Учебно-тренировочная работа
Обучение и тренировка начинающего юного боксера должны носить воспитывающий характер. Учебный процесс должен представлять из себя воспитательный процесс, где всестороннее физическое развитие, техническая, тактическая и волевая подготовка неразрывно связаны с воспитанием коммунистической морали.
Преподаватель, обучая юного спортсмена элементам техники бокса, обязан при организации учебно-тренировочных занятий учитывать все стороны его воспитания.
Нравственное воспитание — важнейшая задача преподавателя. Оно должно получить конкретное выражение в общественной и личной жизни его ученика, в его поведении и поступках.
Во время занятий боксом юноша должен воспитываться не только физически, но и морально. Идея коммунистического воспитания должна пронизывать весь процесс обучения и тренировки.
В 1920 году, выступая на III съезде комсомола, В. И. Ленин сказал, что все дело воспитания, образования и учения современной молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали.
В учебно-спортивной работе преподаватель должен постоянно исходить из того, что хорошим боксером может стать лишь человек, не только овладевший основами навыка боксера, но и отличающийся высокими моральными качествами. Так, воспитание и обучение должны быть неразрывно связаны в едином педагогическом процессе формирования всесторонне развитого человека — будущего строителя коммунистического общества.
Часто на ринге в бою встречаются два спортсмена с одинаковой технической и тактической подготовленностью. Встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов.
Преподаватель должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, которые в суровых условиях боя способны преодолеть сопротивление противника. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки — основа боевых действий боксера.
Опыт состязаний показывает, что успех боя находится в прямой зависимости от волевой, физической, технической и тактической подготовки.
Тактика связана с техникой, зависит от нее и в свою очередь влияет на ее развитие. От умения вести бой на ринге, правильно используя технику применительно к особенностям противника, зависит мастерство боксера.
Тактику следует изучать одновременно с основами техники. С первых же шагов обучения боксер должен пользоваться техникой на основе тактики.
Тактика бокса — это искусство ведения боя на ринге, умение боксера рационально использовать боевые средства для достижения победы.
Тактика является одним из важнейших разделов обучения боксу. Только тактически грамотный боксер будет сознательно применять элементы техники, исходя из реальной обстановки боя. Действия же боксера, выражающиеся в простом повторении изученных технических приемов, искажают сущность бокса.
Период 1949—1952 годов был периодом спада нашего бокса. Объяснялось это отчасти и однообразной тактикой, приведшей к откровенно силовой борьбе, которая подменила умную и ловкую игру на ринге. Прямолинейность и однообразность тактики обеднили и технический арсенал боксеров. Из защиты, например, исчезли такие сложные приемы, как нырки, уклоны, из нападения — ближний бой. И наш бокс стал быстро деградировать.
Этот печальный урок нужно запомнить каждому преподавателю, ведущему работу с юношами. И начиная занятия с группой ребят, впервые пришедших в секцию, педагог должен помнить, что его задача научить их не только правильно наносить удары и защищаться от них, но и воспитать в них понимание того, что бокс — это прежде всего игра, требующая мужества, силы, быстроты, моментальной ориентировки.
Вот почему уже с первых занятий, обучая юного спортсмена начальным приемам бокса, следует воспитывать и развивать у них гибкую тактику. Следует всячески поощрять изобретательность юношей во время боя, их самостоятельные попытки разнообразить защиту или нападение новыми сочетаниями приемов, которыми они уже успели овладеть.
Уже с самого начала, давая своим ученикам азы бокса, преподаватель должен заботиться о расширении их тактического кругозора, а для этого ярко и точно объяснять значение приема в структуре боя. После первых 15—20 занятий, когда ученик, в какой-то мере овладев передвижениями, основными ударами и защитами от них, начинает принимать участие в вольных боях, преподаватель уже может угадать, какая тактика ведения боя будет наиболее подходящей для его воспитанника. Это подсказывается и физическим развитием {если, например, ученик отличается высоким ростом, то его следует ориентировать вести бой на дальней дистанции, если он низкий, то надо рекомендовать ему ближний бой и т. д.), и умением ученика быстро ориентироваться, и его волевыми качествами.
