Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Перестройка и обновление нашего общества затрагивает все области его материальной и духовной жизни. Не является исклю­чением и педагогическая наука. Ее общественное значение опреде­ляется тем реальным вкладом, который она может внести в реше­ние проблем реформы высшей и средней школы, в научно-мето­дическое обеспечение непрерывного образования, в повышение эф­фективности обучения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в создание интеллектуального потенциала общества, в подготовку производительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая на­ука высшей и средней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем общественной производительности труда, поря­док и дисциплина на производстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных отношений, направленность и со­держание духовной жизни людей, их потребностей и интересов.

В период застоя педагогика отошла от исследования крупных фундаментальных проблем на приоритетных направлениях, от мас­штабных обоснованных экспериментов в массовой школе, ПТУ, ВУЗах, от разработки фундаментальных методологических вопросов. Управ­ление ею бюрократизировалось, она стала постепенно превращать­ся в научно-методический придаток органов управления, обосно­вывать волевые решения, упражняться в составлении различных инструкций, положений, перелицовывании программ и методичек. Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фундаментальных и экспериментальных исследований, не могла приносить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях ак­туальных педагогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Произошло самое опасное для состояния общественной науки явление: Академия педагогических наук начала утрачивать

роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно под­талкивало ее к самоизоляции, замыканию в автономную систему, производящую исследования и продукцию для внутреннего по­требления или камерного внедрения.

Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки, по определению Всесоюзного съезда работников народного

образования, являются:

— разработка общественных и конкретно-педагогических це­лей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

— научный анализ состояния практики и надежное прогно­зирование социально-экономических и педагогических аспектов образования; определение перспектив развития личности в цело­стном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельно­сти); поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания,

развития;

— развитие методологии и методов педагогических исследований;

— педагогические аспекты демократизации и гуманизации си­стемы образования; поиск эффективных путей идейно-нравствен­ного воспитания, развития духовной культуры, гражданского ста­новления личности;

— разработка базового компонента общего среднего образо­вания, его деятельностного содержания, подготовка и эксперимен­тальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических ма­териалов и средств обучения;

— разработка концепций национальной школы как инстру­мента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отно­шений, подлинного интернационализма;

— исследование эффективных способов активизации и оптими­зации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепле­ние здоровья учащихся;

— разработка условий повышения эффективности самообразо­вания и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;

— обоснование системы трудовой, политехнической и профес­сиональной подготовки учащихся на разных ступенях образования, участия молодежи в общественно полезном производительном труде;

— исследование перспективных направлений подготовки и по­вышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновацион­ных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.

Проанализируем более подробно некоторые из названных при­оритетных направлений педагогической науки.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методо­логических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследова­тельских позиций и подходов ко всем общим и частным теорети­ческим и практическим вопросам, устанавливает характер взаи­мосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следую­щие методологические проблемы:

— сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

— предмет педагогики как общественной науки в условиях непре­рывного образования и общие законы воспитания, обучения, педа­гогической деятельности;

— диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отношений;

— диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;

— диалектика становления детской личности как субъекта и объ­екта воспитания;

— социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

— диалектика взаимосвязи национального, классового и общече­ловеческого в гражданском воспитании;

— социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;

— диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;

— диалектика общего, особенного и индивидуального в форми­ровании личности;

— диалектика и логика педагогического мышления.

Требуют методологического осмысления и такие острые вопро­сы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного интересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отдаленного идеала в пользу разностороннего развития; возвра­щение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и пе­дагогики, особенно 30—80-х годов. Отсутствие исторических научно обоснованных исследований этого периода порождает шаблонные стереотипы исторических оценок, субъективистские конъюнктур­ные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагогической науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни несправедливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их творчество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоус­покоенности, так и огульного очернительства.

