Пособия и музыкально-дидактические игры

Дидактические пособия и игры способствуют музы­кально-сенсорному развитию ребенка. С их по­мощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, же­лание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

В педагогической практике можно широко использовать такое дидактическое пособие, как, например, «Музыкальное лото», пред­назначенное для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. Лото состоит из набора органчи­ков, одинаковых по форме и цвету, деревянных пластинок-карточек и разноцветных фишек. На органчиках исполняются популярные детские песни. Дети угадывают их, называют и закрывают цвет­ной фишкой картинку (на карточке), которая соответствует му­зыкальному образу. Если звучала мелодия песенки про зайчика, то ребята закрывают картинку с его изображением. Карточки раз­даются перед игрой. Выигрывает ребенок, правильно закрывший фишками все картинки на своей карточке.

Фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные иг­рушки, инструменты, которые могут использоваться в качестве ди­дактических пособий.

Чтобы организовать музыкально-дидактическую игру на раз­личение тембра, например «Угадай, какой инструмент звучит», вос­питатель подбирает несколько инструментов, контрастных по зву­чанию (барабан, металлофон, колокольчик, триола). Играя на одном из них, он предлагает поочередно каждому участнику опре­делить на слух, на каком инструменте он играет.

Из нотных изданий можно использовать «Музыкальный бук­варь». Он содержит много интересных песенок-упражнений, с по­мощью которых в игровой форме усваиваются первоначальные сведения нотной грамоты. Яркие иллюстрации привлекают внима­ние детей и помогают выполнить задание. В приложении книга имеет нотное лото, нотоносец, ноты-кружочки, с помощью которых можно сделать множество различных пособий для занятий и игр. Напри­мер, карточки нотного лото (узкие и широкие) вырезаются и на­клеиваются на бархатную бумагу, после чего дети могут выкла­дывать из них на фланелеграфе заданный ритмический рисунок.

На основе «Музыкального букваря» можно сделать дидакти-

Стр.249

ческое пособие, которое хорошо использовать на музыкальных за­нятиях. Для этого иллюстрации книги надо увеличить примерно в 2-3 раза (сделать снимки или рисунки большего формата Некоторые игрушки-самоделки для детских игр (рояль, телевизор, электропроигрыватель и др.) могут сделать воспитатели и родители. Успех изготовления таких пособий зависит от умений творчества, изобретательности. Материал может быть самым раз­личным: коробки, катушки из-под ниток, чурбачки и т п.

Особенно привлекают ребят игрушки-самоделки, имитирующие настоящие музыкальные инструменты, например пианино с «немой» (незвучащей) клавиатурой.

Пособия-самоделки — музыкальную «лесенку» и фланелеграф — можно с успехом использовать на занятиях и в часы самостоя­тельной деятельности.

«Лесенку» изготавливают из дощечек в виде подставки, на которой крепятся металлические пластинки (снятые с металлофо­на), соответствующие ступеням натурального мажорного звуко­ряда. На отдельной палочке укрепляется кукла-матрешка, которая будет «ходить» по ступенькам лесенки. Такое пособие знакомит детей с понятиями «высота», «длительность звука», «направление движения мелодии» и одновременно является музыкальным инстру­ментом, на котором можно исполнить несложные песенки.

Фланелеграф представляет собой доску (100 X 70 см), обтя­нутую с одной стороны фланелью и укрепленную на деревянной подставке. Сверху на фланель наклеиваются узкие полоски бар­хатной бумаги, изображающие нотный стан, на котором выкла­дываются ноты-кружочки и карточки нотного лото.

В последние годы проведены исследования, доказывающие не­обходимость и возможность использования наглядных пособий, по­зволяющих приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. С этой целью разработаны дидактические по­собия, которые помогают педагогу познакомить детей в доступ­ной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а так­же с отдельными средствами музыкальной выразительности и ос­новными свойствами музыкального звука.

Например, для развития у детей умений определять разный характер музыки в двух-трехчастном музыкальном произведении можно сделать такое пособие. Небольшая деревянная дощечка (в виде прямоугольника) делится двумя вертикальными линиями на три квадрата На одном из них дается изображение улыбаю­щегося солнышка, на другом - солнышка, чуть прикрытого тучкой (засыпающего), на третьем нарисована тучка. Такие же квадраты раздаются детям. Все эти рисунки как бы условно соответствуют разному характеру музыки - бодрому, жизнерадостному; спокой­ному колыбельному; грустному. Слушая музыку того или иного характера, дети закрывают квадратом соответствующее изображение на дощечке.