Определив тактику для каждого ученика, преподаватель во время занятий должен особенно внимательно следить за теми техническими приемами, которые позволят его ученику осуществлять эту тактику. Например, готовя из юноши боксера, предпочитающего дальнюю дистанцию, следует особенно тщательно совершенствовать с ним прямые удары и длинные боковые, из защит — отбивы, шаги в сторону, отходы.
В основе обучения и тренировки начинающего боксера лежат принятые в советской педагогике дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, систематичности, последовательности, доступности и прочности.
Принципы сознательности и активности, как и все дидактические принципы, являются основным руководством для преподавателя при осуществлении учебного процесса и находятся в тесной взаимосвязи, так как сознательное отношение занимающихся к учебному процессу повышает их активность на занятиях.
Сознательность и активность при обучении боксу приобретают особо важное значение, так как сам процесс обучения в боксе является очень сложным, потому что обучающиеся овладевают сложными по координации движениями, также потому, что в случае допущения ошибки на занимающегося производится физическое воздействие. Поэтому все движения боксера должны быть глубоко осознаны. Осмысливание учебного материала должно находиться в прямой связи с сознательным отношением боксеров к учебно-тренировочному процессу.
В ходе тренировки необходимо более четко и полно объяснять учащимся роль и значение каждого приема, удара, защитного движения, их место в боевом арсенале. Нужно добиться того, чтобы каждое новое движение, каждый новый прием были бы для начинающего спортсмена не самоцелью, а лишь ступенью к новому, более трудному. Этим достигается также и то, что боксер видит, к каким результатам приведут его тренировки.
Сознательность и активность спортсмена выражаются в стремлении как можно лучше выполнить задание урока, внимательно прислушиваться и стараться реализовать указание преподавателя.
Другим важным элементом воспитания сознательности и активности является творческая помощь учеников друг другу во время изучения нового приема, т. е. активное, сознательное участие в процессе обучения.
Следует указать еще па один важный элемент принципа сознательности и активности — закрепление в боевых условиях разученных комбинаций и приемов. Преподавателю необходимо добиваться такого положения, чтобы юные спортсмены строили тренировочный бой с таким расчетом, чтобы создать возможность использовать указанную комбинацию непосредственно во время боя не менее трех-четырех раз в раунде. Требование закрепления навыков на ринге позволяет учащимся быстрее осваивать сложные элементы техники бокса.
Не менее важное значение имеет воспитание критического отношения боксера к своим действиям на тренировке и, особенно, на ринге. Каждый боксер должен научиться как бы со стороны смотреть на все свои движения и подмечать свои ошибки.
Наряду с привитием молодому боксеру критического отношения к своим действиям необходимо развивать у него инициативу. Так, если ученик будет выполнять предлагаемый прием в несколько ином, наиболее удобном для него, виде, не нарушающем, однако, основ выполнения этого приема, то необходимо помочь молодому боксеру в его творческих исканиях.
Нередко у молодых боксеров наблюдается увлечение только избранным видом спорта и отрицание других спортивных дисциплин по той причине, что это якобы мешает достижению высоких спортивных результатов. Преподавателю необходимо постоянно воспитывать у молодого боксера сознательное отношение к другим видам спорта. Для этого нужно раскрыть учащимся все значение всесторонней физической подготовки и привить пм любовь к другим видам спорта, в особенности к легкой атлетике, баскетболу, плаванию, лыжам и др.
С целью воспитания сознательного отношения к учебному процессу, привлечения юного спортсмена к активному участию в разрешении поставленной задачи целесообразно задачу тренировки ставить перед началом занятий, с кратким объяснением способов ее разрешения.
