Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М., 2001.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия /Сост. Н.Л. Белопольская. М., 2000.
- Дефектологический словарь. – М.: Педагогика, 1970.
- Дефектология: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1996.
5. Зоткина Е.А. Специальная психология: Учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2005.
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. М., 1999.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для психол. фак-в вузов. М.: Академия, 2004.
- Лубовский В.И. Концепция стандарта общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – М., 1996. Вып. 5. Педагогическая технология.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002.
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря справочника / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997.
11. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
12. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПБ., 2001.
13. Психология аномального развития ребенка. Учеб. пособие для вузов: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: ЧеРо, 2002.
14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб., М., Харьков, Минск: Питер, 2001.
15. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учебное пособие / Сост. Н. В. Новотворцева. Ярославль: Академия развития, 1999.
16. Специальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.
17. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб: Питер, 2006.
- Шипицина Л.М. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. – СПб., 1994.
19. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2004.
б) дополнительная литература:
1. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1.
2. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 1.
3. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет. // Дефектология. 1995. № 5.
4. Басилова Т. А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. 1994. № 5.
5. Басилова Т. А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. 1994. № 2.
6. Бертынь Г.П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1998. № 6.
7. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 3.
8. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1987.
9. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с нарушениями развития. М., 1973.
- Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
11. Воспитание слабовидящего ребенка в семье / Под ред. Т.А. Власовой и др. М., 1981.
12. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч: в 6 т.: Т.5. М., 1989.
13. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
- Годфруа Ж. Что такое психология. М. 1992 г.
15. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5.
16. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха // Дефектология. 1997. №1
17. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. М., 1984.
18. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К.С. Лебединский, О.С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М., 1989.
19. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1996. № 3.
20. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. 1996. № 5.
21. Ермаков В.П., Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.
22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
23. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
24. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) / Дефектология. 1999. № 5.
25. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
26. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб., 1998.
27. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973.
28. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., 1980.
29. Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
30. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.
31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.
32. Компенсирующее обучение в России: Сб. нормативно-правовых документов. М., 1997.
33. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
34. Костин И.А. Организация перцептивной информации у подростков и юношей, страдающих аутизмом // Дефектология. 1997. № 1.
35. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2001.
36. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
37. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
38. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
39. Лебединская К.С, Никольская О.С. Проблемы ранней диагностики. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом первых двух лет жизни. М., 1991.
40. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2.
41. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. М., 1988.
42. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.
43. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1996. № 3.
44. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
45. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
47. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., 1979.
48. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. 1999. № 3.
49. Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. 1995. № 5.
50. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.
51. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.
52. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1.
53. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. 1985. № 5.
54. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1975. № 6.
55. Матасов Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. 1997. № 2.
56. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1993. № 3.
57. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. 1995. № 2.
58. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1998.
59. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой и др. М., 1981.
60. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М., 1996.
61. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. 1998. № 5.
62. Орлова О.С, Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. М., 1983.
63. П.Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1997. № 1.
64. Павелко И.И. Сублимация агрессии в деятельности // Журнал практического психолога. 1998. № 3.
65. Павлова СИ. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.
66. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. № 2.
67. Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. № 6.
68. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Дефектология. 1989. № 1.
69. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1997. № 3.
70. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1985.
71. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996.
- Помощь детям с церебральным параличом: Кондуктивная педагогика. М.,1996.
73. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. М., 1985.
74. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. -СПб: Речь, 2003.
- Психосоциальная помощь населению (пер. со шведского, учебное пособие). М., 1995, 1998.
76. Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии у детей // Дефектология. 1995. № 1.
77. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями // Дефектология. 1998. № 2.
78. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
79. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Как общаться со слепоглухими. М., 1986.
80. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1990.
81. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. 1999. № 2.
82. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 4.
83. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1997.
84. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
85. Соловьева И. Л., Цукерман И. В. Социальный педагог в школе для глухих // Дефектология. 1998. № 4.
86. Стребелева Е. А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 2.
87. Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология. 1996. №4.
88. Суворов А.В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.62-73.
89. Суворов А.В. Экспериментальная философия. М., 1998.
90. Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология. 1996. № 1.
91. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 4.
92. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. 1997. № 4.
93. Филичева Т. В., Чевелева Н. А., Чиркина Н. В. Основы логопедии. М., 1989.
94. Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Дефектология. 1996. № 4.
95. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993. № 5.
96. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.
97. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. И. М. Астапов. М., 1995.
98. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей группы риска / Сост. В. М. Астапов. М., 1996.
99. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., Воронеж, 2000.
100. Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5.
101. Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. 1998. № 1.
102. Шарипов А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3.
103. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 1990.
104. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1998.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Аудио- видео- и мультимедийные материалы по отдельным направлениям психологии, электронные базы данных по психологии, специализированные сайты сети Интернет.
1. http://www logoped m Логопед. Советы профессионального логопеда. Программы и ТСО для коррекционной педагогики, новости логопедии и др.
2. http://www.1ogos.pp.nl/ Logos. Логопедический сайт для взрослых и детей. Имеется возможность проверить свою речь on-line, получить консультацию логопеда. В разделе «ЭнцикЛогопедия» можно найти информацию об истории логопедии и ее основателях, словарь специальных терминов и понятий, а также библиографию изданий по логопедии.
