О воздействии резонаторов на голосовые связки
В традиционных теориях певческого голосообразования гор-
тань с голосовыми связками рассматривается как независимый ис-
точник звуковых колебаний, а резонаторы лишь как преобразова-
тели спектра, порождаемого гортанью. На самом же деле гортань с
голосовыми связками испытывает мощнейшее влияние со
стороны резонаторов, подчиняясь характеру резонансных
явлений в окружающих гортань полостях-резонаторах - как верх-
Искусство резонансного пения 143
них, так и нижних. Прекрасной иллюстрацией такого рода явления
может служить механизм звукообразования в духовых музыкаль-
ных инструментах - наиболее близкая модель работы голосового
аппарата певца (Музехольд, 1925; Белявский, 1925; Fuks, 1999).
Так, в фаготе возбудитель звука - полоска тростника (аналог голо-
совых связок) - сам по себе способен издавать лишь один очень
высокий звук. Однако под действием резонанса звуковых волн в
корпусе инструмента, эта полоска тростника (возбудитель колеба-
ний) сама начинает колебаться не с собственной высокой частотой,
а с более низкими частотами, навязанными ей резонансом
звуковых волн в корпусе инструмента, перестраиваемого
музыкантом на разные тоны в процессе игры на нем. Таким обра-
зом, вибратор в фаготе рабски подчинен резонансу звуко-
вых волн. Это наблюдается также и в медных духовых, где роль
вибратора выполняют губы трубача (весьма близкая аналогия го-
лосовым связкам певца). «Ни в одной из существующих групп му-
зыкальных инструментов, - пишет доктор искусствоведения, про-
фессор В.А. Леонов, - резонатор не оказывает столь огромного
влияния на амплитудно-частотные характеристики звука, нигде
части инструмента (имеются ввиду: возбудитель звука, резонатор,
дыхание музыканта. - В.М.) не имеют такой ярко выраженной сис-
темной связи, как в группе духовых» (Леонов, 1993).
И что для нас здесь самое важное: собственные резонансные
частоты фагота в большинстве звуков диапазона инструмента со-
ответствуют не основной частоте издаваемого фаготом звука, а
одному из его гармонических обертонов. Таким образом, резо-
натор фагота, поддерживая (усиливая) обертон, соз-
дает благоприятные условия и для колебания виб-
ратора с частотой основного тона, соответствую-
щего данному обертону.
Это положение имеет для нас принципиально важное значение, по-
скольку в голосовом аппарате певца сильный резонанс в об-
ласти НПФ, расположенный значительно выше час-
тоты основного тона басов, баритонов и большинства звуков
тенорового диапазона (ниже laв1), может поддержать и более
низкую частоту колебаний голосовых связок путем
не прямого усиления частоты основного тона, а
усиления какого-либо из ближайших обертонов.
Так, у баса НПФ (380-540 Гц), соответствующая примерно sol1-
do2, при пении певцом do (130,82 Гц) поддержит эту ноту усилением
третьей или четвертой гармоники от частоты данного тона, т.е. do2
144 В.П. Морозов
(523,26 Гц), а при пении do1 (261,63 Гц) этот же резонанс НПФ do2
(523,26 Гц) будет соответствовать уже второй гармонике от do1. Со-
вершенно понятно, что если основной тон певческого голоса перехо-
дит в частотную зону НПФ, соответствующую данному типу, напри-
мер верхнее теноровое do2 (523,26 Гц), то НПФ оказывает уже прямую
поддержку основному тону колебаний голосовых связок певца1.
Голосовые связки певца по сравнению с возбудителем звука в
фаготе - пластинкой тростника - более массивны и, кроме того,
обладают собственным механизмом настройки на любой тон диа-
пазона певческого голоса. Профессор В.Н. Сорокин называет эту
перестраиваемую гортанью частоту голосовых связок их резо-
нансной частотой. Тем не менее голосовые связки также зна-
чительно подвержены обратному влиянию резонанса в полостях
голосового тракта, которое может быть как положительным в слу-
чае их оптимальной настройки, т.е. соответствия частоте
к о л е б а н и я г о л о с о в ы х с в я з о к (Ч О Т ) , т а к и о т р и ц а -
тельным в случае несоответствия ЧОТ голосовых связок и пере-
менной силы звукового давления в резонаторах. Сила же эта, как
показывают даже приблизительные расчеты, весьма велика. Так,
при пении forte звуковое давление достигает 100 дБ и более на
расстоянии 1 м от певца; а в самом голосовом тракте, по данным
Фанта, как минимум на 30-40 дБ больше, т.е. 140 дБ, что равно 200
ньютон/м2 и соответствует 0,209 г/см2. При более мощных звуках пев-
ческого голоса, которые могут достигать 120 дБ, переменное звуковое
давление на голосовые связки составляет уже 2,09 г/см2, т.е. весьма
значительную силу, способную влиять на колебательный процесс го-
лосовых связок. Каким образом? Как уже упоминалось, весьма поло-
жительно, если частота резонанса соответствует частоте колебаний
голосовые связок, и отрицательно, если такового соответствия нет. В
первом случае связки оказываются в переменном звуковом давле-
нии большой силы, которое значительно облегчает их периодиче-
ское расхождение и сближение, т.е. уже не столько связки колеб-
лют воздух, сколько резонирующий столб воздуха ко-
леблет голосовые связки. Они как бы опираются на соко-
леблющийся синхронно с ними столб воздуха в резонаторах.
