Развитие голосового контроля
У глухих, имплантированных после 2,5 лет, часто имеются значительные проблемы с голосом. Среди наиболее типичных проблем:
1. Тихий слабый голос. Характерен для детей, с которыми не занимались или мало занимались развитием речи, а также для соматически ослабленных детей.
По мере развития у ребенка с КИ произносительных навыков и речи в процессе общения голос становится громче. Усилению голоса способствуют специальные упражнения по произнесению тянутых гласных, последовательностей слогов, пение. Если малыш уже умеет произносить звуки «М» и «В», то рекомендуется произносить слоги с протяжным произнесением этих согласных «М____А», «В_____А» (Методика..., 1976; Пелымская, Шматко, 2003).
Развивать у ребенка громкость голоса нужно постепенно вместе с развитием дыхания и не требовать слишком громкого голоса. Громкость голоса зависит от силы выдоха и степени напряжения мышц гортани и голосовых связок. На начальном этапе сила выдоха у ребенка еще недостаточная или он еще не умеет ее плавно регулировать. Если при этом он старается говорить очень громко, то слишком сильно напрягаются мышцы гортани, неправильно вибрируют голосовые связки. Голос звучит обрывисто, рычаще. При длительном говорении таким голосом повреждаются края голосовых связок, и голос становится хриплым.
Развитию громкости голоса и ее контроля помогает использование программ компьютерного тренажера «Видимая речь». В этом случае ребенок не только слышит себя, но и видит, как на экране монитора, происходит что-то забавное, если он произносит звуки. Например, он произносит какой-то гласный звук и в этот момент на экране улыбается лицо клоуна, надувается шар. Эти смешные упражнения очень нравятся малышам.
2. Слишком высокий голос (фальцетный). Он вызван тем, что у ребенка неправильно работают голосовые связки из-за сильного напряжения мышц гортани. При этом у ребенка при голосообразовании не участвует грудной резонатор. Когда человек говорит голосом нормальной высоты, то если положить руку ему на грудь, то чувствуется вибрация. При фальцете этой вибрации нет.
Исправление фальцета представляет серьезную проблему. Сначала надо выяснить, на каких звуках у ребенка голос звучит нормально. Чаще это длительно произносимые звуки М____, А____, ПА___. При этом обращается внимание ребенка на то, что при правильном произнесении вибрирует грудная клетка (руку ребенка кладут ему на грудь). Педагог/ родитель обращает внимание ребенка на разное звучание его высокого голоса и голоса нормальной высоты. Он также показывает ребенку разное звучание высокого и нормального голоса, вибрацию грудной клетки у себя. Произнесение этих звуков используется для развития у ребенка правильной высоты голоса.
Высота голоса зависит от мышечного и эмоционального напряжения говорящего. Это можно проверить на себе: когда вы напрягаетесь, голос звучит высоко, если вы расслабились, то голос звучит значительно ниже. Поэтому надо сцедить, чтобы ребенок в момент различных речевых упражнений, а также при общении речью был спокойным и излишне не напрягался.
По- нашему опыту, для нормализации высоты голоса, а также для развития голосового контроля очень эффективно использование компьютерного тренажера «Видимая речь». С помощью одной из ее программ «Высота основного тона» педагог может показать ребенку по изображению на экране момент произнесения звука правильной высотой голоса, и затем ребенок может удерживать эту высоту голоса в процессе тренировки, контролируя себя по изображению на экране. Дети любят заниматься с компьютером, а забавные картинки на экране делают упражнение увлекательным и разнообразят занятие.
Среди других приемов, используемых для нормализации высоты голоса у детей более старшего возраста, предлагаются следующие (Методика..., 1976).
а) в момент протяжного произнесения ребенком звука «М___» или «А____» слегка нажать пальцами на щитовидный хрящ (в области кадыка) и сместить гортань вниз, вправо, влево. В момент появления низкого тона голоса обратить на это внимание ребенка и похвалить его. Проделать это несколько раз, чтобы ребенок запомнил Правильное звучание и движения голосообразующих органов.
б) в момент протяжного произнесения ребенком звука «М____» или «А____;» большим и указательным пальцем массировать гортань в вертикальном и горизонтальном направлении. Поймать правильное звучание голоса и обратить внимание ребенка на это звучание, похвалить его. Проделать это несколько раз, чтобы ребенок запомнил правильное звучание и движения голосообразующих органов.
3. Гнусавый голос. В русском языке большинство звуков речи произносятся на выдохе воздушной струи через рот. При этом в момент произнесения поднимается мягкое небо и перекрывает доступ воздуха в носовую полость. Только при произнесении сонорных согласные «М», «Н» мягкое небо не поднимается и воздух проходит в носовую полость, что придает этим звукам носовой оттенок. У ребенка с нормальным слухом управление движениями мягкого неба при говорении формируется в процессе слушания речи окружающих, подражания ей и развития собственной речи. У детей с нарушениями слуха из-за отсутствия слухового контроля не формируется управление мягким небом, оно всегда опущено. Выдыхаемый во время речи воздух проходит частично через рот, частично через нос, что придает голосу носовой (гнусавый оттенок). Он часто встречается у слабых, вялых детей.
