У. Развитие мелкой моторики
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Неделя | № урока | Предмет | Тема | Кол-во часов |
Тетрадь № 1 | ||||
Развитие речи | Звуки вокруг нас. Лексическая тема: Домашние птицы. | |||
Грамота | Слово. Лексическая тема: Насекомые. | |||
Развитие речи | Как звучат слова. Лексическая тема: У реки. | |||
Грамота | Слог. Лексическая тема: Цветы и ягоды. | |||
Грамота | Ударение. Лексическая тема: домашние животные. | |||
Развитие речи | Предложение. Лексическая тема: Домашние животные. | |||
Грамота | Звук [а]. Буквы А, а | |||
Развитие речи | Звук [у]. Лексическая тема: Овощи и фрукты. | |||
Грамота | Звук[у]. Буквы У, у | |||
Грамота | Буквы А-У. Учимся читать. | |||
Развитие речи | Звук [о]. Лексическая тема: Осень в лесу. | |||
Грамота | Звук[о]. Буквы О, о. | |||
Развитие речи | Звук [и] Лексическая тема: Игрушки. Игры. | |||
Грамота | Звук[и], буквы И, и. | |||
Грамота | Звук[ы]. Буквы Ы, ы | |||
Развитие речи | Звук [э]. Лексическая тема: Бытовые приборы. | |||
Грамота | Звуки[э]. Буквы Э, э | |||
Развитие речи | Звуки[м], [м']. Лексическая тема: В магазине. | |||
Грамота | Звуки[м], [м']. Буквы М, м | |||
Грамота | Грамота и письмо. Закрепление. | |||
Тетрадь №2 | ||||
Развитие речи | Звуки[н], [н']. В гостях у гномов | |||
Грамота | Звуки[н], [н']. Буквы Н, н | |||
Развитие речи | Звуки[л], [л']. Лексическая тема: Лесная школа. | |||
Грамота | Звуки[л], [л']. Буквы Л, л | |||
Грамота | Закрепление | |||
Развитие речи | Лексическая тема: Мой Казахстан. | |||
Грамота | Звук[й']. Буквы Й, й | |||
Развитие речи | Звуки [й 'а].Лексическая тема: Кругом вода | |||
Грамота | Звуки[й'а]. Буквы Я, я | |||
Грамота | Буквы А-Я | |||
Развитие речи | Звуки[й'у]. Лексическая тема: Юрта. | |||
Грамота | Звуки[й'у]. Буквы Ю, ю | |||
Грамота | Буквы У-Ю | |||
Развитие речи | Лексическая тема: Моя семья. | |||
Грамота | Звуки[й'э]. Буквы Е, е | |||
Грамота | Звуки[й'о]. Буквы Ё, ё | |||
Грамота | Буквы е, ё после согласной | |||
Тетрадь №3 | ||||
Развитие речи | Звуки[с], [с']. Лексичес5кая тема: Мебель | |||
Грамота | Звуки[с], [с']. Буквы С, с | |||
Развитие речи | Звуки[з], [з']. Лексическая тема: Зимние забавы. | |||
Грамота | Звуки[з], [з']. Буквы З, з | |||
Грамота | Звуки[с], [с'] - [з], [з']. Буквы С-З. | |||
Развитие речи | Звуки[г], [г']. Лексическая тема: Зимующие птицы | |||
Грамота | Звуки[г], [г]. Буквы Г, г | |||
Развитие речи | Звуки[к], [к']. Лексическая тема: Посуда. | |||
Грамота | Звуки[к], [к']. Буквы К, к | |||
Грамота | Звуки[к], [к'] - [г], [г']. Буквы К- Г | |||
Развитие речи | Звуки[б], [б']. Лексическая тема: В зоопарке. | |||
Грамота | Звуки[б], [б']. Буква Б, б | |||
Развитие речи | Звуки[п], [п']. Лексическая тема: Одежда, обувь и головные уборы. | |||
Грамота | Звуки[п], [п']. Буквы П, п | |||
Грамота | Звуки[б], [б']- [п], [п']. Буквы Б-П | |||
Развитие речи | Звуки[х], [х'].Лексическая тема: Хлеб. | |||
Грамота | Звуки[х], [х']. Буквы Х, х | |||
Развитие речи | Звуки[т], [т']. Лексическ5ая тема: Мамин день | |||
Грамота | Звуки[т], [т']. Буквы Т, т | |||
Развитие речи | Звуки[д], [д']. Лексическая тема: Ранняя весна | |||
Грамота | Звуки[д], [д']. Буквы Д, д | |||
Грамота | Звуки[т], [т']-[д], [д']. Буквы Д-Т | |||
Тетрадь №4 | ||||
Развитие речи | Звук [ш]. Лексическая тема: Наурыз. | |||
Грамота | Звук[ш]. Буквы Ш, ш | |||
Развитие речи | Звук [ж]. Лексическая тема: Дикие животные. | |||
Грамота | Звуки[ж]. Буквы Ж, ж | |||
Грамота | Звуки[ш], [ж]. Буквы Ш-Ж | |||
Развитие речи | Звуки[в], [в']. Лексическая тема: Профессии. | |||
Грамота | Звуки[в], [в']. Буквы В, в | |||
Развитие речи | Звуки[ф], [ф']. Лексическая тема: Мой город | |||
Грамота | Звуки[ф], [ф']. Буквы Ф, ф | |||
Грамота | Звуки[в], [в']-[ф], [ф']. Буквы В-Ф | |||
Развитие речи | Звуки[ч']. Лексическая тема: Полевые цветы. | |||
Грамота | Звук [ч']. Буквы Ч, ч | |||
Развитие речи | Звуки[щ']. Лексическая тема: Строительство дома. | |||
Грамота | Звук [щ']. Буквы Щ, щ | |||
Грамота | Звук [ц]. Буквы Ц, ц. В цирке. | |||
Развитие речи | Звуки[р], [р']. Лексическая тема: Времена года. Природные явления. | |||
Грамота | Звуки[р], [р']. Буквы Р, р | |||
Развитие речи | Лексическая тема: В мире книг. | |||
Грамота | Буква Ь | |||
Грамота | Буква Ъ | |||
Развитие речи | Лексическая тема: Алфавит. | |||
Итого: | Грамота-48 часов | 80ч. | ||
Развитие речи – 32 часа |
Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте и письму.