В обучении должны также применяться домашние задания, как теоретические, так и практические. Самостоятельная домашняя работа, при строгом контроле преподавателя за ее выполнением, способствует развитию творчества, изобретательности в самостоятельной деятельности занимающихся.
Сознательное отношение боксеров к изучаемому материалу является одной из основных мер предупреждения травматизма при занятиях боксом. Поэтому преподаватель должен добиться, чтобы в учебных боях при изучении приемов нападения или защиты ни в коем случае не применялись сильные удары.
Принцип наглядности. При обучении молодого спортсмена особенно важно соблюдать принцип наглядности. Этот принцип заключается в том, что каждое движение, каждый прием, даваемый спортсменам на тренировках, должен быть проиллюстрирован, так как посредством зрительного восприятия в сознании людей отражается объективная реальность.
В работе с юными боксерами этот принцип должен быть доминирующим, в связи с тем, что он способствует лучшему запоминанию и закреплению знаний и навыков. Рассматривая принципы обучения детей, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что в занятиях с детьми необходимо применять такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях в словах, а на конкретных образах. Поэтому указанный принцип при занятиях с юношами следует применять как можно шире.
Принцип наглядности при обучении боксу юношей осуществляется с помощью следующих методов: образцового показа, демонстрации учебных плакатов и иллюстраций, критического наблюдения занимающихся за боями своих товарищей на тренировках и соревнованиях, наблюдения за боями мастеров спорта.
Первым и наиболее действенным из этих методов можно считать образцовый показ. Особенно большое значение показу придают наши ведущие тренеры, объясняя это тем, что зрительное восприятие у юношей выше, чем слуховое, поэтому тот или иной прием боксерского арсенала значительно быстрее воспринимается не при устном объяснении, а при непосредственном показе.
Для большей наглядности и убедительности показ дат-жен сопровождаться кратким образным объяснением, так как одного лишь показа техники выполнения того или иного приема недостаточно. Это помогает юному боксеру понять и осознать движения, найти в них важнейшие, отправные моменты. В этом отношении квалифицированное объяснение тренера играет важную роль.
Очень полезно непосредственный показ дополнять демонстрацией плакатов и иллюстраций с изображением того или иного движения. Большую пользу приносит просмотр кинокартин, в которых демонстрируется техника лучших боксеров. Однако при однократном просмотре картины юные боксеры не в состоянии заметить и осознать все детали техники. Поэтому большое значение приобретает просмотр кинокольцовок.
Полезность демонстрации кольцовок заключается в том, что внимание спортсменов сосредоточивается на изучаемом движении, а нередко и на одной детали его, в течение времени, необходимого для полного понимания и осознания этого движения.
Не менее важную роль в занятиях с юношами играет метод наблюдения учащихся за боями друг друга. Целесообразно во время и после боев проводить объяснение тех или иных игровых моментов, причем лучше, если учащиеся сами будут высказываться возможно более полно и критически. Что же касается тренера, то он должен подвести итог этому обсуждению, кратко останавливаясь на неправильных высказываниях своих учеников.
Строгое соблюдение принципа наглядности является необходимым для успешной работы с юношами, при этом чем моложе спортсмен, тем большее значение приобретает применение указанного принципа в тренировке.
Принципы систематичности и последовательности. Эти принципы тесно связаны. Успешность обучения в большой степени зависит от соблюдения принципов систематичности и последовательности.
Несоблюдение этих принципов в физическом воспитании может отрицательно сказаться на здоровье занимающихся. Об этом особенно следует помнить на занятиях по боксу, где от юных спортсменов требуется огромное нервное и физическое напряжение, а также выполнение упражнений, требующих сложной координации.
Принципы систематичности и последовательности обязывают преподавателя строго учитывать как возрастные особенности юношей, так и степень их физической подготовленности.
П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что в физическом образовании особо строго следует соблюдать постепенность и последовательность, так как нарушение этого непременно приведет к болезни.