Стр.250

По этому же принципу можно сделать пособия для определения жанра музыки. На деревянной дощечке изображаются буденовка, красная шапочка, шапочка клоуна. Слушая произведения этих жанров (например, произведения Д. Кабалевского «Кавалерий­ская» «Вальс», «Клоуны»), дети цветными фишками закрывают соответствующие изображения на дощечке в той последователь­ности, в какой исполнялись произведения.

Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра, например танце­вального или маршевого. В этом случае на дощечке должны быть другие изображения. Так, для определения танцевальных жанров можно использовать рисунки: а) пляшущей девочки в русском сарафане (плясовая); б) девочки и мальчика, исполняющих веселую польку; в) девочки, танцующей вальс.

Для определения разных маршей (например, при исполнении трех маршей Д. Кабалевского — «Пионеры», «Солдаты-физкуль­турники», «Деревянные солдатики») на дощечке дается изобра­жение бодро шагающих пионеров, марширующих солдат и дере­вянных солдатиков.

Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения час­тей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами оди­накового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.

На музыкальных занятиях дети получают первоначальное пред­ставление о некоторых средствах музыкальной выразительности, основных свойствах музыкального звука. Так, для того чтобы дети могли почувствовать темп в музыке, познакомиться с его измене­ниями, хорошо использовать пособия типа «Карусель», «Поезд». Пособие «Карусель» — это небольшая игрушка (из дерева или пластмассы), у которой свободно вращается верхняя часть. Де­тям предлагают одновременно со звучанием музыки вращать ру­кой карусель в соответствии с изменяющимся темпом музыки (мед­ленно, затем постепенно ускоряя до быстрого темпа и снова за­медляя к концу пьесы).

Пособие «Поезд» состоит из прямоугольного поля с изображе­нием железнодорожного полотна и небольшого паровозика с ва­гончиками. Педагог ставит на рельсы поезд и предлагает детям отправиться в путешествие под музыку, которую сначала предла­гает просто послушать. Во время повторного прослушивания кто-либо из детей передвигает поезд в соответствии с тем, как звучит музыка — быстро, медленно, ускоряя или замедляя движение.

Пособие «Громко — тихо» дает представление о динамических изменениях в музыке. Представление о разной силе звучания му­зыки связывается у детей с разной силой звучания музыкального

Стр.251

инструмента (громкое звучание, не очень громкое и тихое). Дается изображение большого, среднего и маленького аккордеона или какого-либо другого музыкального инструмента. Дети выклады­вают ту карточку, которая соответствует данной силе звучания инструмента, большому, среднему или маленькому аккордеону.

Для формирования представлений о ритме можно использовать пособие «Сложи ритм», которое состоит из набора брусочков, раз­ных по величине и цвету (10 одинаковых по цвету и 20 другого цвета по величине в два раза меньше). После повторного испол­нения знакомой попевки («Скок, скок, поскок», «Сорока-сорока», русские народные мелодии и др.) дети отстукивают ритм кубиками, а затем выкладывают брусочки в соответствии с ритмом каждой . музыкальной фразы: большими обозначают долгие звуки, а малень­кими — короткие.

Для закрепления у детей представления о тембре звучания раз­личных музыкальных инструментов используется пособие «Музы­кальный домик» (плоскостное изображение домика с крышей и шестью окошками, восемь карточек по размеру окошек с изобра­жением разных музыкальных инструментов: бубна, барабана, треугольника, металлофона, цитры, триолы, тарелок, погремушки). Детям показывают сказочный домик, в котором живут музыканты, играющие на инструментах, предлагают послушать и определить, на каком инструменте играет музыкант, живущий в первой комна­те, во второй, третьей и т. д. В это время педагог (так, чтобы дети не видели) исполняет знакомую детям попевку на том или ином инструменте. Ребенок выбирает карточку с изображением этого инструмента и закрывает ею одно из окошек домика. И так до тех пор, пока все окошки не будут закрыты.

