Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Характеристика словесных методов обучения
В своей работе учитель пользуется различными методами обучения
1. Метод - способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения.(П.И. Пидкасистый)
Приемы обучения - отдельные детали метода, его составные элементы. Они дополняют форму усвоения материала. Методы реализуются через совокупность приёмов, каждый из которых является отдельным действием.
Методы обучения выполняют много функций. Главными являютсяобучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная.
2. Классификация методов обучения.
а) по источнику получения знаний: ( Н.М.Верзилин, Е.П.Петровский)
словесные (объяснение, рассуждение, беседа, рассказ);
наглядные методы (наблюдение, демонстрация, показ);
практические методы обучения (упражнение, практические, творческие, самостоятельные работы).
б) по характеру мыслительной (познавательной) деятельности: (И.Я.Лернер, М.Н Скаткин)
-репродуктивные (основаны на воспроизводящей функции памяти):
-проблемные методы;
-исследовательские;
-объяснительно-иллюстративные.
в) Академик Ю.К.Бабанский выделяет три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности(словесные, наглядные, репродуктивные и продуктивные, самостоятельной работы и т.д.).
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности( игры, дискуссии, создание ситуаций занимательности.)
3) методы контроля и самоконтроля в обучении(опрос, зачёт, экзамен, устный и письменный самоконтроль)
Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной информации | По логике пере- дачи и восприятия учебной информации | По степени самостоя- тельности мышления обучающихся | По характеру управления учебной работой |
Словесные: - рассказ - беседа - лекция -объяснение -дискуссия -конференция Наглядные: - иллюстрации - демонстрации Практические: - опыты - упражнения - учебно-производительный труд | Индуктивные дедуктивные | Репродуктивные Продуктивные: - проблемные - проблемно-поисковые - эвристические | Учебная работа под руководством учителя Самостоятельная работа учеников: - работа с книгой - выполнение письменных заданий - лабораторная работа - художественно-творческая работа - работа в учебно-производственных мастерских |
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования долга и ответственности |
- познавательные игры - учебные дискуссии - создание ситуаций занимательности - создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний | - формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения - предъявление требований - упражнения в выполнении требований - состязательность, поощрения, наказания |
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля |
- индивидуальный опрос - фронтальный опрос - устные зачёты - устные экзамены - программированный опрос - устный самоконтроль | - контрольные письменные работы - письменные зачёты - письменные экзамены - программированные письменные работы - письменный самоконтроль | - контрольно-лабораторные работы - лабораторно-практический самоконтроль |
г) бинарные методы обучения(М.И.Махмутов)
д) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.