Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания
Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко, Если ты смотришь на меня и улыбаешься мне, Если слушаешь, что я иногда говорю, Перед тем, как говоришь сам, Я вырастаю, действительно, вырастаю.
Девятилетний мальчик
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ |
Методические приемы — это конкретное проявление определенного метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут взаимодополнять и вза-имозаменять друг друга. Эффективность использования тех иди иных приемов зависит от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Например, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания.
Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое отношение к педагогической технике, - - «метод воздействия» как деталь метода воспитания. Метод воздействия нацелен на получение немедленного, сиюминутного результата: ошибся — исправь ошибку, обидел товарища -извинись, нарушил что-то — поправь... Богатство методов воздействия (а следовательно, эффективность и неординарность методов воспитания) зависит от богатства палитры методических приемов воспитания.
Рассмотрим подробнее понятие «воспитательное воздействие», обратившись к педагогическому наследию И.П. Иванова*, уделившему пристальное внимание этому педагогическому феномену.
* Иванов ИМ. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие // Народное образование. 1998. № 9—10. С. 110—Н2.
5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия 341
Позитивное педагогическое воздействие на ребенка может осуществляться стихийно в широкой социальной среде: в семье, в школе, детском лагере, через средства массовых коммуникаций, произведения культуры... Жизненно-практическое воздействие направляет деятельность детей на решение практических задач в сфере быта, отдыха, учебы, самовоспитания. Воспитательное воздействие предполагает направление разных видов деятельности на решение воспитательных задач.
И.П. Иванов создал классификацию воспитательных воздействий, которая поможет педагогу-практику правильно отобрать необходимые и целенаправленно их инструментовать. По типамвоспитательные воздействия могут быть открытые (воспитательные задачи ставятся как главные, а жизненно-практические — как производные, вспомогательные) и скрытые {решение воспитательных задач является следствием от решения задач жизненно-практических). Пример скрытых воздействий: перед Днем Победы посадили Аллею боевой славы — решали задачу патриотического и трудового воспитания, сплочения детского коллектива.
По способамвоспитательные воздействия могут быть информационные (в сознание детей вносится новая информация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то) и организационные (непосредственная организация разнообразных видов деятельности детей).
В практике воспитания используются два путивоспитательного воздействия: прямой (в личном общении «воспитатель о «воспитанник») и косвенный, или опосредованный (через других людей, через обстоятельства, через специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства и литературы...).
По характеруИ.П. Иванов выделяет воздействия товарищеские (направленные на общую творческую заботу) и передаточно-потребительские (направленность воздействия лишь на потребление готового передаваемого опыта, на послушание и исполнительность воспитанника).
Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превращается поначалу в своеобразный тормоз развития положи-
Глава V. Основы методики воспитания
5.4 Приемы и педагогическая техника воздействия
343
тельных взглядов, поступков, оценок, а потом и в общую тенденцию «сопротивления воспитанию». В качестве примера приведем зарисовку, сделанную В. Леви*, наблюдавшим за группой детсадовских детей: «Строиться парами!, — командует молоденькая воспитательница. — Сейчас уйдете из леса! Морозов, тебе что, особое приглашение? Где твоя пара? Еще одно замечание, и все уйдете из леса! Морозова заталкивают в строй. Еще окрик, неохотное равнение, все стихает. И куда-то ведут их мимо припудренных зеленью берез, мимо вспышек первых одуванчиков... Ловлю лица: у девочек сердито-серьезные, знают -- кто-то виноват. У мальчишек туповато-угрюмые...»
Так средство развития (воздействие природы, теплых человеческих отношений...) подменяется «средством тор-' можения». А разве школа не изобилует примерами подавления, подминания, нивелирования детской воли, радости, движения, жизни, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора, подавления?
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ ТИПОЛОГИЯ |
Главным условием успешности воспитания являются воспитательные отношения(между воспитателями и воспитанниками, между самими воспитателями, между самими воспитанниками...
И.П. Иванов теоретически и методически обосновал возникшие в истории воспитания типы объективных воспитательных отношений.
Авторитарныеотношения (прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства) -- это такие отношения, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетический) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность воспитанников. Увы, нередко, некоторые родители и педагоги используют этот тип отношений как основной.
Отношения «свободного воспитания»возникают как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают го-
товый опыт, но не организуют их деятельность. Воспитанники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт. Таким образом воспитатели выступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях деятельность воспитанника неизбежно принимает эгоистический, потребительский характер, ибо без участия старших он не может сам заботиться об улучшении окружаю-
щей жизни.