При устранении этого дефекта сначала надо, во-первых, убедиться нормальное ли у ребенка носовое дыхание. При заложенном носе, разросшихся аденоидах носовой оттенок голоса характерен и для нормально слышащих детей. Во-вторых, проверить, нет ли у ребенка пареза мышц мягкого неба, что часто бывает в случае наличия у ребенка неврологических нарушений, и в частности дизартрии. Если ребенок может, надо попросить произнести его звук «А» с широко открытым ртом, чтобы было видно мягкое небо: оно должно подняться в момент произнесения звука. Если небо было неподвижно, просим ребенка широко открыть рот и ложкой или шпателем аккуратно прикасаемся к мягкому небу. Если оно рефлекторно сократится, то его подвижность сохранна и пареза нет. Эту проверку может сделать педагог, врач-невролог или лор-врач.
Для нормализации тембра голоса и увеличения подвижности мягкого неба используют следующие упражнения, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка (Ермакова, 19%; Методика..., 1976; Пелымская, Шматко, 2003):
а) учим ребенка энергично произносить слог «ПА», выделяя последний гласный «ПА-ПА-ПА-ПА». Мягкое небо, поднятое при произнесении «П», сохраняет свое поднятое положение и при произнесении последующего «А». Обращаем внимание ребенка на правильное звучание и хвалим его. Когда ребенок достигает достаточно стойкого правильного произнесения «ПА», произносим изолированное короткое «А-А-А-А». Тем же способом добиваемся правильного произнесения и звучания других гласных - О, И, У, Э.
б) пропевание гласных «А» и «Э» в течение недели, затем присоединяется гласный «И», и через неделю «У». Пение должно быть без напряжения, голосом средней громкости.
в) с детьми постарше - имитируем гнусавый голос при произнесении «А» и, положив палец ребенка на свой нос, даем ему почувствовать вибрацию, обращаем внимание на звучание. Произносим звук «А» правильно и делаем то же самое, помогая ребенку сравнить разницу в звучании «А» и ощущениях вибрации крыльев носа в обоих случаях.
г) с детьми постарше - показать ребенку в зеркале при широко открытом рте движения мягкого неба в момент произнесения звука «А» громким голосом сначала на себе, а потом на нем самом.
д) с детьми постарше - при стойком гнусавом тембре, неподдающемся коррекции вышеописанными приемами, в момент произнесения звука «А» легко прикасаемся ручкой чайной ложки/шпателем/подушечки пальца к мягкому небу. В момент прикосновения оно рефлекторно сокращается и поднимается вверх. В крайнем случае, можно его приподнять в момент произнесения звука «А».
При наличии пареза мягкого неба (неподвижное небо) у ребенка предлагается такое упражнение (Методика.., 1976):
• Ребенок дует на полоску бумаги, поднесенную ко рту, удерживая ее как можно дольше на определенном расстоянии;
• Бумажка убирается, и к дутью присоединяется голос. Ребенок держит руку у рта, чтобы чувствовать выдыхаемый воздух. Получается звук, похожий на гудение («В-В»);
• Постепенно присоединить звук «А», получается «В___А___» .
При парезе мягкого неба полезен его массаж, который аккуратно делают ребенку до еды.
4) голос беззвучный, приближающийся к шепотному. В таком случае у ребенка неполностью смыкаются голосовые складки в момент фонации и между ними остается щель, через которую проходит воздух. Для устранения этого дефекта ребенок протяжно произносит гласные звуки ( А___, Э___, О___, И___, У___) и звук «М», переходящий в протяжный гласный (М___А___, М___Э___, М___О___). Ребенок стремится дольше протянуть звук, экономит выдох и плотнее смыкает связки.
5) сдавленный, скрипучий голос. Такой голос возникает у детей более старшего возраста, когда ребенок контролирует свою речь не на основе слуха, а за счет ощущений вибраций гортани. Ребенок невольно стремится усилить эти ощущения при говорении. Когда с КИ слух восстанавливается, то нормализация голоса основана на формировании его слухового контроля. Для этого используются упражнения по произнесению протяжных гласных и их последовательностей. Кроме того, обычно такие дети недостаточно открывают рот при артикуляции, поэтому звук у них сконцентрирован в задней части ротовой полости и его надо сместить в переднюю , часть. В связи с этим необходимо контролировать, чтобы ребенок хорошо артикулировал гласные, достаточно открывал рот при произнесении. Такие упражнения хорошо делать, когда ребенок и взрослый (педагог/родитель) сидят вместе перед зеркалом. На начальном этапе можно даже требовать от ребенка, у которого уже сформировалась неправильная артикуляция, произносить гласные и их последовательности с немного утрированной артикуляцией.
Всем детям для развития голосового контроля рекомендуются упражнения:
• пропевание разных последовательностей гласных (А___У___А, А_____Э___И___У и т.д.) в сопровождении с движениями, которые использовались для вызывания звуков (см. выше). Гласные, при произнесении которых у ребенка нарушается голос, должны быть временно исключены из таких упражнений.
• пропевание гласных со снижением и повышением громкости (А___а, а____А, И____и, у____У и т.д.)
• пропевание слогов в сопровождении с движениями, которые использовались для вызывания звуков (см. выше),
• пение;
• говорить голосом разной громкости, в том числе и шепотом.