негативном смысле эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия и приводит к предубеждениям, основанным на информации об отрицательных качествах личности
Эффект «мы» и «они» определяет чувство принадлежности к определенной группе людей («мы») и чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами («они»)
Эффект «бумеранга» агрессивные действия одного человека, направленные против другого, возвращаются к нему через отсутствие поддержки группой

Личность и коллектив как объекты управления исследуются в психологии управления с позиции ролевого поведения личности, социальных норм и совместимости. Техническое освоение и реализация членами производственного коллектива официальных социальных ролей предполагает: 1) понимание официальных целей коллектива и согласие с ними; 2) адекватность самооценки ролевого поведения в системе управления; 3) моральную готовность работника принять официальную социальную роль, активно и ответственно ее исполнять; 3) состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. В ходе адаптации складывается техника индивидуальной работы (стиль), что позволяет личности и группе выполнять с определенным успехом профессионально-функциональную роль в трудовом коллективе; 4) соответствие уровня притязаний личности целям и задачам коллектива.

Поведение личности как объекта управления в производственном коллективе рассматривается с учетом социальных норм, которые служат целям ориентации личности в ситуации выбора и обеспечивают социальный контроль ее поведения в производственном коллективе. Социальные нормы, которые складываются в малых производственных группах, отображают массовое сознание определенных социальных слоев, к которым относятся работники. К критериям совместимости и срабатываемости в группе относятся результаты деятельности ее членов и удовлетворенность деятельностью, а также эмоционально-энергетические затраты работников.

Коммуникация в организации – это процесс обмена информацией, контактная линия связи. Она представлена развитой сетью каналов (формальных и неформальных; нисходящих, восходящих и горизонтальных), предназначенных для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду, то есть служат средство интеграции организации с внешней средой.

Коммуникационная модель в организации включает следующие компоненты: передатчик → кодирование → обращение → декодирование → получатель → обратная реакция получателя → обратная связь. Передатчик (коммуникатор) – отдельное лицо или организация, передающая информацию. Получатель (коммуникант) – сторона, принимающая информационное сообщение. Обращение – основное средство процесса коммуникации (совокупность слов, изображений, звуков, символов). Кодирование (форма изображения обращения) и декодирование (расшифровка) – основные функции коммуникации. Обратная связь – получение коммуникатором ответной реакции со стороны коммуниканта.

Организация осуществляет коммуникации со следующими субъектами:

· потребителями – конечными (покупатели и пользователи товара/услуги); потенциальными покупателями и пользователями конкурирующих товаров; организациями-потребителями;

· партнерами;

· посредниками;

· конкурентами;

· финансово-кредитными организациями;

· поставщиками;

· персоналом организации;

· местными жителями;

· акционерами;

· общественными организациями;

· лидерами общественного мнения;

· представителями законодательной и исполнительной власти;

· контролирующими организациями и др.

По критерию распространения коммуникаций внутри группы они классифицируются на четыре типа (табл. 11.2.).

Таблица 11.2

Наши рекомендации