Более наглядное представление о регистрах в музыке дает ди­дактическое пособие «Кто поет?». Три деревянные фигурки встав­ляются в небольшие углубления, сделанные в подставках. Воспи­татель показывает детям фигурки и объясняет: «Это семья — папа, мама и их маленький сынок. Они все любят петь. У папы голос низкий, у мамы — средний, а у сынишки — высокий». Дети слу­шают три музыкальных отрывка или три небольшие пьесы, звуча­щие в низком, среднем и высоком регистрах (последовательность исполнения пьес может меняться).

Прослушав звучание того или иного отрывка, ребенок выбирает нужную фигурку и вставляет ее в углубление на подставке.

Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те и другие служат учеб­ным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах музыкального языка. Однако есть и различие. Музы­кально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Дети с удо­вольствием в них играют и на музыкальных занятиях, и в своей самостоятельной деятельности.

Музыкально-дидактические игры можно подразделить на игры

Стр.252

с использованием образных игрушек, подвижные и настольно-печатные. Так, например, с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Догадайся, кто поет», в которой воспитатель использует различные игрушки, изображающие птиц, животных и передающие их голоса. Если таких озвученных игрушек нет, то воспитатель сам озвучивает их, используя звукоподражание с го­лоса. При этом он прячет игрушки за небольшой (настольной) ширмой, предлагая детям узнать, кто поет. Узнав животное, ре­бенок называет его и повторяет за взрослым звукоподражание («гав-гав», «му-му», «мяу-мяу» и т. д.). Затем педагог достает из-за ширмы игрушку, которая звучала, и показывает ее детям В практике широко применяются и подвижные музыкально-ди­дактические игры. Они помогают сформировать у детей представле­ние о свойствах музыкального звука. Например, игра «Ну-ка, уга­дай-ка» — для детей среднего дошкольного возраста — направле­на на развитие представления о высоте звуков, игра «Догадайся, кто поет» — для детей старшего дошкольного возраста — на раз­витие представления о тембре, игра «Музыкальные молоточки» — для детей средней группы — учит различать длительность звуков. Эти и другие игры такого типа включены в серию сборников «Музыка в детском саду», предназначенных для каждой возраст­ной группы и являющихся пособием к «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Среди музыкально-дидактических игр наиболее многочислен­ную группу составляют настольно-печатные. Они получили наи­большее распространение в практике. Поскольку наша промыш­ленность в настоящее время не производит в достаточном коли­честве и ассортименте подобные игры, в каждом дошкольном учреждении музыкально-дидактические игры делаются руками воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.

Приведем в качестве примера несколько таких игр. Упражняя детей младшей группы в различении звуков по высоте, педагог выкладывает на столе карточки с изображением животных, напри­мер кошки и котят (отдельно), большой собаки и маленькой собачки, большой птицы и птенчиков. Затем, подражая голосу какого-либо животного, педагог передает голосом, высокий или низкий звук. Дети по высоте звука определяют, кто мяукал, кошка или котенок, кто лаял, большая собака или маленькая собачка, и т. д. После этого они находят на столе и отбирают соответствующую карточку.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить поиграть в музыкально-дидактическую игру «Узнай песенку». Эта игра разви­вает музыкальную память, побуждает детей к различению и запоми­нанию ритмического рисунка несложных попевок. Игра проводится следующим образом. Выбирается ведущий (воспитатель или ре­бенок). Ему дают набор карточек с изображением ритмического рисунка хорошо знакомых детям попевок (например, из «Музы­кального букваря»). В игре могут участвовать несколько детей.

Стр.253

Ведущий берет одну карточку из набора и показывает ее играющим. Тот издетей, кто узнает попенку, должен ее назвать и спеть. За правильный ответ вручается фишка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все карточки из набора. А выигрывает тот, кто получил больше фишек.

Технические средства обучения (ТСО)

Средства массовой информации – радио, телевидение, кино - оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей.

Во многих учебных заведениях нашей страны и за рубежом использование ТСО стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса как наиболее эффективных методов препода­вания.

Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы народного образования. Поэтому использование ТСО в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музы­кально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс та­ких технических средств, как радио и телевидение, поможет педа­гогам в их работе.

Что же такое ТСО, применяемые в дошкольной педагогике? Это аудиовизуальные, т. е. слухо-зрительные средства: экранные, звуковые, экранно-звуковые.

