Лабораторная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

ТЕМА «Формы существования языка. Речь. Качества речи. Речевая ситуация»

Задание 1. Прочитайте «Оду русскому языку», которую написал известный российский актер Е. Весник. Ответьте на следующие вопросы. Ответы аргументируйте.

– Что так сильно возмущает автора?

– О какой форме существования языка идет речь в этой оде?

О, бедный мой язык родной!

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчил, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчил».

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

……………………………………….

«ОсУжденный и инциндент,

БлагА, сочуйствовать, оглУпят».

………………………………………..

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

Задание 2. Прочитайте рассказ Л. Измайлова «Ненужные словечки». Ответьте на следующие вопросы. Ответы аргументируйте.

– Почему автор не понял мальчика?

Какие нелитературные средства использовал юный персонаж в своей речи? «Переведите» эти средства на литературный язык.

Однажды я встретил соседского мальчишку Ваню Сидорова, и у нас с ним произошел такой разговор:

- Здравствуй, Ваня, как твои дела?

Он говорит:

- У-у, дела моща.

- Что-что?

- Классно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному шкету, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и давай выпендриваться, а варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом, учился чуть, а велик гикнулся. Во клево, ржачка, да?

Я говорю:

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну, которая ржала, или я не понял ничего. Ну, давай сначала.

- Давайте. Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень один длинный подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять, сел и почесал…

- К какому шкету?

- Ну, шибзик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

-Да не с кем, а с чем. Нос у него вроде шнобеля, Рубильник такой вроде паяльника. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, попилил он…

- Ну и как распилил?

- Что распилил?

- Ну, шнобель.

- Да нет, шнобель у шкета был, а у фитиля – фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться, варежку разинул, вот и гикнулся. Теперь поняли?

- Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.

Задание 3. Подберите синонимы к следующим словам и охарактеризуйте их стилистическую окраску (определите, какие из них являются нейтральными, какие − высокими, книжными; какие − сниженными, разговорными или просторечными).

Глаза, голова, идти, работать, лгать, лгун, высокий.

Задание 4. Проанализируйте шуточное поздравление с 8-ым Марта, опубликованное в «Литературной газете». Какое явление, характерное для современной русской речи, в нем пародируется? Составьте текст, передав содержание предложенного поздравления более уместными языковыми средствами.

Сударыни! Женщины! Гражданочки! Просто леди и железные леди! Миссы и миссисы! Желаем вам счастья в менеджменте, хорошего семейного консенсуса и плюрализма в личной жизни! И чтоб у вас никогда не было стагнации, а наоборот − презентации по всем статьям! Крепкого вам имиджа в труде, красивого фейса и отличного спонсора в быту! Короче, отличной альтернативы в семейной жизни…

Задание 5. Соответствует ли языковое оформление данного текста его содержанию и ситуации речевого общения? Почему? Какие языковые средства в нем использованы? «Переведите» текст в более уместные формы выражения.

Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.

Наши рекомендации