Формирование принципов деятельности советской школы в 1930-е гг., их укрепление и развитие в последующие десятилетия
1930-е гг. стали периодом особого внимания Советского государства к школе, ее целям и задачам. Это объяснялось не только тем, что оно уже могло больше уделять этого внимания. И не только тем, что школа призва- на была создавать необходимую общеобразовательную базу для подготов- ки специалистов, в которых остро нуждалось развивавшееся народного хо- зяйства. Власть обращалась к школе, поскольку видела в ней важнейшее средство политического воспитания молодого поколения, а эта задача при- обретала особое значение.
Советская страна формально имела все главные атрибуты демократи- ческого государства. В 1936 г. была принята Конституция, провозгласив- шая основные права и свободы граждан. Органами государственной власти снизу доверху являлись советы, избираемые на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права. На принципах демократического центра- лизма строилась деятельность и правившей коммунистической партии.
Однако реальная власть была сосредоточена в руках И. В. Сталина и созданного им аппарата, подчинявшего, контролировавшего и направляв- шего жизнедеятельность всего общества и каждого его члена. Человек в этом государстве являлся только частью единого механизма, существовать вне которого он не мог. Его мысли, идеалы, интересы должны были без-
условно совпадать с интересами государства и осуществлявшейся им по- литикой.
Понятно, что государство такого рода должно было иметь и особую систему образования, главной целью которой являлось бы воспитание аб- солютно преданных власти людей. И не просто преданных, а осознавав- ших себя частицей огромной армии. Государство ставило перед образова- тельной системой и вполне конкретные задачи обучения, поскольку было заинтересовано в определенном уровне образования своих граждан. Одна- ко этот уровень, а соответственно круг получаемых учащимися знаний, властью строго очерчивался.
Становление школы, реализовавшей эти главные задачи, не являлось следствием реализации какой-то кардинально новой образовательной по- литики. Ее принципиальные основы, состоявшие в использовании системы образования в качестве важнейшего средства коммунистического воспита- ния молодежи, формирования ее приверженности марксистско-ленинской идеологии, были заложены уже в первые годы советской власти. Строгое следование в русле политики партии и государства было обязательным условием существования советской системы образования. Вместе с тем для складывавшейся в тот период школы был характерен демократизм в управлении, широкое общественное участие в ее делах, активная самодея- тельность педагогического и ученического коллективов, методическое творчество учителей, широкое экспериментирование, направленное на по- иск оптимальной модели развития образовательной системы. Однако в но- вых социально-политических условиях, когда руководство страны развер- нуло бескомпромиссную борьбу за жесткую централизацию жизни госу- дарства, безусловное подчинение общества партийно-государственным директивам, обеспечение единодушия огромной людской массы и ее под- держки осуществлявшейся политики, пресечение любых попыток фор- мирования оппозиционных настроений, такая школа становилась неприем- лемой.
Обеспокоенность власти вызывал и другой весьма важный недостаток школы 1920-х гг. – неудовлетворительная общеобразовательная подготов- ка учащихся. В стране полным ходом разворачивалась индустриализация, требовавшая подготовки огромного количества специалистов разного уровня и профиля. Однако школа, увлекшись экспериментированием, массовым, повсеместным внедрением новых форм организации учебного процесса, не обеспечивала необходимого уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Выпускники школы, являясь политически и соци- ально активными, чему в значительной степени способствовали новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, наряду с этим не только не владели основами наук, но и оказывались элементарно безгра- мотными.
Требовалась существенная перестройка образовательной системы. Она должна была обеспечивать, при сохранении принципиальных основ фор- мировавшейся школы как средства коммунистического воспитания моло- дежи, решительный поворот в сторону от тех педагогических идей, кото- рые активно развивались и распространялись в предшествующий период и уже противоречили партийно-государственным целям.
Одним из первых документов в серии постановлений Центрального Комитета ВКП (б) и Совнаркома СССР о советской школе, принятых в первой половине 1930-х гг. и сформировавших нормативную базу ее ста- новления и развития, явилось постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа
1931 г. «О начальной и средней школе». (Нередко данное постановление датировалось по времени его опубликования – 5 сентября 1931 г.)
Главное, что определяло суть постановления, это указание на се- рьезные недостатки школы, выразившиеся в слабой общеобразовательной подготовке выпускников. Руководство страны волновала неспособность школы выполнять одну из своих главных задача – обеспечивать необходи- мый общеобразовательный уровень выпускников для их последующей профессиональной подготовки. Тем самым под серьезной угрозой оказы- валось формирование армии квалифицированных специалистов, в которых остро нуждалась страна. В связи с этим в постановлении была выдвинута задача «немедленно организовать научно-марксистскую проработку про- грамм, обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных зна- ний (родной язык, математика, физика, химия, география, история)».