Другое актуальнейшее направление научно-педагогических ис­следований — непрерывное образование, возникающее и развиваю­щееся в результате органической взаимосвязи всеобщего среднего образования как фундамента развития человеческой личности с средним и высшим профессиональным, активным систематическим самообразованием и повышением квалификации или переподготов­кой. Стартовой площадкой, на которой зиждется вся надстройка системы непрерывного образования, является средний общеобра­зовательный всеобуч. Это делает особенно актуальными проблемы содержания общего среднего образования, учебного плана и учеб­ников, которые в решающей степени зависят от тенденции разви­тия НТР, интенсификации производства, социальной сферы и куль­туры. Наряду с проблемой формирования всесторонне и гармонично развитой личности в средней школе решается задача создания интеллектуального потенциала страны. Быстро нарастает количе­ство научно-технической, художественной информации, экологиче­ских и социальных проблем, осмысление которых необходимо уже в школе. Все острее встает проблема развития сущностных сил и творческих способностей детей в процессе обучения. Лавина необ­ходимых для усвоения детьми знаний породила опасное для школы экстенсивное наращивание количества информации и числа пред­метов в учебном плане, что неизбежно ведет к временному обес­кровливанию всех предметов, к снижению качества знаний и обра­зования в целом. Между тем как в науке и искусстве, в технике и технологии, так и в общественной жизни обнаруживались ин­теграционные процессы, порождающие новые интегративные есте­ственные, гуманитарные, общественные науки. Возникает качест­венно новая образовательная ситуация и новые требования к созданию учебных предметов, к их основному содержанию и к учебникам. Претерпевает качественное изменение само понятие «основы наук», его сущностный смысл. До сих пор в качестве основы каждой науки рассматривались законы этой конкретной науки. Сегодня возникает необходимость рассматривать основы одной науки в системе и взаимосвязи ее законов с родственными науками и практикой. В этом и состоит политехнический смысл современных учебных предметов, их своеобразная качественная интенсификация. Например, учебный предмет физика может вклю­чить в себя не только основы самой физической науки, но и ее выходы в химию, биологию, технологию. Учебный предмет мате­матика может вобрать прикладные проблемы, такие, как инфор­матика и вычислительная техника. Обществоведение способно рас­крывать в единстве политические, экономические, социальные, правовые, нравственные, эстетические аспекты общественной жиз­ни. Аналитическая работа по созданию интегративных предметов и принципиально новых учебников по ним позволяет сократить количество учебных предметов в учебном плане, высвободить вре­мя для их более основательного изучения, для освоения ремесел и искусств, технического и художественного творчества. Экспе­риментирование вариантов новых учебных планов в учебных заве-

дениях позволит отработать оптимальные варианты и поднять об­щий уровень образования на новую качественную ступень, соот­ветствующую новому качественному состоянию общества, решению задач социально-экономического развития страны.

Социальная, политическая, культурная ситуация в мире,тре­бует глубоких исследований по гуманизации образования. Орга­нической частью гуманизации является гуманитаризация. Но суть проблемы не в том, чтобы естественнонаучное образование подме­нить, вытеснить гуманитарным, а в том, чтобы и естественные, и гуманитарные предметы повернуть к интересам человека, напра­вить на формирование гуманистической личности.

Соединение обучения и воспитания с производительным трудом является той проблемой содержания образования, в понимании которой произошло выхолащивание научной сущности этого прин­ципа. Труд учащихся в школах, ПТУ организуется на учебно-уче­нической основе, далекой от современного производства, техноло­гии, овладения наметками профессии и производства материаль­ных благ. Наука, современный педагогический опыт настаивают не на механическом параллельном сочетании обучения и обще­ственно полезного труда, а на органичном соединении научных знаний и производительного труда, на применении получаемых знаний в труде и производстве реальных материальных ценностей.

Еще одно приоритетное направление научно-педагогических ис­следований связано с изучением целостного педагогического про­цесса, с переходом в воспитании от экстенсивного подхода, нара­щивания количества «воспитательных мероприятий», отчуждаю­щих ребят от школы и подталкивающих их в социально незрелые «неформальные объединения», к интенсивному воспитанию. Необ­ходимо вывести организацию воспитательного процесса за рамки школы, объединить в единый комплекс всю жизнь детей в школе, дома, во внешкольных учреждениях и «неформальных объединени­ях». Педагогическая наука призвана разработать формы и методы обеспечения единого идейно-организационного влияния, критическо­го осмысления, анализа вместе с детьми характера и содержания жизни, внесения в нее содержательных и организационных коррек­тив, усиления позиций самих детей как субъектов воспитания. Это превращает детскую жизнь в организационную педагогическую целостность. На сознание и поведение воспитанников активно вли­яет анализ ими собственной жизни совместно с педагогом, ее оценка, корректировка, обдуманный выбор поведения, нрарственно-эстетическая самооценка и самовоспитание. В основу исследо­вания проблем организации целостного педагогического процесса должна быть положена широкая эспериментантальная проверка в массовой школе, ПТУ, ВУЗе, рекомендаций па комплексной орга­низации гуманистического гражданского воспитания. Это предпо­лагает глубокое психолого-педагогическое изучение детства, отро­чества, юности.

При всем влиянии общественных отношений, уровня, обществен­ного благосостояния и сознания, социально-нравственного и духов-

456 .