К экранным средствам относятся немые кинофильмы, диафиль­мы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грамплас­тинки, радиопередачи. К экранно-звуковым — звуковые кинофиль­мы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.

Грамзаписьдоступна педагогам и может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора, оркестра.

Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает комплек­ты пластинок «Музыка для слушания в детском саду», которые включают произведения для слушания, подпевания, музыку для движений, народные мелодии. Большинство этих произведений — из репертуара «Программы воспитания и обучения в детском са­ду» Помимо этого, фирма «Мелодия» выпускает пластинки с за­писью сказок, инсценировок, детских опер (например, «Мойдодыр» Ю. Левитина, «Песенка в лесу» Р. Бойко, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Непослушное тесто» М. Черняка и др.).

Грамзаписи можно использовать в ходе музыкальных занятии, а также для организации праздников, развлечении, в самостоя­тельной детской деятельности и т. д.

Магнитофонная запись,позволяющая записать материал и сразу его прослушать, значительно обогащает педагогический про-

Стр.254

Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, составить музыкально-литературную композицию для развлечений, детских праздников, кукольных спектаклей, в удобный организовать прослушивание. Магнитофон дает также возможность Фиксировать удачное или менее удачное исполнение деть­ми песен импровизаций, и, прослушивая их с ребятами, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки В случае отсутствия музыкального инструмента магнито­фон и грамзапись могут его заменить для проведения занятий.

Радио и телевидениеобогащают детские впечатления, воспи­тывают нравственно и эстетически, учат любить и понимать му­зыку. Однако необходимо помнить об обязательном соблюдении гигиенических условий при организации прослушивания радиопере­дач или просмотре телепередач. Звук и изображение должны быть качественными. Маленьких зрителей и слушателей рассаживают так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необхо­димо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребенка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. Педагог изредка, по ходу передачи дает необходимые пояснения.

Всесоюзное радио и Центральное телевидение постоянно про­водят циклы передач для дошкольного возраста: «Радио — ма­лышам», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши» и др. В этих передачах много музыки и песен, которые ребята запомина­ют, с удовольствием слушают и сами поют.

Нередко участниками радиопередач становятся воспитанники детских садов. Они исполняют песни, читают стихи, инсценируют рассказы, сказки. Эти выступления всегда вызывают у слушающих передачу большой интерес.

Слушая передачи, дети становятся как бы соучастниками про­исходящих событий. Они переживают за своих героев: Буратино, Винни-Пуха, Чебурашку и др., радуются вместе с ними.

Диапозитивы и диафильмыотносятся к статическим нагляд­ным средствам обучения и проецируются на экран с помощью аппаратов. Диапозитив имеет свои преимущества: дает возмож­ность получить световую картину большого размера. Диафильмы, или диапозитивный фильм, — это диапозитивы, напечатанные на кинопленке. Здесь, в отличие от диапозитива, изображение и текст связаны между собой. В детском саду широко используются немые и озвученные диафильмы.

Диапозитивы и диафильмы углубляют и расширяют представ­ления детей об окружающем, способствуют накоплению интерес­ных впечатлений. Показ их хорошо сочетать с музыкальным со­провождением. Музыка усиливает впечатление от того, что дети видят на экране, помогает восприятию содержания.

В настоящее время в продаже имеются и озвученные диафильмы

Стр.255

в комплекте с грампластинкой, что также может оказать помощь в повседневной работе воспитателя с детьми.

Все перечисленные технические средства обладают определен­ными достоинствами, но лишь комплексное их использование смо­жет помочь в деле успешного обучения и воспитания дошколь­ников.

Музыкально-дидактические игры, пособия, игрушки-самоделки разнообразны по своей конструкции и назначению. Их использование на музыкальных занятиях и в часы самостоятельной деятельности акти­визирует детей и позволяет в доступной интересной форме прибли­зить ребенка к музыке.

Планирование работы по музыкальному воспитанию

Задачи

Задачи музыкального воспитания детей требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между видами музыкальной деятельности и формами ее организации, обеспечить последовательность и ус­пешность развития каждого ребенка.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает объем практических умений и знаний, учебный материал, распре­деленный по кварталам.

Содержание музыкального воспитания имеет некоторые особен­ности на каждом отрезке времени года.

Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает учеб­ный год. Комплектуются возрастные группы, в детские сады по­ступают новые дети, ребята переходят из одной группы в другую, их степень подготовленности различна. В связи с этим ставятся определенные задачи.

Прежде всего необходимо организовать детский коллектив, об­ращая особое внимание на культуру поведения, собранность, со­средоточенность ребят на музыкальных занятиях, чтобы достичь успешного выполнения учебных заданий.

Педагог наблюдает за уровнем музыкального развития каждого ребенка, намечает путь его дальнейшего развития. Проверка прово­дится на занятиях и в свободное от занятий время.

Затем в каждой возрастной группе определяются задачи воспи­тания во всех видах музыкальной деятельности — пении, движе­нии, слушании музыки. В обучении пению особое внимание обра­щается на развитие слуховой сосредоточенности (прислушиваться к мелодии песни, подравниваться к голосу правильно поющих). В ритмике ставятся задачи освоения несложных плясовых элемен­тов, различных построений и перестроений, особенно в старших группах.

В соответствии с выдвинутыми задачами отбираются музыкаль­ные произведения с учетом особенностей детей данной возрастной

Стр.256

группы. При отборе репертуара необходимо учитывать, что в ноябре наша страна отмечает великий праздник - годовщину Октябрьской революции.

Второй квартал(декабрь, январь, февраль) характеризуется что работа в группах уже налажена, педагог знает детский коллектив возможности каждого ребенка.

В процессе занятий совершенствуются детские умения, раз­виваются музыкальные способности.

Учитывая интересы и особенности музыкального развития каж­дого дошкольника, педагог во время занятий помогает тем, кто затрудняется в пении, движении, подготавливает отдельные (инди­видуальные, небольшие группы) выступления к новогоднему празднику, Дню Советской Армии.

Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат темати­кой зимних развлечений, веселых елочных инсценировок.

Составляя перспективный план, музыкальный руководитель проявляет свою творческую активность, учитывая конкретные условия детского сада, тот или иной период планирования, при­меняет разнообразные формы записи. Примерная схема показана на таблице 9 (см. с. 257).

Третий квартал(март, апрель, май) завершает учебный год. В общественной жизни детского сада отмечаются значительные события: Международный женский день, День рождения В. И. Ле­нина, 1 Мая, Праздник Победы.

В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты обучения, так как программные требования освоены, репертуар выучен.

Дети приобрели музыкальный опыт в пределах возрастных возможностей, они способны к большой самостоятельности, твор­ческой активности, применению своих знаний в самостоятельной деятельности.

Уровень музыкального развития проверяется в двух направ­лениях: у всей группы детей одновременно и у каждого ребенка в отдельности.

В конце квартала можно планировать такие занятия, на ко­торых ребята повторяют выученные в течение года произведения (песни, игры, пляски, хороводы), узнают, каких результатов они Достигли.

Эти занятия создают определенный запас музыкального ре­пертуара, с которым дети придут в школу.

Четвертый квартал (июнь, июль, август) — оздоровительный период. Преимущественно повторяется и углубляется пройденный материал. Занятия главным образом проводятся на свежем воз­духе в сопровождении баяна (аккордеона). Чаще используется грамзапись. Количество занятий сокращается, меняется их харак­тер: больше включается хороводов, упражнений с предметами (об­ручи, палки, флажки). Исполнение песен без сопровождения за­нимает значительное место.

Стр.257

Виды планирования

Существуют два вида плана: перспективный, рас­считанный на 1—2 месяца, и календарный (еже­дневный), рассчитанный на 1—2 недели.

Музыкальное воспитание и развитие имеет разнообразные фор­мы: занятия, развлечения, праздники, самостоятельная деятель­ность, использование музыки в повседневной жизни. Соответст­венно музыкальная деятельность детей приобретает характер учеб­ный, творчески самостоятельный, празднично-развлекательный. Вот почему в планировании необходимо предусмотреть эти свое­образные направления. Некоторые формы музыкального воспита­ния (занятия) планируются систематически, другие (самостоятель­ная деятельность) носят эпизодический характер.

Перспективный план продумывается и составляется музыкаль­ным руководителем с учетом воспитательных задач. Педагогам возрастных групп необходимо знать содержание плана.