Кроме задачи повышении уровня общеобразовательной подготовки учащихся делался акцент и на необходимость усиления внимания к дру- гой важнейшей задаче школы – политическому воспитанию детей. «Ис- ключительно важное значение, - отмечалось в документе, - приобретает выдержанное коммунистическое воспитание в советской школе и усиление борьбы против всяких попыток привить детям элементы антипролетарской идеологии». В связи с этим партийным организациям предлагалось укре- пить руководство школой и взять под непосредственное наблюдение по- становку преподавания общественно-политических дисциплин.
Ровно через год после принятия постановления ЦК ВКП (б) «О на- чальной и средней школе», 25 августа 1932 г., был принят другой документ
- постановление ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в началь- ной и средней школе». В постановлении констатировалось, что в области образования за последний год произошли значительные сдвиги в связи с переходом к систематическому усвоению наук на основе определенных учебных планов, программ и расписаний, однако было заявлено, что «ко- ренной недостаток школы», состоявший в неудовлетворительном уровне общеобразовательных знаний учащихся, до конца не устранен. Подобного рода констатация явилась основанием для того, чтобы не просто продол- жить взятый властью курс на перестройку школы, но и серьезно его углу-
бить. Было отмечено, что хотя учебные программы значительно улучши- лись, они все еще страдали существенными недостатками. В связи с этим была поставлена задача их переработки, с тем, чтобы «обеспечить действи- тельное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук».
В развитие тенденции отказа от активно внедрявшихся в 1920-е гг. ин- новационных методов и технологий в постановлении был осужден так на- зываемый «лабораторно-бригадный метод» учебной работы, который в ходе образовательного процесса сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад, приведших «к извращениям в виде обезлички в учебной работе, к снижению роли педагога и игнорированию индивиду- альной учебы каждого учащегося». ЦК ВКП (б) заявил о необходимости ликвидировать «эти извращения» и установил, что:
- основной формой организации учебной работы должен являться урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием и твердым составом учащихся;
- преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину. Руководящая роль преподавательского персонала во всей учебной работе должна быть безусловно обеспечена.
Значимым этапом в перестройке школы, приведении ее в соответствие с новыми задачами явилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от
15 мая 1934 г. «О структуре начальной и средней школы в СССР». Оно устанавливало единую систему общеобразовательных учреждений в стра- не, ликвидировав сложившееся в 1920-е гг. их многообразие: фабрично-за- водские семилетки, школы крестьянской молодежи, школы-девятилетки и пр. Теперь «в целях обеспечения четкой организационной структуры и по- рядка» устанавливались общие для всего Советского Союза типы общеоб- разовательной школы: начальная школа (I-IV классы), неполная средняя школа (I-VII классы) и средняя школа (VIII-X классы).
Высшим руководством страны был принят и ряд других постановле- ний, касавшихся перестройки деятельности школы. Среди них постановле- ние ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы», постановления СНК Союза СССР и ЦК ВКП (б) от
15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР», постанов- ление СНК Союза СССР и ЦК ВКП (б) от 7 августа 1935 г. «Об издании и продаже учебников для начальной, неполной средней и средней школы».
Определенным завершением серии основополагающих партийно-госу- дарственным документов о перестройке системы образования в стране ста- ло постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об организации учебной ра- боты и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», принятое 3 сентября 1935 г. Оно, закрепляя ранее принятые реше- ния о системе работы советской школы, шло по пути дальнейшей регла- ментации ее деятельности, устанавливая календарные сроки учебного года
и каникул, нормированное количество уроков в неделю, продолжитель- ность уроков и перемен, порядок приема учащихся в школу, систему оцен- ки успеваемости.
Анализ всех этих документов позволяет выявить их общую характер- ную черту – детальную регламентацию деятельности образовательных учреждений, вплоть до технологии организации учебно-воспитательного процесса, что для документов такого уровня не должны было бы быть свойственно. Это свидетельствовало о многом. Во-первых, было явным проявлением усиления централизации управленческой системы Советско- го государства, во-вторых, показателем серьезного внимания партии и го- сударства к школе, ее скорейшей перестройке в соответствии с теми зада- чами, которые перед ней ставились, в-третьих, являлось демонстрацией перед местными партийно-советскими органами необходимости обеспече- ния детального внимания к реорганизации школы, ее построению на новых основаниях.
Таким образом, высшее руководство страны, понимая несоответствие складывавшейся в предшествовавший период системы образования новым задачам, которые перед ней выдвигались, взяло в свои руки непосред- ственное руководство ее преобразованием.
