ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ — ДВОЙНОЙ ШАГ
Карточка №2
Остановка прыжком осуществляется толчком правой или левой ноги.
В основной фазе выполнения приема игрок ставит толчковую ногу упруго со всей стопы прямо по направлению движения с последующим отталкиванием вперед. В безопорном положении баскетболист догоняет или опережает толчковую другой ногой.
В завершающей фазе следует приземление на обе сильно согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами. Для удержания равновесия выпрямленные голова и туловище немного отклоняются назад. Причем в зависимости от планируемого дальнейшего действия стопы могут ставиться на площадку на одном уровне или с выставлением вперед маховой ноги. В первом случае игрок приходит в стойку с параллельным расположением стоп и незначительным разворотом обоих носков наружу.
Во втором — в стойку готовности с выставленной вперед ногой.
Таким образом, при остановке прыжком горизонтальная скорость снижается и движение игрока прекращается за счет «стелющегося» прыжка вперед, а также благодаря амортизационному сгибанию ног в момент приземления.
Обучение остановке прыжком.
1. Объяснение и показ.
2. Имитация приема с места: и. п. — стойка готовности; шаг сзадистоящей ноги с последующим толчком и приземлением на две ноги.
3. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после ходьбы.
4. Выполнение разновидностей приема в целом по ориентирам после медленного бега.
5. То же, что в упр. 4, но по звуковому сигналу педагога (например, длинный свисток — остановка, короткий — возобновить передвижение).
6. То же, что в упр. 5, но со сменой направления и скорости передвижений.
7. Вариативное выполнение остановки прыжком в ситуациях выбора в ответ на комбинированные сигналы педагога или партнера (например, свисток или хлопок в ладони и мяч поднят вверх — остановка толчком правой ноги; тот же звуковой сигнал и мяч опущен вниз — остановка толчком левой ноги и т.п.).
8. Воспроизведение приема в целом в эстафетах и подвижных играх: соревнования на качество и быстроту исполнения.
9. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.
10. То же, что в упр. 9, но в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
1. Подводящие упражнения выполнять фронтальным и проходным методами при передвижениях в разомкнутом шереножном строю поперек зала; в целом прием выполнять при передвижении вдоль зала, по его периметру или с изменением направления движения в различных построениях.
2. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т. п.
3. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и соответственно очередность начального движения правой или левой ногой.
4. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.
5. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный) в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.
6. В условиях игрового соперничества акцентировать внимание на точности воспроизведения рациональной техники приема.
7. При выполнении остановки двумя шагами:
· добиваться правильного и. п. перед началом движения;
· передвигаться свободно, раскованно, без предшествующего остановке удлинения шагов, т. е. не подбирать ногу;
· на первом шаге остановки: «тянуть» бедро, приземляться на всю стопу с разворотом носком наружу, сгибать ногу в момент приземления;
· на втором шаге остановки: ногу ставить почти выпрямленной с разворотом стопы носком внутрь, туловище поворачивать в сторону сзадистоящеи ноги и отклонять назад, массу тела следует переносить на опорную («осевую») ногу;
· приходить в положение — стопы параллельны, но поставлены не на одной линии по направлению движения;
· при увеличении скорости движения в момент остановки сильнее сгибать ногу на первом шаге (ниже опускать таз) и значительнее отклонять туловище назад, разворачивать стопы почти перпендикулярно направлению движения.
8. При выполнении остановки прыжком:
· не растягивать беговые шаги в движении перед остановкой;
· толчковую ногу ставить упруго на всю стопу прямо по направлению движения;
· прыжок выполнять «стелющийся»: невысоко над площадкой; вперед, а не вверх;
· одновременно касаться пола обеими стопами; в момент приземления стопы располагать на ширине плеч фронтально по направлению движения (параллельно с небольшим разворотом носками наружу) или с выставлением вперед не толчковой ноги;
· приземляться мягко на всю поверхность обеих стоп; приходить на сильно согнутые ноги (опускать таз); прямое туловище и голову слегка отклонять назад;
· плечевой пояс и руки не закрепощать.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок.
1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу: чувствуется неуверенность и чрезмерная закрепощенность.
2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка.
3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела.
4. Не используется разворот стоп для гашения скорости; стопы ставятся узко или на одной линии по направлению движения: игрок принимает неустойчивое положение.
5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, занимающийся приходит на прямые ноги: движение может быть продолжено вперед по инерции, что вызовет потерю равновесия или приход в неустойчивое положение.
6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, сзадистоящая нога выпрямляется, а впередистоящая сгибается: неверное распределение веса тела, ведущее к потере равновесия.
Карточка №1
ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ — ДВОЙНОЙ ШАГ
Обучение передачаммяча в движении (двойному шагу) необходимо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны владеть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с остановкой двумя шагами.
Вначале условия выполнения облегчаются введением неподвижного мяча. Один из занимающихся или учитель держит мяч на вытянутой в сторону руке. Игрок подходит, ставит ногу за полметра до мяча, затем делает шаг и в одноопорном положении берет мяч из рук, только после этого ставит ногу на пол («раз»), делает шаг другой ногой («два») и уже со следующим шагом («три») выполняет передачу. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой пола.
Первоначально желательно выполнять эти движения под счет, медленно, с остановками, затем шагом, потом бегом.
Техника работы рук при выполнении броска отличаться. Нужно сразу исключить всевозможные прыжки и т. п. Мяч может ловиться шагом любой ноги, и необходимо постоянно на это обращать внимание, ибо начинающие часто ловят мяч «под одну и ту же ногу», привыкают к этому, и потом их тяжело переучивать. В дальнейшем это будет только мешать. Данные упражнения проводятся с целью усвоить двухшажный ритм.
В последующих упражнениях мяч подбрасывается сначала вверх, затем навстречу партнеру. После этого двойной шаг нужно выполнять после ловли встречной передачи, но когда партнер стоит. Только освоив такие упражнения, можно переходить к передаче мяча во встречных колоннах.
Основные ошибки — неточные и очень сильные передачи, которые не дают возможность правильно выполнить «двойной шаг».
Следующим этапом является «двойной шаг» при движении в параллельных колоннах. Желательно выполнять первые упражнения в условиях, когда партнер стоит сбоку и передает мяч. Неточные передачи не позволят правильно выполнять упражнения. Эти упражнения должны обучать занимающихся ловле и передаче мяча справа и слева.
Бросок одной рукой «крюком» часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника.
Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от соперника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Мяч лежит на согнутой правой руке и поддерживается сверху; голову поворачивают к корзине.
Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным движением поднимает вверх.
Левая рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги подтягивают вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука приближается к голове. Потом его направляют в корзину.
При плотной опеке и подстраховке некоторые центровые предпочитают не делать рукой с мячом полную дугу. Они выносят мяч двумя руками в сторону вверх от защитника, затем одной рукой проводят лишь заключительную часть, т.е. бросают мяч «полукрюком».
Бросок одной рукой снизу применяют примерно в тех же ситуациях, что и бросок двумя руками снизу в прыжке. Кроме того, некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.