Пояснительная записка
Цели и задачи интегрированного курса по развитию речи и обучению грамоте и письму определены в «Программе предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы».
Но нам хотелось бы подчеркнуть особо одну из них, а именно, - «развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка», - которая нами определяется как главная в программе подготовки дошкольников.
В процессе реализации всех программных задач основной акцент в работе по данному курсу ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Большая часть отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети практически 'знакомятся с понятием звук, буква,слог', слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие, шипящие и свистящие.
Поэтапная работа над каждым 'звуком строится следующим образом: выявление артикуляционных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в 'звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;
-- определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;
- сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним 'звуками;
- сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;
изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;
- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых
фрагментов из других слов;
-- знакомство с буквой;
- чтение слогов.
Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которой дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоге, что обеспечивает обучение чтению. Такой способ наглядности также позволяет существенно расширить возможности работы по звуковому и слоговому анализу слов, сделать доступным для ребенка понимание его наиболее сложных сторон. Звуковое «чтение» предваряет букварное, т.к. формирует фонетико-фонетическую базу для последующего чтения по буквам. Непосредственно же чтение по буквам ограничивается чтением по слогам. Дальнейшее развитие умений чтения осуществляется в процессе обучения детей в начальной школе.
Авторы стоят на следующей позиции: целью дошкольной подготовки является не обучение чтению, а развитие ребенка, создание необходимой базы обучения чтению в 1-м классе, предупреждение ошибок в чтении.
Данный курс подготовки детей к обучению грамоте включает в себя элементы логопедической методики (в ее создании принимал участие логопед), которая ориентирована не только на обучение чтению на основе развития фонетико-фонематических способностей детей, но и на предупреждение ошибок в чтении и письме. В отдельных случаях в описании занятий в скобках приводятся варианты ответов детей, зафиксированные в ходе апробации курса. Они помогут воспитателю продумать дополнительные наводящие вопросы. В некоторых случаях при водятся также варианты вопросов.
В пособии предложена определенная структура занятия с детьми 6 -7 лет. А) Этапы 'Занятия по развитию речи:
1. Организационный - сообщение темы занятия.
Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия.
П. Актуализация - беседа по рисунку. Работа над предложением и словом. Его цель - подготовить почву для активного усвоения нового материала, создать проблемную ситуацию, стимулирующую активность детей к поиску ее решения (этап мотивации).
НОВЫЙ материал.
1.Выделение нового звука.
2.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Артикуляционная гимнастика.
На данном этапе реализуются следующие задачи: уточняется артикуляция (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); показывается произношение 'звука с использованием зеркала; уточняются акустические признаки звуков (глухие или звонкие, твердые или мягкие, гласные или согласные); звуки обозначаются цветовыми символами; определяется их место в звуко-буквенном ряду.
IV. Закрепление.
1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Работа по формированию выразительности речи.
2. Словарная работа. Обогащение лексического словаря.
На этих этапах занятий решаются следующие задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение грамматическими категориями словоизменения 11 словообразования, постижение смысла и многозначности слов; развитие слухового внимания и зрительной памяти; овладение простым и и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части 'занятия. Основные 'задачи физминутки - это снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального 'заряда; выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Вот почему и предлагаются различные формы проведения физминуток.
