Воспитание в образовательном процессе
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Воспитательный процесс – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
С точки зрения современной педагогики, процесс воспитания – это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И.Ф. Харламов). В данном определении подчеркивается активная деятельность воспитанника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной педагогике.
Современная педагогика считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Воспитательный процесс реализуется через организацию деятельности воспитанников, результат действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении воспитуемого. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность воспитанников совместно с педагогами, где у тех и других будут свои роли, задачи, взаимные отношения.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Он носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, техникум или вуз, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и другие объективные и субъективные факторы. Это делает процесс воспитания более богатым и одновременно более сложным: трудно управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино – сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.
Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Результаты воспитания могут проявиться спустя время после окончания учебного заведения. Воспитательному процессу присуща и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться, что объясняется индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
Процесс воспитания отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, то есть систематическое и постоянное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Даже самое яркое одно «мероприятие» не способно изменить человека, необходима система работы по формированию личности.
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей воспитанников, от конкретных ситуаций, от различных условий. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, преодоление которых и поддерживает непрерывное развитие процесса воспитания.
Диалектика воспитания состоит и в том, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность учащегося по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса: «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский).
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс перевоспитания очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. Процесс перевоспитания строится следующим образом: установление причин отклонения в развитии и поведении воспитанника, формирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности учащегося в учебе, досуге, применение системы требований, стимулирование, контроль.
Процесс воспитания представляет собой последовательное решение ряда педагогических ситуаций. Педагогическая деятельность по реализации процесса воспитания включает в себя следующие этапы:
- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
- проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
- анализ и оценка результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Процесс воспитания строится на основе ряда исходных положений, руководящих идей, которые определяют его общую организацию, содержание, формы и методы и называются принципами воспитания.
Принципы воспитания формулируются на основе закономерностей целостного педагогического процесса, являются частью совокупности принципов ЦПП, отражая специфические особенности процесса воспитания. Это принципы связи воспитания с жизнью, социокультурной средой; комплексности, единства всех компонентов воспитательного процесса: целей, задач, содержания, форм и методов; единства педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности учащегося; гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему; опоры на положительное в личности воспитанника; воспитания в коллективе и через коллектив; учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; единства действий и требований образовательного учреждения, семьи и общественности.
Все названные принципы воспитания равнозначны и тесно связаны между собой, они отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно осуществлять. В то же время принципы воспитания – это не готовые рецепты, руководствуясь которыми воспитатель мог бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация зависит от личности воспитателя.
На содержание и организацию процесса воспитания в современном обществе оказывают влияние те характерные особенности, которые свойственны данному этапу развития России. Основные элементы государственной концепции воспитания содержатся в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других документах. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. В концепции делается акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, свободы и стимулирования деятельности учащихся, самоорганизации и развития интересов.
Содержание воспитанияпредставляет собой систему знаний о природе, обществе и человеке, о чертах и качествах личности, нормах и правилах поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Кто, почему и что определяет содержание воспитания?
Кто? – общество:
– существующий общественный строй;
– социальные процессы развития общества.
Почему?Существуют требования, которым должен отвечать каждый человек. Забота о воспитании подрастающего поколения – необходимое условие общественного развития.
Что? Функции, которые выполняет человек в обществе, включаясь в социальные, экономические, политические, экологические, культурные процессы.
Другими словами, человек живет в обществе и не может быть свободным от требований данного общества. Каждый человек в обществе выполняет ряд функций, которые и определяют основные направления воспитания, то есть его содержание. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В настоящее время в России кроме официальной государственной концепции создаются разные подходы к воспитанию: православное воспитание, этнокультурное воспитание, альтернативные системы воспитания, вальдорфская педагогика и другие. Это усложняет деятельность педагогов-практиков. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализация целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и возможности. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности, включающая культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.
2.Самоопределение. Важнейший элемент воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
3. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен оказать позитивное влияние на формирование и развитие личности.
В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, которые представляют собой своеобразную программу воспитания.
Например, для достижения цели формирования разносторонне развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания: умственное; физическое; трудовое; нравственное; эстетическое; экономическое; половое; экологическое; правовое. Каждое из перечисленных направлений имеет свои задачи, средства и формы организации.
Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на интеллектуальное развитие личности, развитие умственных способностей учащихся, формирование познавательных потребностей и интересов. Формирование творчески мыслящей личности также является задачей умственного воспитания. Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию умственной культуры. Умственное воспитание происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и прочее.
Физическое воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие физических сил и здоровья учащихся, формирование и развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Формы работы: уроки физкультуры, оздоровительно-гигиенические мероприятия в режиме учебного дня, физические упражнения и подвижные игры до начала занятий и переменах; внеучебная деятельность (спартакиады, ДЮСШ, секции, кружки по видам спорта и другое).
Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, подготовки к выбору профессии, формирования потребности в труде. Задачи трудового воспитания и профориентации следующие: привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой деятельности; формирование трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям. Основными формами трудового воспитания являются: урок, лабораторно-практические занятия, УПБ, экскурсии на предприятия, беседы, устные журналы и так далее.
Экономическое воспитание – познакомить с основами экономического образования и экономической культуры, научить ориентироваться в жизненных экономических ситуациях. Задача экономического воспитания – подготовка учащихся к экономической деятельности, сознательному участию в хозяйственной деятельности. Экономическое воспитание осуществляется через экономическое просвещение (в процессе изучения основ наук) и внеучебную экономическую деятельность. Это работа кружков, клубов, проведение бесед, диспутов и так далее.
Нравственное воспитание – педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Формы нравственного воспитания: этические беседы, решение поведенческих задач, общение с интересными людьми, чтение соответствующей литературы и так далее.
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие творческих задатков и способностей. В числе главных задач эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Формы эстетического воспитания: литературно-художественные конкурсы, викторины, тематические праздники, кружки, творческие объединения, турнир знатоков поэзии, музыкальные вечера и другое.
Половое воспитание – это система мер, направленных на формирование полового сознания и поведения мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Доминирующая задача полового воспитания – подготовка к семейной жизни. Формы полового воспитания: уроки этики и психологии семейной жизни, вечера вопросов и ответов, лекции, беседы, работа с родителями и другие.
Экологическое воспитание – это совместная деятельность воспитателей и воспитанников по формированию у учащихся системы экологических знаний, умений и на их основе ответственного отношения к окружающей среде. В задачи экологического воспитания входят: усвоение научных знаний о природе, понимание ее ценности для общества и человека; овладение нормами правильного поведения в природной среде; развитие потребности общения с природой; активизация деятельности по сохранению, восстановлению и улучшению природной среды. Формы и методы: коллективные творческие дела (КТД), беседы, диспуты, конференции, работа экологических отрядов, клубов и другие. Особую популярность приобрела «Экологическая тропа».
Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, общественных объединений, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных представлений, взглядов, ценностных ориентиров, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение, использование юридических норм. Задача правового воспитания состоит, с одной стороны, в том, чтобы научить учащихся строго соблюдать законы, а с другой – использовать те широкие возможности, которые закон предоставляет для проявления инициативы, творческой активности, в борьбе с антиобщественными явлениями. Под руководством педагогов учащиеся проводят олимпиады и конкурсы правовых знаний, вечера вопросов и ответов на темы: «Ты и закон», «Закон и совесть», выставки книг, выпуск газет, бюллетеней «Человек и закон» и так далее.
Поскольку человек не формируется по частям, поэтому в воспитательном процессе все направления реализуются в единстве через формы и методы воспитания. На разных этапах развития общества какие-либо направления воспитания приобретают приоритетный характер. Объектом особого внимания сегодня является нравственное воспитание.
Реализация в воспитательном процессе комплекса направлений содержания воспитания «должна подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина» (И.П. Подласый).
Источниками воспитания являются материальные, духовные и социальные факторы, определяющие содержание воспитания.
Один из важных источников содержания воспитания – науки о природе, обществе, человеке. Мировоззренческая направленность воспитания реализуется через овладение учащимися системой философских, научных, социально-политических, нравственных знаний, формирующих взгляды и убеждения человека.
Природа и как окружающая среда и, в широком смысле, как весь мир, Вселенная, также является источником воспитания. Она наполняет содержание воспитания представлениями об общей картине мира, формирует достоверные и эмоционально переживаемые взгляды на природу и отношения человека с природой. Именно из этого источника черпается конкретное содержание экологического воспитания.
Неисчерпаемым источником воспитания всегда была и будет культура, материальная и духовная, которая является результатом и условием развития творческих сил и способностей человека.
Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению, нашедшее отражение в традициях общества, нации, семьи, является источником наполнения воспитания общественным опытом, ценностями, нормами поведения, идеалами, обычаями, без овладения которыми не может быть полноценного воспитания. Традиции незаменимы как источник формирования умений и привычек поведения.
Источником воспитания является общество со всеми присущими ему характеристиками и особенностями отношения к воспитанию, которые определяют деятельность государственных и общественных институтов воспитания.
Роль различных институтов в воспитании неравноценна. Образовательные учреждения, безусловно, играют ведущую роль. Через систему государственных и общественных институтов воспитания государство и общество стремятся, с одной стороны, обеспечить равные возможности для воспитания всех своих граждан, с другой – создать условия для реализации каждым своих потенциальных возможностей и развития своих способностей и интересов.
Сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса и негативные явления в жизни нашего общества. К ним в первую очередь относятся: состояние здоровья подрастающего поколения России, экономические и нравственные проблемы семьи, культ жестокости и насилия в средствах массовой информации, а также проникновение в образовательные учреждения наркотиков и порнографии и т.п. Решить эти проблемы педагоги не могут, но должны выстраивать воспитательный процесс так, чтобы по возможности нейтрализовать негативные влияния, придать воспитанию позитивную и оптимистичную окраску, правильно сориентировать в жизни формирующуюся личность.
Источниками воспитания выступают не только общество, общественные институты, но и культура общечеловеческих отношений, история развития нашего общества, а также целеустремленная организация деятельности воспитанников и их собственный опыт; общение, систематическое и планомерное развитие интеллектуальной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.
Источники содержания воспитания реализуются в методах и средствах воспитания.
Лекция 22.