но-психологического состояния семьи, воздействий средств массо­вой информации, трудовых коллективов, общественных организа­ций, самодеятельных объединений ребенок всегда остается не только объектом, но и субъектом воспитания. Дети постоянно и сильно воздействуют на самих себя за счет собственного сознания, мотивов, внутренних побуждений, чувств и формируют свою личность. Интересы, потребности, внутренние стимулы и индиви­дуальные мотивы побуждают их к выбору того или иного поведе­ния, поступка, что расширяет и закрепляет их жизненные взгляды и убеждения, навыки и привычки. В разные возрастные периоды степень осознания детьми своей «субъективности», самовлияния йа характер собственной личности не одинакова. Педагогика призвана помочь ребенку преодолеть внутренние разногласия с требованиями жизни, разрешить противоречие между его «субъек­тивностью», жизненной самовоспитательной активностью и «объ­ективностью», осознанием необходимости общественных требова­ний к себе как члену группы, коллектива, общества. В процессе преодоления этого противоречия происходит постепенное ста­новление детского самосознания и освоение общественного со­знания: правовых, нравственных, эстетических требований к лич­ности.

Педагог вступает во взаимодействие с самоизменяющимся и

саморазвивающимся субъектом, самоформирующейся личностью. От того, найдет ли воспитатель верный путь к ребенку с помощью педагогических средств как индивидуальности, субъекту воспита­ния.-^-целиком Зависит, будут ли их взаимоотношения отношения­ми доброжелательного взаимодействия или формально-индиф­ферентного контакта, даже сопротивления и противоборства. При всей интенсивности исследований детства, юности, возмужания се­годня не существует целостной, адаптированной к современным условиям школьной жизни картины состояния современного ребен­ка, его цельного, по возрастам, физическо-физиологического, пси­хологического и социологического портрета. Это приводит к одно­бокому, порой ошибочному решению многих педагогических воп­росов. Например, при определении содержания образования учи­тываются требования современной науки и культуры, но не принимается во внимание, в каком возрасте, какой материал может быть освоен быстрее, лучше и окажет благотворное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Для этого необ­ходимо определить возрастные параметры физического и психиче­ского развития и возможностей детей, оптимальные физические и интеллектуальные нагрузки для каждого возрастного периода, которые необходимо соотнести с реальной занятостью, загружен­ностью, утомляемостью, развитостью школьников. Нужны четкие и недвусмысленные характеристики возможностей физического, психического и социального развития детей различных возрастных групп в реальном педагогическом процессе. Должны быть раз­работаны научно обоснованные требования к личности, обеспечива­ющие гармоничное развитие всех ее сущностных сил и способностей,

их физической, психической, эмоционально-волевой, деятельностно-практической сфер.

Еще одна исследовательская программа должна быть посвя­щена педагогическому творчеству и мастерству. Она особенно ак­туальна потому, что содержание и организация обучения и воспи­тания реализуются преподавателем, учителем — главной фигурой реформы высшей и средней школы. Педагогу важно изначально осознавать свою профессию как творческую, побуждающую его к постоянному поиску новых, более эффективных, жизненно прием­лемых для детей форм и методов обучения и воспитания. Новые подходы к пониманию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, уси­ление роли самообразования неизбежно повлекут за собой, осо­бенно в старших классах, лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы занятий с зачетно-экзаменационной систе­мой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлет­ворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учебном процессе. Такие измене­ния станут возможными тогда, когда педагогическая наука нова­торски взломает сложившиеся стереотипы, шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качестве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обуче­ния. Многообразие путей познания истины в науке, в общественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, приемов че­ловеческого общения, делового и интимного взаимодействия пред­ставляет практически несчерпаемые возможности для методиче­ского творчества, разработки новых методов обучения и воспита­ния. Научная оценка практического методического творчества передовых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фетишизации отдельных форм и методов, определение их места в индивидуализированных методических системах каждого учителя будут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.

Причины многих педагогических неудач и просчетов коренятся в недостаточной общекультурной и теоретико-практической педа­гогической грамотности учителей, отсутствии у многих из них по­длинного профессионализма. Потребность в учительских кадрах не может быть удовлетворена за счет одних одаренных абитуриентов. Всех желающих стать учителями, независимо от степени одаренности, необходимо учить педагогическому мастерству, про­фессионализму. Это требует серьезного экспериментирования по созданию обновленного содержания педагогического образования, учебных планов, организации педагогических практик и практи­кумов.

