Лабораторная работа по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
ТЕМА «Формы существования языка. Речь. Качества речи. Речевая ситуация»
Задание 1. Прочитайте «Оду русскому языку», которую написал известный российский актер Е. Весник. Ответьте на следующие вопросы. Ответы аргументируйте.
– Что так сильно возмущает автора?
– О какой форме существования языка идет речь в этой оде?
О, бедный мой язык родной!
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчил, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчил».
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
……………………………………….
«ОсУжденный и инциндент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят».
………………………………………..
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Задание 2. Прочитайте рассказ Л. Измайлова «Ненужные словечки». Ответьте на следующие вопросы. Ответы аргументируйте.
– Почему автор не понял мальчика?
– Какие нелитературные средства использовал юный персонаж в своей речи? «Переведите» эти средства на литературный язык.
Однажды я встретил соседского мальчишку Ваню Сидорова, и у нас с ним произошел такой разговор:
- Здравствуй, Ваня, как твои дела?
Он говорит:
- У-у, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному шкету, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и давай выпендриваться, а варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом, учился чуть, а велик гикнулся. Во клево, ржачка, да?
Я говорю:
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала, или я не понял ничего. Ну, давай сначала.
- Давайте. Значит, один фитиль…
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один длинный подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять, сел и почесал…
- К какому шкету?
- Ну, шибзик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
-Да не с кем, а с чем. Нос у него вроде шнобеля, Рубильник такой вроде паяльника. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он…
- Ну и как распилил?
- Что распилил?
- Ну, шнобель.
- Да нет, шнобель у шкета был, а у фитиля – фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться, варежку разинул, вот и гикнулся. Теперь поняли?
- Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
Задание 3. Подберите синонимы к следующим словам и охарактеризуйте их стилистическую окраску (определите, какие из них являются нейтральными, какие − высокими, книжными; какие − сниженными, разговорными или просторечными).
Глаза, голова, идти, работать, лгать, лгун, высокий.
Задание 4. Проанализируйте шуточное поздравление с 8-ым Марта, опубликованное в «Литературной газете». Какое явление, характерное для современной русской речи, в нем пародируется? Составьте текст, передав содержание предложенного поздравления более уместными языковыми средствами.
Сударыни! Женщины! Гражданочки! Просто леди и железные леди! Миссы и миссисы! Желаем вам счастья в менеджменте, хорошего семейного консенсуса и плюрализма в личной жизни! И чтоб у вас никогда не было стагнации, а наоборот − презентации по всем статьям! Крепкого вам имиджа в труде, красивого фейса и отличного спонсора в быту! Короче, отличной альтернативы в семейной жизни…
Задание 5. Соответствует ли языковое оформление данного текста его содержанию и ситуации речевого общения? Почему? Какие языковые средства в нем использованы? «Переведите» текст в более уместные формы выражения.
Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.