В главе VIII («Музыкальные занятия») приводится примерное перспективное планирование обучения пению. Так же следует пла­нировать и другие виды деятельности. Познакомимся с планиро­ванием различных форм музыкальной деятельности вне занятий.

Таблица 9

Примерная схема перспективного плана различных форм музыкальной деятельности

N5 п/п   Формы музыкальной деятельности   Музыкально-воспита­тельная работа   Репертуар и пособия  
    Праздники     Тематика праздников и основные задачи вос- питания Перечень репертуара по ходу сценария праздника  
    Развлечения   Тематика, задачи и формы проведения раз- влечений Репертуар, театральные персонажи, художественное оформление
  Самостоятельная дея- тельность   Наблюдения, индиви- дуальный подход к де- тям с целью совершенст- вования их деятельности Перечень и порядок вне- сения музыкально-дидакти- ческих пособий, инструмен- тов, игрушек
    Музыка в повседнев- ной жизни     Использование му- зыкального сопровожде- ния на утренней гимна- стике Включение музыки в другие занятия, прогул- ку, игры и т. д. Репертуар (марши, му- зыка для бега, упражне- ний), использование грам- записи, магнитофона Репертуар, музыкальные игрушки и инструменты  

На основе перспективного составляется календарный (повсе­дневный) план. В этом плане намечается и учитывается работа помузыкальному воспитанию в течение дня: определяется содержа-

Стр.258

ние музыкального занятия, фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время, предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка. Календарный план составляет музыкальный руководитель.

В планировании необходимо учитывать разные видь, построения занятий, развлечений, праздников и т. д. Так, например, занятия можно проводить в различных вариантах. Наиболее употребительно традиционное построение - чередование всех видов музыкальной деятельности.

Существует вариант тематического занятия. В его основу кладется определенная задача музыкального воспитания, например «народная музыка», «лирический и героический жанры в музы­ке» «сказка в музыке», «природа в музыке» и т. д. В этом случае все виды музыкальной деятельности подчинены этой задаче. Вот почему такое занятие можно назвать тематическим. Оно. планируется му­зыкальным руководителем по мере необходимости.

Особый интерес вызывает новая форма занятий, вошедшая в практику. Суть таких занятий состоит в том, что в них одновре­менно решаются две задачи: одна — художественная, другая — общевоспитательная. Но реализуются они в разных видах деятель­ности детей: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Эти виды художественной деятельности взаимо­связаны общим замыслом — воплощением в красках, поэтических и музыкальных звуках одного художественного образа. Он высту­пает перед детьми своими разнообразными гранями, что обеспечи­вает проникновение в образ.

Такие занятия направлены на то, чтобы побудить детей к твор­ческим поискам, вызвать чувство радости, обогатить их разнообраз­ными впечатлениями. Ниже мы приводим план-конспект такого занятия.

План-конспект комплексного занятия для детей средней группы

Тема. «Наши игрушки».

Задачи. Воспитывать у детей интерес к игрушкам, желание играть с ними, беречь и украшать их; развивать умение воспринимать ритм в стихах; формировать чувство ритма в рисунке, пении и движениях под музыку.

Репертуар. Стихи — «Игрушки» А. Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадка» И. Михайловой, «Кораблик» Д. Хармса (отрывок); музыка — «Веселые матрешки» Ю. Слонова, «Барабанщики» Д. Кабалевского, «Ищи игрушку» русская народная мелодия в обработке В. Агафонникова).

Оборудование. Игрушки — матрешка, кораблик; материалы для аппликации — силуэты матрешек и корабликов, вырезанные из цветной бумаги (по числу детей), два панно из плотной бумаги или картона, имеющие голубой и розовый фон; му­зыкальные игрушки -барабанчики (3-4 шт.).

Ход занятия и методика.

1. Чтение детьми стихов по выбору («игрушки» А.Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадки» И. Михайловой и др.).

Стр. 259

2. Слушание стихотворения и песни об игрушках в исполнении педагога (стихотворение Д. Хармса «Кораблик», песня Ю. Слонова «Веселые матрешки»); передача детьми в хлопках ритма песни.

3. Выполнение аппликативных работ: панно «Матрешки» (на розовом фоне) и панно «.Кораблики» (на голубом фоне); ритмичное расположение силуэтов на панно.

