Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении.

1. При ловле мяча:

- игрок не вытягивает руку вперед-вверх как ориентир для партнера или не контролирует полет мяча поворотом головы;

- сильно повернуто туловище в сторону партнера, передающе­го мяч: игрок ловит его, снижая скорость передвижения или оста­навливаясь;

- нет уступающего, амортизационного движения рукой при встре­че с мячом или другая рука не участвует в ловле: создается угроза потери мяча;

- опущенные голова или глаза после ловли мяча: игрок не кон­тролирует взглядом или периферическим зрением расположение партнеров и защитников — создаются предпосылки для неточной передачи или пробежки;

- рассогласованная работа верхних и нижних конечностей: ловля мяча на шаге разноименной ноги при подготовке передачи мяча одной рукой.





           
  Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru
    Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru
      Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru
 
 

Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru

2. При передаче мяча:

- не учитывается скорость движения партнера: слишком силь­ная или слабая передача, ведущая к потере мяча (мяч «не додают» или «передают»);

- типичные ошибки в технике выполнения избранного спосо­ба передачи (см. «Передачи мяча на месте»);

- после выполнения передачи мяча игрок замедляет или пре­кращает движение, т. е. оказывается позади партнера с мячом: нет условий для развития и успешного завершения атаки при проти­водействии соперника.

Ведение мяча

Теоретические предпосылки.

Ведение мяча — прием техники нападения, позволяющий баскет­болисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения (рис. 18). Целесообразность при­менения ведения мяча диктуется конкретной игровой ситуацией и определяется необходимостью:

- организации стремительной контратаки или преодоления прес­синга после овладения мячом на своей половине площадки;

- ухода от плотной опеки защитника с целью создания усло­вий для завершения атаки (проход-бросок или проход-«откид-ка»);

- постановки заслона при взаимодействии с партнером для выведения его на бросок или для длительного контроля над мя­чом при игре на удержание счета.


В и. п. игрок после овладения мячом находится в стойке напада­ющего с тройной угрозой или в стойке для начала ведения: для ведения правой рукой — правая нога сзади, для ведения левой — левая сзади. Масса тела при этом равномерно распределена на обе ноги. Пятка опорной ноги или пятки обеих ног, если каждая изних может быть использована как опорная, незначительно подня­ты над площадкой. Плечи, колени и пальцы стопы впередистоя-




щей ноги (или двух ног в параллельной стойке) расположены в одной вертикальной плоскости. Спина слегка округлена. Руки со­гнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса: кисть даль­ней от соперника руки располагается сзади-сверху на мяче, она контролирует его положение и готова начать ведение, другая кисть поддерживает мяч сбоку. Мяч укрывается в сторону дальней от соперника (сзадистоящей) ноги: локти согнуты и опущены вниз, а локоть рабочей руки, готовой начать ведение мяча, отведен на­зад вдоль туловища. Голова поднята, взгляд направлен вперед.

Перед началом ведения баскетболист может находиться и в движении для овладения мячом.

Подготовительная фаза непродолжительна по времени и за­ключается в выносе мяча кратчайшим путем для удара в пол.

Основная фаза начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги (начала перемещения) и состоит из повторного выталкивания мяча (непосредственно ведения) и перемещения без него. Непосредственно ведение осуществляется по­следовательными толчками мяча вперед-вниз одной рукой или поочередно правой и левой. Игрок контактирует с мячом только свободно расставленными в стороны пальцами, но не ладонью. Мяч посылается в площадку несколько в сторону от одноимен­ной с ведущей рукой ступни за счет уступающе-преодолевающей работы в лучезапястном и локтевом суставах. Перемещаясь без мяча между очередными его касаниями, баскетболист может совершать неограниченное количество шагов, но не теряя при этом контро­ля над ним и не задерживая его.

В завершающей фазе игрок, прекращая ведение, переходит квыполнению другого технического приема.

Существует несколько разновидностей ведения в зависимости от высоты отскока мяча и специфики контроля над ним.

Ведение с высоким отскоком мяча (высокое ведение)применя­ется при отсутствии плотной опеки со стороны защитника чаще всего в ситуации, требующей быстрого передвижения с мячом в избранном направлении. Мяч при этом варианте ведения после каждого выталкивания поднимается до уровня пояса. Это скорост­ной вид дриблинга. Незаменимо высокое ведение и в случае необхо­димости замедления игры, т. е. для затяжки времени при удержа­нии счета. Характерной его особенностью является отсутствие движений на укрывание мяча от соперника.

Ведение с низким отскоком мяча (низкое ведение), напротив, используется, если защитник находится в непосредственной бли­зости и существует угроза выбивания мяча. Соответственно напа­дающий осуществляет активное укрывание мяча за счет поворота туловища в направлении мяча и выставления в сторону руки, сво­бодной от ведения. Высота отскока снижается в результате сгиба­ния ног и незначительного наклона туловища вперед. Степень сни-

Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru

Основные ошибки при выполнении поступательных передач мяча в движении. - student2.ru

жения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.

И высокое, и низкое ведение может осуществляться со зри­тельным контролем над мячом или без зрительного контроля.

Ведение мяча со зрительным контролем не эффективно в игро­вых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки пра­вильной структуры движения или при использовании финтов.

Ведение мяча без зрительного контроля дает возможность сле­дить за изменением ситуации на площадке и своевременно реаги­ровать на него конкретными игровыми действиями. Оно применя­ется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Кроме перечисленных вариантов ведения мяча существует не­сколько способов обыгрывания (обводки) защитника в начале ве­дения (рис. 19) и по ходу выполнения приема в движении (изменени­ем высоты отскока, направлений или скорости движения; перево­дом мяча перед собой, за спиной, между ногами или с поворотом).

При обучении ведению мяча следует стремиться к тому, чтобы занимающиеся хорошо овладели разновидностями дриблинга пооче­редно правой и левой рукой без зрительного контроля над мячом.

Обучение ведению мяча.


1.Объяснение и показ.

2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке напа­дающего на сильно согнутых ногах.

4. Ведение на месте с различной высотой отскока.

5. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

6. Ведение на месте с элементами жонглирования:

- чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т.п.;

- с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;

- со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.

7. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: пра-
• вой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке.

8. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.

9. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных от­резках дистанции.

10. То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.

11. То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам.

12. То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защит­ника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения.

13. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением на­правления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» — 2 — 3 удара правой рукой с перемещением вправо-вперед, перевод мяча на левую руку; 2 — 3 удара левой рукой с перемещением влево-вперед, перевод мяча на правую руку и т.д.

14. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условно­го соперника.

15. То же, но с обыгрыванием защитника в движении перево­дом мяча перед собой в указанных точках площадки.

16. То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога.

17. Чередование высокого и низкого ведения в движении с из­менением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гим­настических скамеек, обручей и т.п.

18. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур раз­ной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.).

19. «Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков пло­
щадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти
от центральной линии до корзины в три отскока мяча).

20. Чередование высокого и низкого ведения с изменением ско­рости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам.

21. То же, но при пассивном сопротивлении условного защит­ника.

22. Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения — «рваного» ритма.

23. «Зигзаг» в коридоре в условиях пассивного противодействия защитника.

24. Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения.

25. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с из­менением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких, как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п.

26. Выполнение разновидностей ведения на ограниченных уча­стках площадки, преодолевая активное противодействие защит­ника.

27. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

Наши рекомендации