Это явление можно наблюдать в модельном опыте с усилением
звука телефонного наушника, если к нему приблизить хорошо настро-
енный резонатор, например цилиндр с отрегулированным уровнем во-
ды, обеспечивающим максимальный резонанс (описание опыта см.
§3.1.). Если в наушнике высверлить отверстие, чтобы наблюдать за
1 Об особенностях этого механизма в женских голосах см. § 3.5.5.
Искусство резонансного пения ] 45
колеблющейся мембраной (для этого опыта лучше взять динамиче-
ский телефон или наушник типа ТД-6), то можно заметить, как под
действием резонатора, который вызывает значительное усиле-
ние звука, мембрана телефонного наушника начинает
колебаться со значительно большей амплитудой. Про-
исходит это в результате того, что на мембрану телефона начинает дейст-
вовать сильное переменное давление воздуха с частотой резонирующей в
цилиндре звуковой волны. Мембрана в буквальном смысле начинает
соколебаться со звуковыми колебаниями воздуха в резонаторе.
Подобное явление происходит с любым возбудителем звука, кото-
рому помогает резонатор, например с язычком органа (в опыте Музе-
хольда, см. выше), с губами трубача в мундштуке трубы, пластинкой
тростника в фаготе и, наконец, - с голосовыми связками певца. Но в
последнем случае - при одном очень важном условии: окружающие
голосовые связки резонаторы - верхний (ротоглоточный) и нижний
(грудной)- должны быть хорошо настроены, точнее сонастроены
друг с другом. А для этого, как мы уже выяснили, вовсе не нужно на-
страивать их на частоту основного тона, как считали прежде, напри-
мер Шевилл и Поллард или Розенов и др. (см.: Заседателев, 1935), так
как угнаться за быстро изменяющейся в пении высотой звука, да еще
в таких широких пределах (двухоктавный диапазон!) совершенно не-
мыслимо1. Поэтому у певца дело обстоит гораздо проще - его резона-
торы «не гоняются» за усилением основного тона, а хорошо усилива-
ют тоны в ограниченном диапазоне частот примерно 300-600 Гц (sol1—
mil»2), т.е. в области НПФ. А в этой области всегда найдется хотя бы
одна или несколько гармоник от основного тона голосовых связок
(или сам основной тон), которые и будут усилены. Но усиление гар-
моник, как мы уже знаем, приводит также к усилению, т.е. поддержке
резонатором и частоты колебаний вибратора в целом, облегчению
этих колебаний и усилению звука в целом.
Если же в эту область резонанса НПФ «зашел» основной тон голо-
са нот re1-mi2, т.е. весь верхний диапазон мужских голосов и значи-
тельная часть диапазона женских, то будет максимально усилен и ос-
новной тон (что мы и наблюдаем на спектрах этих высоких звуков).
Образно говоря, содружество голосовых связок с резонаторами
проявляется здесь в том, что голосовые связки возбуждают резона-
тор, который, усиливая во много раз амплитуду заданных голосо-
выми связками колебаний, отдает часть этой усиленной
звуковой энергии обратно голосовым связкам, по-
' Например, для усиления низких басовых нот (Mi) ротоглоточный резонатор (см.
§ 3.2.2.) должен был бы иметь длину, ровную половине длины волны (X) от частоты
82,41 Гц (что соответствует Mi), т.е.
Отсюда ½.=ок. 2-х метров!, а грудной резонатор равен ¼.=ок. 1
метра! Поскольку же ротоглоточный резонатор существенно короче (.18-22 см), то и
усиливает он соответственно более высокие звуки, т.е. НПФ (см. § 3.2.2.)
146 ____________________В. П. Морозов______________________
м о г а я и м с о в е р ш и т ь к о л е б а т е л ь н ы е д в и ж е н и я . Н а
точном научном языке такое содружество вибратора и резонатора
называется автоколебательной системой и является важ-
нейшей основой устройства и работы всех духовых музыкальных
инструментов (Багадуров, Гарбузов и др., 1954; Леонов, 1993) и,
как мы теперь выясняем, - голосового аппарата певца тоже.
Но если в духовых инструментах частоты колебаний вибратора
и резонатора заранее рассчитываются и согласовываются (как, на-
пример, в язычковом органе), или полностью определяются резо-
натором (как в деревянных тростиевых духовых), то в голосовом
аппарате певца такая сонастройка осуществляется в процессе пе-
ния, что намного усложняет «игру» певца на своем живом музы-
кальном инструменте. К тому же голосовые связки находятся под
воздействием не одного, а двух резонаторов: верхнего - ротогло-
точного и нижнего - трахеобронхиального, усиливающих, как по-
казано в § 3.2.2., низкую певческую форманту (НПФ).
Вышеописанные сложности резонансных процессов в голосо-
вом аппарате певца являются причиной трудностей для молодых
вокалистов на пути овладения ими резонансной техникой пения.
Но трудности эти вполне преодолимы, как убеждает нас в этом
опыт выдающихся мастеров вокального искусства и их яркие об-
разные высказывания, помогающие нам понять истинные меха-
низмы резонансного пения. Рассмотрение психофизиологических
и вокально-педагогических аспектов этих механизмов мы продол-
жим в главе 4.
Важно отметить, что взаимодействие верхних и нижнего резо-
наторов - это главная основа профессионального певческого голоса,
обеспечивающая его силу, красоту тембра и легкость звукооб-
разования, неутомимость и сценическое долголетие певца.
Искусство резонансного пения 147
Грудной резонатор -