Систематичность и последовательность в тренировке выражается в постепенном возрастании требований, предъявляемых к организму юного спортсмена в процессе тренировки. По мере развития организма юного боксера возрастает и тренировочная нагрузка, проявляющаяся во все большей плотности и сложности движений.
Постепеннее увеличение нагрузки положительно влияет на развитие организма юноши и создает новые возможности для увеличения нагрузок.
Принципы систематичности и последовательности должны быть широко использованы при планировании физической и нервной, психологической нагрузки занятия. Физическая нагрузка должна планироваться таким образом, чтобы на каждом занятии учащиеся получали несколько больший объем нагрузки по сравнению с прошлым, причем в первую очередь нужно давать упражнения на развитие быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносливости.
Практика показывает, что учащиеся утомляются значительно меньше и степень усвоения ими новых элементов значительно лучше на тех занятиях, в которых гимнастика силового характера, требующая большого напряжения сил, проводится после разучивания техники.
Аналогично должна планироваться и психологическая нагрузка уроков. Так, на первых занятиях ученикам надо предлагать для разучивания простые движения, не связанные с риском, а на последующих — уже более сложные приемы нападения или защиты, связанны с известным риском, с обострением боя.
Строгую постепенность возрастания нагрузки необходимо соблюдать как при планировании тренировочных занятий, так и при составлении календаря спортивных соревнований. Соревнования надо проводить тогда, когда организм занимающегося достаточно подготовлен к нагрузкам. Этому должны предшествовать учебно-тренировочные занятия, где наряду с постепенным увеличением нагрузок использовались повышенные нагрузки. Своевременное введение повышенных нагрузок способствует быстрейшему наступлению спортивной формы, т. е. оптимальному состоянию, при котором спортсмен может выполнить предельную работу. Преподаватель должен помнить о том, что в занятиях с юношами повышенные нагрузки следует вводить с большой осторожностью, только после длительной и тщательной подготовки, ибо преждевременное применение их может повредить формированию молодого организма.
Содержание тренировочных занятий должно быть строго систематизировано с тем, чтобы новый учебный материал вытекал из старого, уже пройденного. Известно, что труднее всего у занимающихся протекает развитие координационных движений. Поэтому выработке столь необходимого боксеру качества нужно уделять особенное внимание. В развитии координации движений нужно следовать основному педагогическому правилу в обучении: переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Вначале ученикам нужно предложить общеразвивающие гимнастические упражнения, в которых делается упор на подводящие упражнения, в какой-то степени напоминающие специальные движения. Далее предлагаются уже специальные упражнения из числа наиболее элементарных. Например, передвижение по кругу, удары на ходу и др. Лишь после этого можно дать первые простейшие комбинации.
Тренировочные бои, исходя из основных положений принципов систематичности и последовательности, следует давать в следующем порядке: вначале учебные, затем условные и, наконец, вольные бои.
Принцип доступности. Обучение будет протекать успешно лишь в том случае, если наряду с другими принципами будет строго соблюдаться принцип доступности. Уже само название этого принципа говорит о том, что любому боксеру можно рекомендовать для выполнения лишь тот учебный материал, который ему доступен по его общефизической и психической подготовленности. Это относится как к содержанию учебно-тренировочных занятий, так и к построению календаря соревнований. Чрезмерно трудные и недоступные по силам юному боксеру упражнения отрицательно действуют на него, подавляя инициативу, волю и снижая интерес к занятиям.
Если степень физической подготовленности занимающихся можно определить с помощью врачебного контроля, то координационные способности преподаватель может определить лишь путем педагогических наблюдений. Выявив степень этой подготовки, он в своей учебно-тренировочной работе должен ориентироваться не на способности отдельных, более сильных или более слабых учеников, а на уровень подготовленности всего коллектива в целом. Такой метод позволяет, во-первых, не задерживать усвоение программного материала, как это было бы, если бы педагог ориентировался на отдельных, более слабых учеников, н, во-вторых, не отпугивать учеников трудностью занятий, как это непременно случилось бы, если бы он ориентировался на лучших и наиболее способных учащихся.
