Категориальный аппарат педагогической технологии
Сущность технологизации педагогического процесса, ее роль и место в системе современного профессионального образования
Обучение– это двусторонняя деятельность передачи и приобретения знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.
Процесс обучения–это взаимодействие пяти основных элементов:
1) обучающегося, 2) обучающего, 3) содержания, | 4) форм и методов, 5) источников и средств обучения. | |
Взаимодействие 5 элементов происходит на каждом этапе процессаобучения:
1) этап диагностики – определяются основные социально - психологические и познавательные особенности обучающихся;
2) этап планирования – планируется процесс обучения;
3) этап создания условий реализации процесса обучения – необходимо создать необходимые благоприятные условия для эффективного осуществления процесса обучения;
4) этап реализации – можно реализовать процесс обучения;
5) этап оценивания – нужно оценить осуществленный процесс обучения;
6) этап коррекции процесса обучения – можно внести определенные коррективы в организацию процесса обучения (при необходимости).
Организация процесса обучения – это взаимодействие пяти основных элементов процесса обучения на каждом его этапе. При этом главная роль принадлежит активным элементам — обучающему и обучающемуся.
Однако:традиционная педагогика в основном ориентируется на деятельность лишь одного, главного, по мнению педагогов, элемента — обучающего, преподавателя, педагога.
Дидактика, имея своим предметом «взаимодействие преподавания и учения в их единстве», тем не менее «разрабатывает определенные системы обучающих воздействий», а методика учебного предмета также «разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий» (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин).
Проблема 1: Таким образом, традиционная педагогика, по сути, сводит понятие «обучение» к понятию «преподавание», отводя обучающемуся роль пассивного «приемника» передаваемого ему социального опыта.
Проблема 2:А определение деятельности лишь одного из участников процесса заведомо не гарантирует достижения поставленных перед процессом обучения целей.
Решение проблем: Для преодоления такого одностороннего подхода к пониманию процесса обучения обратились к понятию «технология», поскольку оно определяет:
1) взаимодействие всех элементов, участвующих в определенном процессе, их системную связь;
2) гарантированность достижения поставленной цели.
Вывод:Вводя понятие «технология обучения» мы ставим своей целью выявить системные закономерности взаимодействия всех элементов процесса обучения:
1) обучающегося, 2) обучающего, 3) содержания, 4) форм и методов, 5) средств и источников обучения,
что в определенной степени гарантировало бы достижение поставленных целей обучения.
Категориальный аппарат педагогической технологии
Дидактика – это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Основные категории (понятия) дидактики:
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.
Учение – процесс, в ходе которого у обучающихся возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
· образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способ мышления;
· знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом;
· умение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике;
· навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства;
· компетенции – способность и готовность осуществлять конкретные целевые действия в конкретных ситуациях;
· цель – то, к чему стремится обучение;
· содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми обучающимся необходимо овладеть в процессе обучения;
· организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям с целью наилучшей реализации поставленной цели;
· форма – способ осуществления учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения и др.;
· метод – путь достижения цели и задач обучения;
· средство – предметная поддержка учебного процесса;
· результаты – итоги обучения как степень реализации его целей.