Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М., 2001.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия /Сост. Н.Л. Белопольская. М., 2000.

  1. Дефектологический словарь. – М.: Педагогика, 1970.
  2. Дефектология: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1996.

5. Зоткина Е.А. Специальная психология: Учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2005.

6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шахов­ская, Ю.А. Костенкова. М., 1999.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для психол. фак-в вузов. М.: Академия, 2004.

  1. Лубовский В.И. Концепция стандарта общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – М., 1996. Вып. 5. Педагогическая технология.

9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002.

  1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря справочника / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997.

11. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

12. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклоне­ниями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПБ., 2001.

13. Психология аномального развития ребенка. Учеб. пособие для ву­зов: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: ЧеРо, 2002.

14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001.

15. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учебное пособие / Сост. Н. В. Новотворцева. Ярославль: Академия развития, 1999.

16. Специальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

17. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб: Питер, 2006.

  1. Шипицина Л.М. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. – СПб., 1994.

19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2004.

б) дополнительная литература:

1. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и со­циальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1.

2. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по вос­питанию и развитию детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 1.

3. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет. // Дефектология. 1995. № 5.

4. Басилова Т. А. Американская программа обучения основам науч­ных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефекто­логия. 1994. № 5.

5. Басилова Т. А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. 1994. № 2.

6. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со слож­ным дефектом // Дефектология. 1998. № 6.

7. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отноше­ний на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 3.

8. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1987.

9. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с нарушениями раз­вития. М., 1973.

  1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

11. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. Т.А. Власо­вой и др. М., 1981.

12. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч: в 6 т.: Т.5. М., 1989.

13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. М. 1992 г.

15. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5.

16. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении по­следствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зре­ния и слуха // Дефектология. 1997. №1

17. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. М., 1984.

18. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебе­динский, О.С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М., 1989.

19. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1996. № 3.

20. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. 1996. № 5.

21. Ермаков В.П., Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно­го развития детей. М., 1995.

23. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

24. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) / Дефектология. 1999. № 5.

25. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

26. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб., 1998.

27. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973.

28. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1980.

29. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

30. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагоги­ка. М., 1988.

31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.

32. Компенсирующее обучение в России: Сб. нормативно-правовых документов. М., 1997.

33. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

34. Костин И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом // Дефектология. 1997. № 1.

35. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001.

36. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

37. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

38. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

39. Лебединская К.С, Никольская О.С. Проблемы ранней диагностики. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом первых двух лет жизни. М., 1991.

40. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского ау­тизма // Дефектология. 1994. № 2.

41. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ К.С. Ле­бединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. М., 1988.

42. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.

43. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической по­мощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1996. № 3.

44. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.

45. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития детей. М., 1989.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

47. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящи­ми школьниками. М., 1979.

48. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. 1999. № 3.

49. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. 1995. № 5.

50. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

51. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.

52. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1.

53. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. 1985. № 5.

54. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1975. № 6.

55. Матасов Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. 1997. № 2.

56. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умст­венно отсталых учащихся // Дефектология. 1993. № 3.

57. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефекто­логия. 1995. № 2.

58. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1998.

59. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой и др. М., 1981.

60. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М., 1996.

61. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. 1998. № 5.

62. Орлова О.С, Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. М., 1983.

63. П.Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компо­нентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического раз­вития // Дефектология. 1997. № 1.

64. Павелко И.И. Сублимация агрессии в деятельности // Журнал прак­тического психолога. 1998. № 3.

65. Павлова СИ. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

66. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. № 2.

67. Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. № 6.

68. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Дефектология. 1989. № 1.

69. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1997. № 3.

70. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1985.

71. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопси­хология. М., 1996.

  1. Помощь детям с церебральным параличом: Кондуктивная педагогика. М.,1996.

73. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. М., 1985.

74. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. -СПб: Речь, 2003.

  1. Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского, учебное пособие). М., 1995, 1998.

76. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. 1995. № 1.

77. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями // Дефектология. 1998. № 2.

78. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реаби­литационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

79. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Как общаться со слепоглухими. М., 1986.

80. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1990.

81. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. 1999. № 2.

82. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 4.

83. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошколь­ного и младшего школьного возраста. М., 1997.

84. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

85. Соловьева И. Л., Цукерман И. В. Социальный педагог в школе для глухих // Дефектология. 1998. № 4.

86. Стребелева Е. А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 2.

87. Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология. 1996. №4.

88. Суворов А.В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.62-73.

89. Суворов А.В. Экспериментальная философия. М., 1998.

90. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология. 1996. № 1.

91. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4.

92. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. 1997. № 4.

93. Филичева Т. В., Чевелева Н. А., Чиркина Н. В. Основы логопедии. М., 1989.

94. Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Дефектология. 1996. № 4.

95. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993. № 5.

96. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.

97. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. И. М. Астапов. М., 1995.

98. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей группы риска / Сост. В. М. Астапов. М., 1996.

99. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., Воронеж, 2000.

100. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5.

101. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьни­ками своего отношения к страшному // Дефектология. 1998. № 1.

102. Шарипов А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родите­лей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3.

103. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.

104. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Аудио- видео- и мультимедийные материалы по отдельным направлениям психологии, электронные базы данных по психологии, специализированные сайты сети Интернет.

1. http://www logoped m Логопед. Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др.

2. http://www.1ogos.pp.nl/ Logos. Логопедический сайт для взрослых и детей. Имеется возможность проверить свою речь on-line, получить кон­сультацию логопеда. В разделе «ЭнцикЛогопедия» можно найти информа­цию об истории логопедии и ее основателях, словарь специальных терми­нов и понятий, а также библиографию изданий по логопедии.