Чтобы сделать занятия более доступными и посильными, необходимо при составлении пар для тренировочных боев подбирать партнеров, примерно равных по весу, возрасту, общефизической и технической подготовленности. Несоблюдение этого условия может привести к тому, что разница в физическом и техническом развитии подавит инициативу одного из них, приведет к неуверенности в своих силах.
Преподаватель постоянно должен помнить о том, что доступность многих упражнений, приемов атаки или защиты во многом также зависит от мастерства тренера-педагога, от его умения объяснить, показать упражнения, от правильности построения всего учебно-тренировочного процесса.
Принцип прочности. По сравнению с другими видами спорта в боксе требуется очень большая координация движений. Боксеру нужно овладеть большим количеством двигательных навыков, чтобы правильно ориентироваться в мгновенно меняющейся обстановке, применяя соответствующее атакующее или защитное движение. Для успешного применения боксером в бою тех или иных приемов атаки или защиты нужно, чтобы он овладел ими основательно и прочно.
В занятиях с юношами нужно, прежде всего, ориентироваться на то, что молодые боксеры быстрее, чем взрослые, усваивают новые приемы, но зато и быстрее их забывают. Поэтому в работе с подростками большое внимание следует уделять частым и тщательным повторениям пройденного.
В первую очередь должны повторяться те упражнения и действия, которые воплощают в себе сущность того или иного раздела техники. Так, например, при изучении бокового удара необходимо все время повторять прямые удары и удары снизу, где особо тщательно нужно следить за правильностью выполнения движений ногами, так как работа ног при нанесении всех ударов почти идентична. Обращая внимание на правильность выполнения движений ногами при нанесении прямого или удара снизу, преподаватель облегчает учащимся усвоение работы ног при боковом ударе.
Для прочного закрепления двигательного навыка иногда требуется продолжительное время. Повторение будет наиболее успешно в том случае, если оно применяется в определенной последовательности и дозировке, ибо при отсутствии систематического повторения отдельные приемы техники бокса быстро забываются.
Промежутки между занятиями должны быть такой длительности, чтобы оставался «след» от предыдущего занятия. Практика показала, что трехразовые занятия в неделю наиболее полно отвечают этому требованию.
Нужно учитывать важность того, что при повторении ранее изученного занимающиеся не только закрепляют пройденные ранее приемы атаки или защиты, но обнаруживают моменты, прежде ими не замеченные, и могут применять их при решении новых тактических задач.
Нельзя разучивать на одном занятии несколько новых приемов атаки или защиты, так как при этом внимание юного боксера распыляется и изучение одного приема заметно тормозит освоение другого.
Преподаватель должен требовать от учащихся повторения ранее пройденного и во время учебного боя. Так, если учащиеся проводили бой для закрепления боковых ударов, то необходимо добиться того, чтобы они демонстрировали в бою не только боковые удары, но и прямые, и удары снизу, а также те простейшие комбинации, которые они усвоили на предыдущих занятиях. Лишь при таком условии молодой боксер не только хорошо усвоит и запомнит пройденное, но и научится правильно применять на ринге изученные удары и защиты. Поэтому бой на ринге является одним из наиболее действенных методов повторения и закрепления пройденного материала.
Останавливаясь на закреплении изученного материала, нельзя не упомянуть о тех учениках, которые пропустили одно или несколько занятий по уважительной причине. Занятия в секции бокса настолько плотны, что пропустившему тренировку уже не легко догнать своих товарищей в последующее время. Поэтому тренер должен уделять особое внимание отставшему боксеру. Этим путем можно избежать таких случаев, когда учащиеся, отставая от своих товарищей, прекращают занятия в секции.
Для обучения элементам техники бокса и их совершенствования учебный материал должен располагаться концентрически.