3. http://www.an.tism.ni. Аутизм. На сайте представлены материалы о диагностике и лечении аутизма, советы психолога. В разделе «Библиотека» -полнотекстовые материалы по проблемам раннего детского аутизма.
4. http://an.tist.narod.ni./ Аутизм. На сайте собрана различная информация для родителей детей, страдающих аутизмом: тексты законодательных актов; статьи по проблемам аутизма по материалам российской и зарубежной прессы; библиотека аутизма; сведения о лекарственных препаратах, применяемых при лечении аутизма; а также полезные адреса, где могут оказать реальную помощь аутичным детям.
5. http://www.ccp.org.ru/ Центр Лечебной Педагогики. Сайт негосударственной благотворительной общественной организации, созданной в сентябре 1989 года для оказания помощи детям с нарушениями психического и речевого развития. Представлена информация о лечебно-педагогической помощи детям, о научной и исследовательской работе центра, а также о его издательской деятельности.
6. http://detlich.ru/ Детская личность. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, государственного образовательного учреждения Восточного окружного управления Московского комитета образования с целью отработки системы оказания помощи детям со сложной структурой дефекта, ДЦП и эпилепсией дошкольного и раннего школьного возраста. На сайте описана экспериментальная и творческая работа центра, опубликованы документы, имеется возможность проконсультироваться у специалистов центра on-line.
7. http://miloserdie.tellur.ru/mainx.html Спешите делать добро! Сайт о людях с ДЦП. Цель сайта - показать, на что способны инвалиды, что они умеют делать, какими специальностями владеют, как реализовывают себя в жизни. На сайте можно найти статьи и публикации по проблемам ДЦП, информацию о конкурсах и проектах, форум для обсуждения проблем инвалидов.
8. http://www.cpa.1sy.ha.ika1.ni/cpa.1sy.htm1 Детский церебральный паралич. На сервере можно найти все, что касается этого заболевания: предупреждение и диагностика, методы лечения, обучение и занятия спортом, социальная реабилитация инвалидов.
9. http://www dyslexia т/ Дислексия. Сайт посвящен проблемам диагностики и коррекции нарушений письма. Здесь можно узнать подробнее о дислексии и дисграфии, пройти тест, почитать публикации прессы по этому вопросу, познакомиться в словаре с основными понятиями и терминами, получить информацию о новых книгах и пособиях. На сайте опубликована также Конвенция о правах ребенка, а на детской страничке - задания для выполнения и рассказы об известных людях, страдавших дисграфией.
10. http://www defectolog щ/ Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.
11. http://www.eii.ni/ Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Раннее вмешательство - система помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями в развитии, а также детям группы социального и биологического риска. На сайте описаны программы помощи семье, образовательные программы и проекты, материалы по правам ребенка, глоссарий по теме сайта, материалы конгрессов и конференций.
12. http: //www osohoedetstvo ni Особое детство. Сайт для родителей детей с нарушениями развития и специалистов. Представлена информационная база, содержащая законодательные и сопутствующие материалы по защите прав ребенка на образование и реабилитацию; библиографический аннотированный каталог книг, классифицированных по типам нарушений развития и видам терапии; страницы с личными историями детей; в разработке -информация об организациях и учреждениях.
13. http: //snvorov reabi liry.m/ Сайт Суворова Александра Васильевича, доктора психологических наук, профессора кафедры педагогической антропологии Университета РАО, действительного члена Международной академии информатизации при ООН. Сам слепоглухой с 9-летнего возраста, он занимается проблемами слепоглухоты у детей и проблемами детей-инвалидов в целом. На сайте представлены электронные публикации и диссертация автора.
14. http://www rianyloff naroriru Родителям глухого ребенка. На сайте размещена Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста, разработанная в 1991 году Государственным комитетом СССР по народному образованию.
15. http://www.1ogosvos.ni./ Логос ВОС. Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс Всероссийского общества слепых. Информация о продукции издательства, новости тифлоинформатики, коллекция полезных ссылок российского и зарубежного интернета.
16. http://pedlib.ru/ Педагогическая библиотека. Собрание книг и статей по специальной психологии и коррекционной педагогике.
17. http://www.fpgp.ni/ Благотворительный фонд «Поддержка гуманитарных программ». Сайт некоммерческой организации, миссия которой осуществлять программы в России, улучшающие качество жизни детей с нарушениями в развитии. На сайте можно познакомиться с деятельностью служб Фонда, календарем мероприятий, а также с различными информационными ресурсами - бюллетенями, справочниками и др.
18. http://www h i ppoth ег ару ru Русское иппотерапевтическое общество. Сайт посвящен занятиям лечебной верховой ездой и конным спортом с инвалидами. На сайте можно найти информацию о программах, методические материалы, а также публикации журнала Русского иппотерапевтиче-ского сообщества «Левада».
19. http://www med harvard edu/ A ANT JR/home html «Атлас целостного мозга», созданный A.J. Keith (англ.) использует Java-аплеты, чтобы показать срезы мозга в той плоскости, которую заказывает пользователь. Здесь есть следующие разделы: нормальный мозг; нормальная структура мозга и кроветока; 100 основных мозговых структур; сосудистая анатомия; нормальное старение: структуры и функции; церебрососудистые заболевания; инсульт; афазия; алексия без аграфии; хроническая гематома и др.