При осуществлении поворота к новым формам научно-педаго­гического труда необходимо учитывать три этапа организации пе­дагогических исследований. Первый этап — поисковый, подготови­тельный — направлен на создание научного потенциала, выдвиже-

ние идей, их обсуждение в дискуссиях и мозговых атаках, обосно­вание гипотез. На этом этапе идеи проходят лабораторную проверку, осуществляется накопление фактов, разработка теоре­тико-методологических концепций, заготовка идей впрок, а также подготовка материалов, необходимых при организации широких экспериментов. Основную роль тут играют теоретико-методологи­ческие и поисковые лаборатории, комплексные объединения и группы, имеющие в своем распоряжении в качестве материальной

базы экспериментальные школы.

Второй этап — разработки программно-методической, иной на­учно-практической документации, необходимой для осуществления широкого педагогического эксперимента с учетом особенностей различных регионов страны. Готовятся для апробации такие материалы, как новое содержание основ наук, варианты новых учебных программ, учебников, варианты новых форм организации учебных занятий, методов и методических систем овладения зна­ниями и профессией, варианты новых типов учебных заведений, режимов работы школы, варианты систем управления школой, организации психологической службы, рекомендации по комплекс­ному подходу к воспитанию, по организации совместной деятель­ности общественных и самодеятельных объединений. Создается проектно-сметная документация учебно-производственных объеди­нений типа школа — предприятие, вуз, школа — временный науч­но-исследовательский коллектив.

Третий этап — широкая экспериментальная проверка подготов­ленных материалов в различных типах массовой школы, ПТУ, ВУЗов разных регионов страны силами внедренческих лабора­торий, включающих в себя представителей науки, практики и управ­ленческих организаций. Совместно с органами народного образо­вания на местах отбирается ряд учебных заведений для проведе­ния экспериментальной работы. После этого проводится тщатель­ная подготовка коллективов учителей и учащихся, превращение их в активных участников эксперимента. Организация исследова­ния включает в себя налаживание экспериментального процесса, наблюдение, корректировку, фиксацию результатов, обработку накопленной информации, ее анализ, оценку, составление научных отчетов и подготовку рекомендаций. На этом этапе происходит и первичное внедрение. Эксперимент становится научной основой развития творчества учителей, массового передового и новатор­ского опыта.

Перестройка организации педагогической науки позволит ей активно, практически влиять на ход обновления общества и занять достойное место в общей системе общественных наук.

Вопросы и задания:

1. Покажите актуальность и раскройте сущность современного наполнения научных принципов организации школы.

2. Какой вариант концепции современной средней общеобразовательной школы Вам представляется наиболее реальным, отвечающим требованиям обновления жизни общества и почему?

3. Как Вы понимаете суть гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения?

4. Каковы причины отставания педагогической науки от требований жизни и пути ее эффективного развития?

5. Разработайте и используйте в ходе педагогической практики индивидуальные программы обучения по своему предмету для работы опережающих и отстающих учащихся.

Рекомендуемая литература:

1. Положение о единой трудовой школе РСФСР//Народное образование в СССР:

Сб. док. 1917—1973.—С. 133—137.

2. Основные принципы единой трудовой школы//Нар. обр. в СССР: Сб. док. 1917— 1973.—С. 137—145.

3. Устав единой трудовой школы//Нар. обр. в СССР: Сб. док. 1917—1973.— С. 146—151.

4. Благодарна и ответственна миссия учителя, преподавателя, воспитателя. Прения на пленарных заседаниях Всесоюзного съезда работников народного образования 20 и 22 декабря 1988//Учительская газета.—24 декабря 1988.

5. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе на­родного образования (тезисы): Проект//Учительская газета.—25 августа 1988. Развернутый вариант концепции издан отдельной брошюрой и внесен на съезд работников народного образования.—М., 1988.

6. Ягодин Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования//Учительская газета.—22 декабря 1988.

Учебное издание Борис Тимофеевич Лихачев

ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

Второе издание

РедакторЭ. П. КозловХуд. редакторВ. И. СамохннТехнический редактор Н. Д. Лаукус КорректорГ. Л. Стольникова

Изд. лиц. № 020457 от 04.03.92 г.

Изд. лиц. № 064893 от 24.12.96. Подписано в печать 24.09.97 г. Формат 60Х90/16. Бумага офс. № 2. Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 29. Уч.-изд. л. 32,81. Тираж 10000 экз. Заказ № 2055.

Издательство «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина. 127278, Москва, ул. Кибальчича, 6. Тел.: (095) 283-15-65.

000 «Юрайт»

123007, Москва, Хорошевское ш., 38а. Тел.: (095) 940-07-00, 941-09-12.

Смоленская областная ордена «Знак Почета» типография им.Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. Тел. 3-01-60, 3-14-17, 3-46-20.

Наши рекомендации