Принцип концентрического расположения материала в учебной работе выдвинул известный славянский классик педагогики Я. А. Коменский, который писал, что все подлежащее изучению должно сначала преподаваться в простейших основных началах, чтобы учащиеся получали о них общее понятие в целом, а затем уже должно происходить усложнение этих приемов, с исправлением допущенных ошибок и неправильностей.
Этим принципом руководствовался также К. Д. Ушинский. Он писал: «Повторяя беспрестанно старое и, при каждом повторении, прибавляя немного нового, дитя прочно усваивает громадное количество фактов, которого бы ему никогда не сделать, если бы оно усваивало один факт за другим, не строя нового на прочном фундаменте старого».
Используя этот принцип, следует располагать учебный материал таким образом, чтобы приемы атаки или защиты распределялись как бы по спирали, где ранее изученные приемы техники бокса повторялись через некоторое время, но уже в более сложной форме. Такое построение учебно-тренировочных занятий дает возможность не только обучать отдельным элементам и совершенствовать приемы в целом, но также исправлять ошибки и недостатки, допущенные некоторыми занимающимися на предыдущих занятиях.
Период начального обучения (первый год занятий) следует условно разбить на три этапа:
I этап — с I сентября по I января — 4 месяца;
II этап — с 1 января по 1 марта — 2 месяца;
III этап — с 1 марта по 1 июля — 4 месяца.
Июль — август приходятся на переходный период. Первый этап охватывает первые четыре месяца занятий.
На первом этапе обучения решается задача начальной подготовки юных боксеров.
В течение четырех месяцев занятий занимающиеся должны быть ознакомлены со следующими разделами техники бокса: 1) боевой стойкой, 2) основами передвижения, 3) прямым левой в голову и туловище, 4) прямым правой в голову и туловище, 5) защитами — подставкой правой ладони, предплечья, левого плеча, отбивом правой влево, уклонами с контрударами прямым левой или правой в туловище, 6) обманными движениями, 7) повторными прямыми ударами левой, 8) сочетаниями прямых ударов левой и правой («раз-два») и защитами от них, 9) ударами снизу и защитами от них, 10) боковыми ударами и защитами от них.
Из этого видно, что на первом этапе обучения занимающиеся ознакамливаются со всеми основными ударами и защитами от них. Таким образом, на первом этапе начального обучения юным боксерам прививается широкий круг технических средств.
Обучение каждому приему бокса следует начинать с объяснения и показа, причем надо добиваться, чтобы показ был возможно более четким и правильным.
Изучаемый прием необходимо демонстрировать в трех перспективах; вперед, назад и вправо или влево.
Показ надо стараться сопровождать по возможности четкими, лаконичными замечаниями, причем внимание занимающихся должно обращаться на наиболее важные элементы приема. Одновременно надо тактически обосновать этот технический прием, т. е. элементарно разъяснять, когда и при каких обстоятельствах он может быть применен. Таким образом, преподаватель обучает технике в органической связи с тактикой.
Обучая новому приему техники бокса, с целью облегчения выполнения нового движения необходимо установить его связь с изученным ранее материалом, подчеркивая уже известные, сходные положения. Объясняя прием, тренер должен широко использовать образные выражения и сравнения.
Для разучивания приемов следует применять в зависимости от степени трудности движения как целостный, так и расчлененный и комплексный методы обучения. Однако наиболее часто используются комплексный и целостный методы.
С самого начала необходимо добиться, чтобы занимающиеся выполняли прием в целом. Если замечаются ошибки, общие для всей группы или большинства, то следует остановить всю группу и указать на недостатки. При этом надо разъяснить и показать, как нужно правильно выполнять тот или иной элемент движения. Затем следует предложить сначала правильно выполнить неудавшийся элемент приема, а затем уже весь прием полностью.
Если же ошибки встречаются лишь у отдельных обучаемых, то указания даются только им, а остальная группа продолжает разучивать прием.
Обучая как приему в целом, так и отдельным его элементам, нужно стремиться, чтобы занимающиеся полностью осознали суть этого движения, поняли цель и назначение его, а также знали, как можно тактически применить изучаемое движение в бою.