3. http://www.an.tism.ni. Аутизм. На сайте представлены материалы о ди­агностике и лечении аутизма, советы психолога. В разделе «Библиотека» -полнотекстовые материалы по проблемам раннего детского аутизма.

4. http://an.tist.narod.ni./ Аутизм. На сайте собрана различная информация для родителей детей, страдающих аутизмом: тексты законодательных актов; статьи по проблемам аутизма по материалам российской и зарубежной прессы; библиотека аутизма; сведения о лекарственных препаратах, при­меняемых при лечении аутизма; а также полезные адреса, где могут ока­зать реальную помощь аутичным детям.

5. http://www.ccp.org.ru/ Центр Лечебной Педагогики. Сайт негосударственной благотворительной общественной организации, созданной в сентябре 1989 года для оказания помощи детям с нарушениями психического и речевого развития. Представлена информация о лечебно-педагогической помощи детям, о научной и исследовательской работе центра, а также о его издательской деятельности.

6. http://detlich.ru/ Детская личность. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, государственного образова­тельного учреждения Восточного окружного управления Московского ко­митета образования с целью отработки системы оказания помощи детям со сложной структурой дефекта, ДЦП и эпилепсией дошкольного и раннего школьного возраста. На сайте описана экспериментальная и творческая ра­бота центра, опубликованы документы, имеется возможность проконсуль­тироваться у специалистов центра on-line.

7. http://miloserdie.tellur.ru/mainx.html Спешите делать добро! Сайт о людях с ДЦП. Цель сайта - показать, на что способны инвалиды, что они умеют делать, какими специальностями владеют, как реализовывают себя в жиз­ни. На сайте можно найти статьи и публикации по проблемам ДЦП, ин­формацию о конкурсах и проектах, форум для обсуждения проблем инва­лидов.

8. http://www.cpa.1sy.ha.ika1.ni/cpa.1sy.htm1 Детский церебральный пара­лич. На сервере можно найти все, что касается этого заболевания: преду­преждение и диагностика, методы лечения, обучение и занятия спортом, социальная реабилитация инвалидов.

9. http://www dyslexia т/ Дислексия. Сайт посвящен проблемам диагно­стики и коррекции нарушений письма. Здесь можно узнать подробнее о дислексии и дисграфии, пройти тест, почитать публикации прессы по это­му вопросу, познакомиться в словаре с основными понятиями и термина­ми, получить информацию о новых книгах и пособиях. На сайте опублико­вана также Конвенция о правах ребенка, а на детской страничке - задания для выполнения и рассказы об известных людях, страдавших дисграфией.

10. http://www defectolog щ/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желаю­щих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомен­дованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.

11. http://www.eii.ni/ Санкт-Петербургский институт раннего вмеша­тельства. Раннее вмешательство - система помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями в развитии, а также детям группы соци­ального и биологического риска. На сайте описаны программы помощи семье, образовательные программы и проекты, материалы по правам ре­бенка, глоссарий по теме сайта, материалы конгрессов и конференций.

12. http: //www osohoedetstvo ni Особое детство. Сайт для родителей детей с нарушениями развития и специалистов. Представлена информационная база, содержащая законодательные и сопутствующие материалы по защите прав ребенка на образование и реабилитацию; библиографический анноти­рованный каталог книг, классифицированных по типам нарушений разви­тия и видам терапии; страницы с личными историями детей; в разработке -информация об организациях и учреждениях.

13. http: //snvorov reabi liry.m/ Сайт Суворова Александра Васильевича, доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической ан­тропологии Университета РАО, действительного члена Международной академии информатизации при ООН. Сам слепоглухой с 9-летнего возрас­та, он занимается проблемами слепоглухоты у детей и проблемами детей-инвалидов в целом. На сайте представлены электронные публикации и диссертация автора.

14. http://www rianyloff naroriru Родителям глухого ребенка. На сайте размещена Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, разработанная в 1991 году Государственным комитетом СССР по народному образованию.

15. http://www.1ogosvos.ni./ Логос ВОС. Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс Всероссийского общества слепых. Ин­формация о продукции издательства, новости тифлоинформатики, коллек­ция полезных ссылок российского и зарубежного интернета.

16. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека. Собрание книг и статей по специальной психологии и коррекционной педагогике.

17. http://www.fpgp.ni/ Благотворительный фонд «Поддержка гумани­тарных программ». Сайт некоммерческой организации, миссия которой ­осуществлять программы в России, улучшающие качество жизни детей с нарушениями в развитии. На сайте можно познакомиться с деятельностью служб Фонда, календарем мероприятий, а также с различными информа­ционными ресурсами - бюллетенями, справочниками и др.

18. http://www h i ppoth ег ару ru Русское иппотерапевтическое общество. Сайт посвящен занятиям лечебной верховой ездой и конным спортом с ин­валидами. На сайте можно найти информацию о программах, методиче­ские материалы, а также публикации журнала Русского иппотерапевтиче-ского сообщества «Левада».

19. http://www med harvard edu/ A ANT JR/home html «Атлас целостного мозга», созданный A.J. Keith (англ.) использует Java-аплеты, чтобы пока­зать срезы мозга в той плоскости, которую заказывает пользователь. Здесь есть следующие разделы: нормальный мозг; нормальная структура мозга и кроветока; 100 основных мозговых структур; сосудистая анатомия; нор­мальное старение: структуры и функции; церебрососудистые заболевания; инсульт; афазия; алексия без аграфии; хроническая гематома и др.

Наши рекомендации