3.Работа над предложением (словосочетанием).
4.Развитие связной речи.
На данных этапах занятия решаются следующие задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного словаря; формирование связности и четкости высказываний; работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; анализ и синтез словесного состава предложения: развитие воображения и творческой фантазии, словотворчес тва, мелодико-интонационных и просодических компонснтов (ритма, ударения и интонации).
У. Развитие мелкой моторики.
Цель: развитие мелкой моторики руки (развитие мышц кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки), отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ориентации в окружающем пространстве и на плоскости.
VI. Итог;
На заключительном этапе занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка, например: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!», Обязательное условие - передача положительных эмоций. Здесь нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит, если активно работать, все получиться. Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышал в следующий раз?» и т. д. Итог занятия может быть предложен в игровой форме,
Б) Этапы занятия по обучению грамоте и письму:
L. Организационный момент. Введение в тему (побуждение, сообще-
Ние темы).
П. Новый материал.
1.Выделение нового звука. Характеристика звука.
2.Знакомство с буквой,
111. Обучение чтениюслогов, слов, предложений с изучаемой буквой.
Второй и третий этапы занятия предусматривают решение следующих
задач: познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый 'звук; научить детей читать эту букву, а также слоги, слова и предложения с ней.
Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинается обычно с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в звуко-буквенном ряду. Строчная и заглавная буквы сравниваются - отмечаются их сходство и различие. Затем определяется, на что похожа та или иная буква, т.е. при совместном творчестве либо по инициативе
воспитателя создается зрительный образ буквы,
IV. Письмо.
Цель: учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать карандаш (ручку) и ориентироваться на листе: дети знакомятся с линовкой и косой линией: осваивают методику работы по раскрашиванию рисунков (штриховку) как один из самых легких видов деятельности по развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укреплению двигательного аппарата пишущей руки.
Они выполняют упражнения с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами: раскрашивание мелкими штрихами с возвратом: центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка): штриховку длинными параллельными отрезками.
Дети осваивают направления движений ручки: рисование (написание)
линий вверх, вниз, вправо, влево, рисуют узоры по клеткам и линиям, а также выполняют следующий ряд упражнений: обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков), копирование, печатанье, списывание и т.д.; начинает формироваться навык письма по слуху, пол диктовку, самостоятельного написания букв, слогов и слов.
Параллельно на том же самом материале у детей развиваются внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
У. Итог.
В) 'Этапы занятия по обучению грамоте и письму (закрепление):
Организационный момент.
11.Актуализация.
111. Новый материал. IV.Обобщение.
У. Письмо.
VI. Итог.
В учебном пособии представлен богатый иллюстративный материал, который избавит преподавателя и родителей от подбора необходимых рисунков. При желании, конечно, можно использовать и дополнительный наглядный и раздаточный материал. Например, отдельные картинки на тот или иной 3ВУК или задания для развития звуко-слогового анализа, требующие дополнительной наглядности.
Для работы с учебными тетрадями необходимо иметь только набор цветных карандашей и маленькое зеркальце - для выяснения способа произнесения того или иного звука.
При необходимости можно использовать картинки для работы над связной речью. В этом случае детям предлагается пересказать прослушанную историю пли составить свой рассказ по картинкам.
Учебный материал занятий вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных. Одновременно у детей формируется представление о явлениях языка.
В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений. Предполагается и групповая работа, и самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради. Достаточно большой объем учебного материала предоставляет преподавателю возможность при необходимости воспользоваться им избирательно, исходя из индивидуальных возможностей детей. Для этого достаточно использовать лишь часть 'заданий. Главное чтобы дети усвоили навык работы, необходимый для их выполнения. Желательно сохранить структуру занятия и последовательность изложения материала, предложенные в методических рекомендациях, объем же материала воспитатель может регулирован, по своему усмотрению.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть 'Звуковым анализом, с интересом наблюдать 'за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подастся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать. выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Учебный материал для развития внимания и мышления представлен в виде ребусов и игровых заданий со звуками и словами, в сравнении слогов и слов, сходных по 'звуковому составу.
Данный курс включает в себя 48 часов обучения грамоте и письму (ОГП) и 32 часа развития речи (рр) -- всего 80 занятий.
Занятия по курсу представляют собой интеграцию заданий и упражнений по развитию речи, грамоте и письму и проводятся В фронтальной форме в помещении группы. Частотность и последовательность проведения занятий такая: первая неделя - 2 'занятия (РР + ОГП), вторая неделя- 3 занятия (РР + ОГП + ОГП) и т. д., после каждого 5 занятия предлагается страница для самостоятельной работы ребенка с родителями. Иногда, учитывая логику содержания программного материала, последовательность 'занятий изменяется, что отражено в календарном планировании.
Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.