Крайне важно, чтобы занимающиеся во время изучения и совершенствования техники бокса не только правильно выполняли то или иное движение, но также следили за своими партнерами. Такое активное, сознательное отношение к изучаемому материалу со стороны самих учеников способствует более успешному обучению. Заметив ошибки, которые допустил партнер, занимающийся сам старается их не делать.
Обучение приемам атаки и защиты следует строить по следующей схеме:
1. Овладение движением в одношереножном разом кнутом строю (занимающиеся построены в зависимости от размеров зала в разомкнутую колонну по четыре, по три и т. п.).
2. Обучение приемам атаки в двушереножном строю (один партнер держит перчатку, как «лапу», а второй наносит удар).
Здесь, обучаясь приему, занимающиеся под команду преподавателя выполняют движения ритмично, элементы внезапности и неожиданности исключены. Это в значительной мере помогает занимающимся правильно выполнять и усваивать движения.
Обучение приему в двушереножном строю (боксеры первой шеренги атакуют, а второй — защищаются). В выполнении приемов атаки и защиты здесь соблюдается определенная очередность: когда боксеры первой шеренги атакуют, боксеры второй — защищаются, в следующий момент уже атакуют боксеры второй шеренги, а боксеры первой — защищаются. Такое чередование позволяет боксерам более четко выполнять приемы атаки и защиты, а также повышает их сознательность и активность. Атака выполняется под четкую команду преподавателя.
Обучение приему в двушереножном строю (один боксер атакует, а второй — защищается, но без команды преподавателя). Теперь уже наблюдается некоторая аритмичность в атакующих действиях, так как у одних занимающихся разрыв между защитным движением и последующим атакующим составляет, например, 5 секунд, у других же он длится больше или меньше.
Обучение приему в парах (боксеры свободно передвигаются по залу).
Закрепление приема в условном и вольном бою на ринге.
В настоящее время во всех видах спорта при выполнении спортсменами мышечной работы обращают внимание на то, чтобы эти движения проделывались без излишнего напряжения. Спортсмен много времени уделяет выработке умения расслаблять мышцы, которые не участвуют в движении, умения расслабляться для отдыха.
Своевременное расслабление мышц прямо влияет на степень утомления и координации. Для точного и правильного выполнения многих движений необходимым условием является экономное их исполнение, чего можно добиться путем освобождения (расслабления) мышц, не принимающих активного участия в осуществлении данного движения, а также путем наиболее полного расслабления мышц в «нерабочие» моменты движения.
С самого начала занимающихся следует учить сочетать умение максимально напрягать те группы мышц, которые активно участвуют в движении, с умением расслаблять отдельные группы мышц, не принимающие в нем активного участия.
С этой целью надо добиваться, чтобы занимающиеся с самого начала обучения выполняли приемы возможно свободнее, не напрягаясь, как во время обучения элементам техники, так и во время совершенствования изученных приемов в бою.
Например, обучая прямому удару левой, нужно обращать внимание учеников на то, чтобы, нанося удар левой, они оставляли мышцы правой расслабленными, т. е. чтобы последние не принимали участия в ударе левой. При последующем совершенствовании прямого удара левой внимание юных боксеров обращается уже на то, чтобы в момент касания цели кулаком максимально напряжены были лишь мышцы кулака и предплечья левой руки, а остальные мышцы, принимавшие участие в начале движения, к этому времени были уже в какой-то мере расслаблены. Наконец, в тот момент, когда кулак коснулся цели, мышцы руки полностью расслабляются и кулак возвращается в исходное положение.
Особенно следует следить за тем, чтобы занимающиеся сохраняли мышечную систему расслабленной и: в боевой обстановке. Как показала практика, те из боксеров, которые умеют своевременно расслаблять мышцы в бою, ударные и защитные движения выполняют значительно быстрее, с меньшей затратой сил. Те же спортсмены, которые не умеют вовремя расслабляться, выполняют эти движения более медленно и больше затрачивают сил и энергии. Иногда даже создается впечатление, что они, нанося удар, как бы толкают тяжелую гирю.