Отношения «чрезмерной опеки»— отношения, в которых воспитатели передают готовый опыт и организуют активную и даже творческую деятельность, а воспитанники овладевают этим опытом. А.С. Макаренко называл это такими видами ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, «любви». Такие отношения, весьма распространенные в практике воспитания, не позволяют воспитать творчески мыслящих и самостоятельно действующих людей.
Отношения «разумной опеки»-- отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя их активную творческую деятельность. При этом воспитатели выступают в качестве наставников, мастеров. Эти отношения характеризуются сотрудничеством детей и взрослых во всех сферах жизни. Отсюда вытекает закономерность: «чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, творческая забота об окружающих людях и себе» (И. П. Иванов).
ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
В методике воспитания описано множество приемов воспитательного воздействия на учащихся*. Назовем здесь наиболее употребимые в школьной
практике воспитания.
Авансированное доверие —подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.
Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1992. С. 30.
* См. работы Э.Ш. Натанзон, Н.П. Аникеевой, Н.Е. Щурковой.
Глава V. Основы методики воспитания
Великодушное прощение— совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.
Компромисс— нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.
Опора на положительноев человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.
Оставление наедине с собой— не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.
Подкрепление положительное —действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение...
Ситуация успехасознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.
«Я»-сообщение— прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не находила себе места» и т.п.*.
«Ты»-сообщение—. прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя скорее всего...»**.
Контакт глазкак элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого кон-
* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60. ** Там же. С. 57.
5.4. Приемы и педагогическая техника воздействия___________ 345
такта можно выразить личное: в начале встречи с классом — «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений — «Не бойтесь! Я с вами!»; можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да
что угодно!
Тонкий намек(косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают—и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» — как бы между прочим замечает Раневская.
ПСИХОТЕРАПИЯ В МЕТОДИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
В методике воспитания успешно используются методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия...
Особо следует выделить рефлексию, которая в воспитательном процессе используется двояко: и для стимулирования самовоспитания воспитанников, и с целью самоусовершенствования педагога. Рефлексия понимается как «состояние внутренних сомнений, обсуждение с самим собой возникающих в жизни вопросов, трудностей, поиск вариантов ответа соотнесения себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требуют жизненные (педагогические. — Л.М.) обстоятельства»*. Рефлексия может быть устной и письменной, индивидуальной и коллективной.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ |
Особое место в конструировании и реализации приемов воспитания принадлежит педагогической технике как «элементу педагогической технологии, состоящему из системы умений,
* Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 437—462.
Глава V. Основы методики воспитания
5.5. Современные технологии воспитания
обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздействия»*. Н.Е. Щуркова выделяет четыре группы умений педагогической техники:
1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация,
темпоритм, словарный запас, выразительность, пра
вильность речи, эмоциональная окрашенность и т.д.
2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция,
движение педагога по классу...
3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание,
наблюдательность, воображение, понимание, про
фессионально-педагогическое мышление, этическая
(эстетическая, правовая и т.д.) выразительность.
4. Управление эмоциональным состоянием: снятие па
нического напряжения, саморегуляция, релаксация
и аутотренинг, рефлексия, создание состояния ка
тарсиса, творческого самочувствия и т.д., умение
выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чув
ства...
Умения педагогической техники - - предмет заботы каждого педагога-воспитателя. Они успешно развиваются в личном и коллективном тренинге**, в повседневной педагогической практике при осмысленном к ним отношении педагога.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. В чем смысл и назначение воспитательного воздействия?
Как может помочь педагогу-практику знание классифика
ции воспитательных воздействий, сделанной ,И-П. Ивано
вым?
2. Как перечисленные приемы воспитательного воздействия
могут стимулировать развитие позитивных качеств личнос
ти воспитанника и устранение негативных?
3. Педагогическая техника и педагогическое мастерство: как
они взаимосвязаны?
4. Как использовать тренинг по педагогической технике с це
лью самоусовершенствования педагога?
* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 60.
** Конкретные упражнения для тренингов по развитию умения педагогической техники в кн.: Педагогическая техника: программа для педвузов / Сост. Н.Е. Щуркова, Л.И. Маленкова. М., 1984.
Рекомендуемая литература
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М,, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев Б. Т. Методика педагогического воздействия. М., 1967.
Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.
М., 1997.
Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М, 1997.
Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.
Натанзон Э.Ш, Педагогические приемы воздействия на учащихся. М., 1972.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна.
М., 1987.
Таранов П.С. Секреты поведения людей. 300 законов. Симферополь, 1997.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинс-
кого. М., 1987.