4. Загадки об игрушках. Отгадывание детьми загадки о барабане и ис­полнение на барабанах ритмического рисунка пьесы «Барабанщики» Д. Кабалевского.

5. Проведение игры «Ищи игрушку» (русская народная мелодия в обработке В Агафонникова); передача в движении характера музыки, ее контрастных частей, ритмичная ходьба и бег под музыку, ориентировка в пространстве.

План-конспект типового музыкального занятия приведен в гла­ве «Музыкальные занятия» (с. 203—204), поэтому в данном параграфе помимо примерного планирования комплексного заня­тия, приводится пример планирования тематического музыкального занятия.

План-конспект тематического музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы

Тема. «Русский хоровод».

Задачи. Воспитывать у детей интерес к русским народным мелодиям, развивать умение различать их, передавать в движениях их контрастный характер, исполь­зуя знакомые танцевальные элементы; исполнять знакомые русские плясовые мелодии на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Электропроигрыватель или магнитофон, детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, бубны, дудочки).

Репертуар. Русские народные мелодии «Полянка», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Сеяли девушки яровой хмель».

Ход занятия и методика.

1. Слушание детьми русских народных плясовых мелодий в грамзаписи или в записи на магнитофоне («Полянка», «Ах ты, береза», «А я по лугу»). Сравне­ние характера этих мелодий (веселого, подвижного, плавного, напевного).

2. Импровизация детьми русского танца с использованием знакомых танце­вальных движений («Полянка», «Ах ты, береза»).

3. Исполнение детьми совместно с педагогом русской народной мелодии «Ах вы сени» на детских музыкальных инструментах (бубнах, трещотках, дудочках,

свистульках).

4. Исполнение детьми музыкальной игры «Плетень». Передача в движении контрастного характера музыки в первой и второй частях. Импровизация танцевальных движений в свободной пляске (под русские народные мелодии «Я на горку шла», «Сеяли девушки яровой хмель»).

Музыкальный руководитель постоянно контролирует процесс „остального развития каждого ребенка и периодически на заня-

Стр.260

тиях или после них (оставляя одного-двух ребят на 5-7 мин) организует проверку знаний.[34] Результаты проверки заносятся в отдельную тетрадь и отмечаются условным обозначением. Регулярная запись поможет педагогу установить качество усвоенных детьми знаний и своевременно устранить отставание в развитии того или иного навыка.

Планирование и систематический учет — необходимое условие ор­ганизации продуманного педагогического процесса.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте обязанности заведующего, музыкального руководителя и вос­питателя в организации работы по музыкальному воспитанию детей.

2. Каковы формы работы музыкального руководителя с воспитателями детского

сада?

3 В чем проявляется деятельность воспитателя на музыкальных занятиях в млад­шей и старшей группах? Сопоставьте это.

4. Как педагогический коллектив детского сада организует работу с родителями по вопросам музыкального воспитания?

5. Какие требования предъявляются к оборудованию зала для музыкальных за­нятий?

6. Как организовать музыкальный уголок в группе?

7. В чем выражается взаимосвязь между перспективным и календарным планами?

8. Для разных возрастных групп составьте конспект музыкального занятия (ис­пользуя музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без му­зыкального руководителя.

9. Наметьте вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании.

10. Предложите свой вариант оборудования зала Для музыкальных занятий. П. Расскажите, где лучше организовать музыкальный уголок в условиях одной из групп детского сада, в котором вы проходите практику (работаете).

12. Составьте перспективный план (на один квартал) использования музыки в повседневной жизни детей любой возрастной группы (см. табл. 9, с. 257).

13. Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в те­чение одного дня.

14. Расскажите о возможностях применения ТСО (технических средств обучения).

15. Как планируется работа по музыкальному воспитанию в детском саду?

ЛИТЕРАТУРА

Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марко­вой.— М., 1976.

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.—М., 1981.

Кабалевский Д. Б.Воспитание ума и сердца.- М., 1984.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.

Стр.261

Комиссарова Л. Н., Костина Э. П.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.— М., 1986.

Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковннна.—М., 1981, 1983, 1984.

Щенникова В. Н.Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии твор­ческой активности детей // Художественное творчество в детском саду _ М., 1974.— С. 33—39.

Эстетическое воспитание в детском саду / Под- ред. Н. А. Ветлугиной.— М., 1985.

Наши рекомендации