Общеразвиваюшие и специальные гимнастические упражнения также должны выполняться максимально экономно, без лишней траты энергии.
В ходе учебного процесса можно наблюдать, что те из занимающихся, кто, выполняя движения, умел хорошо расслабляться, значительно скорее овладевают и новыми двигательными навыками. Кроме того, эти боксеры будут и более выносливыми в боевой обстановке.
С самого начала обучения в практике занятий должен быть совершенно исключен сильный удар. Ученикам необходимо разъяснить, что сильные удары мешают правильно усваивать технику и тактику бокса.
Наряду с требованием не пользоваться сильными ударами, нужно всеми мерами поощрять такие действия боксеров в боевой обстановке, которые носят характер боевой игры. Разъясняя всей группе удачные действия кого-либо из боксеров, будет правильным подчеркивать успешно применяемые приемы или образцы удачного маневрирования, финтирования, боевой хитрости, побуждая учеников следовать лучшим образцам, перенимая друг у друга приемы техники и тактики.
На первом этапе обучения подготовительная часть урока проводится одновременно со всей группой в следующем порядке:
а) в движении колонной по одному;
б) на месте в разомкнутой колонне по четыре, по три и т. п. (в зависимости от размеров зала).
С целью развить у боксера-новичка координацию движений необходимо постепенно вводить в подготовительную часть урока, помимо общеразвивающих упражнений1, также и специально-подготовительные, которые помогают более быстро овладеть боевыми движениями и приемами техники бокса, к тому времени еще не изученными, а также совершенствовать пройденные удары и защиты.
Такой порядок подготовительной части занятия, когда разминку делает вся группа одновременно, помимо своей основной задачи — ввести организм в рабочее состояние, помогает также успешно овладеть как общеразвивающими, так и специальными упражнениями.
Например, вся группа полностью совершенствует, двигаясь в колонне по одному под четкую команду тренера, прямой левой под левую ногу. Все занимающиеся выполняют этот удар в одном ритме, соблюдая особенности данного движения. При этом на общем фоне весьма отчетливо видны ошибки или неточности, допускаемые отдельными учениками. Благодаря этому имеется возможность следить за качеством движения, выполняемого сразу большим количеством занимающихся, и указывать общие ошибки нескольким из них. Такой метод помогает более быстро и более правильно овладеть новыми движениями, так как здесь совершенствование приема происходит при непосредственном воздействии на обе сигнальные системы (указания тренера и зрительное восприятие самих учеников).
С этой целью рекомендуется преподавателю строить занимающихся таким образом, чтобы впереди отстающего в технике ученика находился боксер, успешно овладевший ею.
На первом этапе обучения применяются уроки двух типов:
1) урок с направленностью на общую физическую под готовку;
2) урок с направленностью на овладение техникой бокса.
Схема урока с направленностью на общую физическую подготовку:
Общая продолжительность урока - 2 часа
Вводная часть - 5—10 мин.
Подготовительная часть - 25—30 мин.
Основная часть - 75 мин.
Заключительная часть - 10 мин.
В подготовительную часть урока входят:
1. Ходьба и бег - 5—10 мин.
2. Общеразвивающие и специальные упражнения с ходьбой и на месте - 12—15 мин.
3. Упражнения с партнером (борьба в стойке, упражнения в толкании и др.) - 3—5 мин.
В основную часть урока входят:
Бой с тенью 5 мин.
Упражнения с партнером: изучение техники бокса в шеренгах 15—20 мин.
Упражнения с партнером: совершенствование техники бокса в парах 6—9 мин.
Общеразвивающие упражнения для развития ловкости, быстроты, силы и выносливости (стоя, сидя, лежа) 20-25 мин.
Упражнение со скакалкой 4—6 мин.
Игра 15—20 мин.