Содержание партийно-государственных документов о школе, меро- приятия, проводимые в соответствии с ними, однозначно свидетельствова- ли о том, что власть, пересмотрев образовательную политику, взяла курс на отказ от многих принципов построения системы образования, сфор- мировавшихся в послеоктябрьский период и получивших развитие в 1920- е гг. Был осуществлен возврат к традиционному предметному обучению - классно-урочной системе.
Традиционная система во многом соответствовала задачам, которые вставали перед школой в 1930-е гг. Она способна была обеспечить повы- шение требуемой эффективности школы, призванной создавать прочную общеобразовательную базу для последующего профессионального обуче- ния выпускников. Одновременно с этим традиционная классно-урочная си- стема предусматривала жесткую дисциплину, стандарт в учебном процес- се, что, впрочем, также соответствовало целям, преследуемым властью.
Важнейшая роль в реализации партийно-государственных решений о перестройке школы, всей системы образования принадлежала, безусловно, учительству. Это требовало усиления внимания к нему со стороны партий- но-государственной власти. Работа в данном направлении носила много- плановый характер, тем не менее, в этой деятельности можно было выде- лить два основных направления. Во-первых, идейно-политическое воспи- тание и профессиональное совершенствование педагогов, укрепление их организованности и дисциплины, а во-вторых, улучшение материального благосостояния учителей за счет системы мер по повышению заработной платы и предоставления различного рода льгот.
Важнейшее место в работе с кадрами просвещенцев заняла серия по- становлений, принятая в апреле 1936 г. С одной стороны, они совершен- ствовали систему оплаты труда работников образования, существенно по- вышая ее, с другой, – закрепляли их на рабочих местах, усложняли проце- дуру увольнения и перемещения, тем самым все больше подчиняя учитель- ство государству.
Эти меры привели к складыванию стабильной, профессионально компетентной, идеологически выдержанной и политически благонадежной массы советского учительства. Именно они сформировали облик советской школы, дававшей своим ученикам глубокие и прочные знания, но и шко- лы, исключительно идеологизированной, сочетавшей в своей воспитатель- ной работе идеи патриотизма, служения Родине с преданностью партии,
«вождю», делу социалистического строительства.
Наряду с учительством важное значение власть придавала взаимоотно- шениям с научно-педагогической общественностью. Однако поставить ее на службу себе, сделать послушным орудием проводимой политики было не просто.
Массированная атака на научно-педагогическую общественность наи- более активно развернулась в связи с выходом 4 июля 1936 г. постановле- ния ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».
Педология – это наука, которая, опираясь на анатомо-физиологиче- ские, неврологические, психологические, социологические, педагогиче- ские знания, воссоздает целостную картину развития ребенка. В 1920-х - первой половине 1930-х гг. педология заняла важное место в теории и практике советского школьного строительства, хотя отношение к ней все- гда было неоднозначным. Ее теоретические наработки стали широко при- меняться в практике работы образовательных учреждений.
Однако во второй половине 1930-х гг. положение радикальным об- разом изменилось. В постановлении ЦК ВКП (б) «О педологических из- вращениях в системе наркомпросов» было заявлено, что педология базиру- ется на ложных, антимарксистских положениях. К ним был отнесен закон обусловленности развития детей биологическими и социальными фактора- ми, влиянием наследственности и среды. «Буржуазная педология», как утверждалось в постановлении, ставила «своей задачей в целях сохранения господства эксплуататорских классов доказать особую одаренность и осо- бые права на существование эксплуататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас».
В педологии, как и в любой отрасли научных знаний, было много спорного, неустоявшегося, в связи с чем вполне закономерны были науч- ные дискуссии. Однако в данном случае речь шла не о научных спорах, а о политических обвинениях. Принятое ЦК ВКП (б) постановление стало
важным поводом для активного наступления на научно-педагогическую общественность, подавление остатков какого-либо «свободомыслия», пол- ного подчинения педагогической науки административному влиянию. В результате массовой и многоплановой кампании ставилась цель создать многочисленную армию ученых-педагогов, с марксистско-ленинских пози- ций, в соответствии с партийными директивами рассматривавших вопро- сы обучения и воспитания в советской школе.
Перед властью стояла задача не только создания системы образования, качественно отвечавшей тем задачам, которые выдвигались в этот период. Необходим был существенный количественный рост школ, создание опти- мальной сети образовательных учреждений, что было обусловлено пробле- мой всеобщего обучения. В резолюции состоявшегося летом 1930 г. XVI съезда ВКП (б) подчеркивалось: «Проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должно стать бое- вой задачей партии в ближайший период». В принятом вскоре после съез- да постановлении ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обу- чении» ставилась задача повсеместного введения с 1930/31 учебного года всеобщего начального обучения, а в городах и промышленных районах - обязательного семилетнего обучения.
