Певческие голоса и их характеристики.
Методические материалы по хороведению.
Понятие о хоре.
Различные определения понятия хора выдающимися хоровиками. Хор как инструмент, с необходимыми качествами и характеристиками (П.Чесноков); хор как живой организм, с присущими ему свойствами и проблемами (А.Анисимов); хор как «организованный коллектив поющих» (К.Пигров). Социальная роль хорового пения. Влияние хорового пения на психическое и физическое здоровье поющего. Специфика хорового пения: связь со словом; специфика инструмента; коллективный характер; наличие дирижёра.
Терминология по теме:
Хор – организованный певческий коллектив.
Хормейстер – руководитель хора, хоровой дирижер
Регент – руководитель церковного хора.
Дирижёр – музыкант, управляющий оркестром или хором.
Дирижирование – управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется с помощью специальных жестов и мимики.
Виды современного хорового исполнительства.
Современные хоры. Отличия по манере пения, академической и народной. Отличия по возрасту: детские, юношеские, студенческие, ветеранские; по профессиональной подготовленности: любительские, учебные и профессиональные; по месту деятельности: оперные, театральные, хоры радио и телевидения; по задачам: гастрольные, праздничные и др. Хоры церковные, их специфика. Определение целей, задач и особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства. Примеры.
Терминология по теме:
Капелла – 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме; 2) хор певчих; смешанный ансамбль, состоящий из певцов и артистов, играющих на музыкальных инструментах. А капелла (a cappella) –хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения.
Голосовой аппарат человека, его строение, функционирование.
Устройство голосового аппарата и его основные составляющие:
- механизм дыхания;
- механизм звукообразования;
- резонаторы;
- артикуляционный аппарат.
Голосовой аппарат как составляющая человеческого организма. Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата. Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание, или выравнивание регистров голоса – необходимое условие преодоления определенных вокально-хоровых трудностей. Гигиена голоса. Охрана детского голоса.
Терминология по теме:
Голосовой аппарат – орган функционирования голоса, включает в себя: а) дыхательный аппарат; б) гортань с голосовыми связками (или складками) – место зарождения звука; в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие звук; г) артикуляционный аппарат.
Гигиена голоса – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.
Артикуляция – 1)Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. 2) Способ исполнения звуков при пении и игре на муз. инструментах с той или иной степенью связанности или расчленённости.
Мутация – изменение голоса в период полового созревания.
Регистр – отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания.
Фальцет – самый верхний регистр мужского певческого голоса, в котором используется лишь головной резонатор.
Форсирование – пение с напряжением, крикливо.
Певческие голоса и их характеристики.
Понятие о певческом голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки. Три группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные голоса. Примеры выдающихся оперных певцов и исполняемых ими партий.
Терминология по теме:
Диапазон – объем голоса или партии по высоте.
Тембр– звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента)
Вибрато – периодические изменения звука по высоте, силе, тембру. Звук с вибрато отличается теплотой, эмоциональным насыщением.
Дискант – высокий детский голос (мальчика), а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
Альт – детский голос; партия в хоре или вокальном ансамбле.
Сопрано – высокий женский голос, диапазон до1 – до3.
Меццо-сопрано – женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто, диапазон ля – ля2.
Контральто – самый низкий женский голос, диапазон фа – фа2.
Тенор – высокий мужской голос, диапазон до – до2.
Баритон – мужской голос среднего регистра, диапазон Соль – ля-бемоль1.
Бас – самый низкий мужской голос, диапазон Фа – фа1.
Колоратура – 1) украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями; 2) способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи.
Вопросы певческой культуры. Основы вокально-хоровой техники.
Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звукоизвлечение, артикуляция.
Основные типы певческого дыхания. Виды хорового дыхания. Понятие резервного дыхания. Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием. Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи.
Роль вокально–хоровых упражнений в воспитании хора.
Терминология по теме:
Атака звука – начало звука, переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к речевому или певческому.
Звуковедение (или артикуляция) – способ связи звуков в процессе фонации.
Кантилена – певучесть музыки или манеры её исполнения.
Микст – искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров.
Тесситура – высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону конкретного певческого голоса.
Цепное дыхание – специальный приём, при котором певцы берут дыхание разновременно.