Все это требовало значительных усилий со стороны государства по ор- ганизации широкого строительства новых школ. Эта задача, несмотря на серьезные трудности, все же успешно реализовывалась. На XVIII съезде ВКП (б) назывались соответствующие цифры: за период с 1933 по 1938 гг. было построено 20 тыс. 607 новых школ, в том числе в сельской местности
- 16 тыс. 353 школы. В результате около 12% школ страны переехали в но- вые здания.
Столь высокие темпы школьного строительства, как и развитие учеб- но-материальной базы образования, значительное повышение заработной платы учителей стали возможными в результате существенного повыше- ния бюджетных ассигнований на просвещение. Однако и эти государствен- ные средства были недостаточными. Широко привлекались средства кол- хозов, совхозов, профсоюзов и др. Так, в 1937 г. на строительство сель- ских школ в Саратовской области было вложено 2134 тыс. руб. Из них 644 тыс. – из бюджета, а 1490 тыс. – из сумм, полученных в результате самооб- ложения.
Важным результатом реализации государственной образовательной политики стало повышение грамотности населения. Перепись 1939 г. пока- зала, что процент грамотных в возрасте от 9 до 49 лет составлял 89,1%. Эта доля выросла почти на 63% по сравнению с 1897 г., и на 32,5% - по сравне- нию с 1926 г.
Отмеченные показатели, бесспорно, были свидетельством большого подъема в развитии системы образования страны, ставшего результатом целенаправленно реализовавшейся государственной образовательной по-
литики. Вместе с тем, осуществлявшаяся партийно-государственной вла- стью политика привела к потере школой многого из того, что соответство- вало тенденциям развития мировой системы образования и на протяжении десятилетий являлось мечтой многих представителей российского обще- ства. Главное из потерянного – это дифференциация обучения, его гиб- кость, ориентация на способности детей и развитие самостоятельности их мышления и творчества. На долгие годы советская школа стала форпо- стом марксистско-ленинского идеологического воспитания молодежи, об- разовательным учреждением, закладывавшим глубокие, но жестко очер- ченные стандартом знания.
Сложившаяся в СССР система образования развивалась и крепла, по- скольку росли потребности страны в повышении образовательного уровня населения, увеличении количества квалифицированных специалистов. Особым период в истории советской школы стала Великая Отечественная война, которая отрицательно повлияла на систему образования, ее матери- альную базу. Образовательный процесс проходил при острейшем дефици- те учебных площадей, методических средств, школьных принадлежностей. В этих условиях государством был предпринят комплекс мер, который позволил сохранить школьную систему, обеспечить соответствующий во- енному времени уровень образовательной деятельности. Одновременно были осуществлены нововведения, целый ряд которых в той или иной сте- пени действуют до сих пор. Среди них: начало обучения детей с 7-летнего возраста (1943); учреждение общеобразовательных школ рабочей молоде- жи (1943); введение пятибалльной системы оценок успеваемости и поведе- ния учащихся (1944); установление выпускных экзаменов (1944); награ- ждение золотыми и серебряными медалями отличившихся выпускников средней школы (1945) и др.
Несмотря на исключительно сложные финансовые и материально-тех- нические условия, в которых находилась страна, росло число общеобразо- вательных учреждений. За 20 лет их количество увеличилось на 30 тыс., с
168,5 тыс. в 1937/38 учебном году до 198,5 тыс. в 1957/58 учебном году. Одновременно с этим менялось качественное соотношение учебных заве- дений за счет увеличения количества средних и неполных средних школ.
Все это позволило к началу 1950-х гг. осуществить повсеместное вве- дение всеобщего семилетнего обучения. Важным положительным ре- зультатом деятельности системы образования стал значительный рост чис- ла лиц, получивших среднее и неполное среднее образование. Если в
1939 г. на 1000 чел. городского населения они составляли 162 чел., то в
1959 г. уже 344 чел. Среди сельского населения темпы роста оказался еще выше: с 37 чел. до 188 чел.
Вместе с тем при существенном расширении масштабов системы об- разования принципы построения школы, заложенные еще в середине 1930- х гг. при непосредственном участии самого И. В. Сталина, оставались
неизменными. Они соответствовали тем целям и задачам, которые выдви- гались властью в тот период времени. Однако в новых условиях школьная система все более наглядно начала демонстрировать свои недостатки, что требовало ее обновления.
4.3. Школьные реформы 1958 г. и 1984 г.: