Основные особенности зарубежной полицейской педагогики
Зарубежная полицейская педагогика отличается прежде всего опорой на педагогические традиции своих стран. Эта педагогическая традиционность проявляется в
названиях (Нью Скотленд Ярд — Великобритания, Метрополитен Полис — Столичная полиция Лондона, институт Шерифа — США, Королевская Канадская конная полиция и др.), в атрибутике, берущей начало зачастую в Средневековье (форма, мантии, головные [уборы, ритуалы, нормы служебного поведения и др.), в традиционной поддержке полицейских религией и ее влиянием на них самих.
Авторитет религии для большинства граждан западного общества, исламского мира, стран Латиноамериканского региона обусловливает уважительное отношение населения к полицейским. Когда гражданин оказывает помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью, он считает, что выполняет не только свой гражданский, но и религиозный долг. Характерен и результат одного из опросов полицейских. На вопрос: «Чего вы боитесь?» — многие полицейские отвечали: «Бога», выражая тем самым верность вечным нравственным заповедям — заповедям Библии, Корана, Талмуда и т.д. Имеющиеся факты отчуждения полиции от общества связывают с тем, что церковь до сих пор недостаточно принимает участия в делах полиции.
Тенденция привнесения религиозных ценностей в процесс формирования правосознания граждан и полицейских объясняется еще и тем, что церковь стояла у истоков системы образования многих стран и первыми учителями были священники. Нынешние теоретики и практики профессионального образования сотрудников полиции также берут на вооружение многие религиозные нравственные идеи, принципы, формы и методы воспитания. В полицейских органах многих западных стран существует институт капелланов, объединенный в МФПК (Международный форум полицейских капелланов).
Многие базовые педагогические понятия, идеи, походы в зарубежной полицейской педагогике заимствованы из военной педагогики и адаптированы к условиям полиции. Это объясняется исторической общностью полиции и армии, которая проявляется в военизированной милитаристской экипировке полицейских служб в подавляющем большинстве стран мира, в ранжировании званий, строевой, боевой и физической подготовке личного состава, дисциплине и субординации отношений, в названиях отдельных «силовых» служб и подразделений полиции: жандармерия (имеется во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, Португалии, Китае, Индии, Турции, во всех странах Латинской Америки), карабинеры (Италия и Чили), военизированные отряды специального назначения (повсеместно), конная полиция (Франция, Бельгия, Канада, Германия и др.), полиция готовности (Германия), Вооруженная народная полиция в Китае, Корпус пехотной гвардии в Аргентине, Вооруженная полиция в Индии и др.
Вместе с тем в теории и практике полицейской педагогики отдельных стран много своих особенностей, обусловленных спецификой законодательства, политики правительств, переживаемых периодов развития.
Примером служат законодательно установленные «правила Миранды» в уголовном процессе США, суть которых заключается в праве подозреваемого хранить молчание на допросах до суда. Однако, как показывает двадцатилетняя практика применения этих правил, они разрушительно влияют на доверие граждан к закону, так как нередко не учитывают интересы жертв преступления.
Во многих зарубежных странах (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Польша и др.) полиции законодательно дано право использовать для сбора доказательств информацию, получаемую с помощью научно-технических средств — электронного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, видеозаписей и пр. Однако использование этих методов сложно с точки зрения баланса прав и свобод граждан, интересов частной жизни и потребностей правоохранительных органов. Они формируют у граждан постоянное чувстве несвободы и страха
Существенное влияние на особенности работы с полицейскими кадрами и их деятельность оказывает, например, переживаемый период угрозы терроризма, которая неодинакова в разных странах.
Теоретической базой полицейской педагогики за рубежом, обусловившей ее специфику и профессионализацию, служат, как правило, господствующие в разных странах идеологические течения, работы по философии правоохранительной деятельности, праву, полицейским наукам, политологии, социологии, психологии и этике2. Широко используются общетеоретические и прикладные работы ученых и практиков в области обучения, воспитания и образования взрослых3.
В осуществлении подготовки сотрудников полиции и результативности правоохранительной деятельности используются хорошо зарекомендовавшие себя социально-экономические и управленческие теории, разработанные: Дж. Роу4, СР. Конвей5, М. Хаммером и Дж. Чампи6, В. Давидовым и М.С. Малоне7.
Особой популярностью пользуется теория «Менеджмента полного качества» (МПК), которая была развита Эдвардом Демингом8, консультировавшим японских менеджеров после Второй мировой войны. В частности, один из четырнадцати принципов успешности любой деятельностной или производственной структуры по теории МПК, сформулированных Демингом, гласит: «В любой организации (на фирме, в офисе или на производстве) должно поощряться образование и самоусовершенствование каждого сотрудника. Для продолжения усовершенствования члены организации должны непрерывно учиться и развиваться, чтобы быть готовыми работать в будущем»9.
Все эти теории в том или ином виде проецируются в странах Запада на деятельность полицейских органов, а также юридических и профессиональных правоохранительных вузов10.
Педагогические аспекты обеспечения деятельности сотрудников полиции.Педагогические аспекты деятельности сотрудников полиции и обеспечения деятельности правоохранительных органов зарубежных стран широко представлены в концепциях деятельности полиции этих стран. Полиция, согласно современным определениям, — это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций14. В демократических государствах полиция конституируется как одно из звеньев исполнительной власти, которое призвано обеспечить реализацию законов, относящихся к сфере ее деятельности, и решение задач правосудия. Как отмечал аргентинский политик Г. Мариньон, полиция к настоящему времени воистину стала одним из краеугольных камней государства. Силу каждой страны можно измерить возможностями ее полиции. Государство будущего можно представить и мечтах без армии, но с полицией еще более мощной, чем нынешняя15. При этом законодатели демократических стран стремятся избежать какого-либо гипертрофирования полиции как некоего «силового» механизма.
За рубежом считают, что в современном цивилизованном демократическом обществе полицейская служба является очень сложной деятельностью. Она требует хорошо развитого интеллекта, силы характера, смелости. Но прежде всего — подлинного желания служить гражданам в интересах их, государства и общества. Полицейские должны улучшать качество жизни граждан, применяя в случае необходимости достаточные силовые средства и методы; уметь распознавать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием и в соответствии с самыми высокими, насколько это возможно, этическими стандартами. Один из наиболее видных руководителей полиции Соединенного Королевства сэр Роберт Марк, специальный уполномоченный столичной полиции в 1972—1977 гг., однажды сказал в полицейской аудитории: «Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть через согласие, а не силу»16. Эта центральная идея в философии полицейской службы, получившей развитие в Западной Европе за последние 50 лет.
В настоящее время в демократических государствах со стабильной социальной, экономической и правовой ситуацией полицейские несут службу при поддержке подавляющего большинства членов общества. В Германии, Франции, Великобритании, Японии и других цивилизованных странах давно освоили социальную технологию, суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество. Сегодня мы лишь начинаем всерьез задумываться о важности нравственных отношений, которые должны связывать население, представителей власти и органы внутренних дел. Поддержка последних населением нуждается в достижении сотрудничества, основанного на выраженном честном служении защите прав, антикриминальной безопасности граждан и завоевании у них авторитета и доверия. Такая форма осуществления полицейской деятельности, по зарубежному опыту, требует особой организации полицейских сил и особого подхода ко всей системе воспитания, образования, обучения, развития кадров и стимулирования к осуществлению такой формы.
На Западе полиция из карательной силовой структуры превращается в повседневную, круглосуточную, особую сервисную службу широким спектром социальных услуг. Более 80% служебного времени сотрудника составляет помощь гражданам в решении различных проблем17. Перед полицией встает целый комплекс педагогических задач, круг которых необычайно широк и разнообразен. Так, в Канаде первоочередной задачей, стоящей перед полицией, оказалась организация работы с национальными меньшинствами, в ранах Западной и Северной Европы — взаимодействие полиции с эмигрантами. Но общим педагогическим направлением деятельности полиции стран Запада остается взаимодействие с населением, например, в США подразделения по связи с общественностью появились в полиции Сент-Луиса в 1957 г., а в конце 60-х — начале 70-х годов XX в. началась реализация широкой национальной программы создания таких отделов по всей стране. Эта программа направлена на развитие общественных связей, отношений с жителями района. В последние тридцать лет в США, а затем в других странах полиции появились особые службы, силы, управления, которые условно называются общественной полицией (коммунальной полицией), одна из функций которой — воспитание законопослушных граждан, оказывающих максимальную поддержку полиции.
Представление полицией социальных услуг населению предполагает скорую медицинскую и психологическую помощь, поиск поверявшихся людей, помощь автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасение животных. На эту категорию дел приходится от 30 до 40% всех вызовов полиции в США18. Кроме того, традиционное поддержание полицией общественного порядка включает правовое, психологическое и педагогическое вмешательство и арбитраж в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия. Подсчитано, что три из каждых десяти вызовов полиции приходится на эту категорию деятельности.
В Великобритании самая популярная среди населения служба полиции — участковые полицейские. Именно они создают в каждом районе атмосферу спокойствия и социально-психологической Комфортности. Участковые непосредственно налаживают контакты с местными жителями своего территориального участка, вычисляют потенциально опасные ситуации. В полицейских учебных заведениях проводится специальная психолого-педагогическая подготовка полицейских по налаживанию и поддержанию эффективных контактов с населением. В США приоритеты работы местной полиции (в том числе участковых) намечают сами жители населенного пункта на основании результатов местных общественных собраний жителей районов. Так, если жители пришли к единому мнению, что проблемой номер один в их районе является наркомания, то именно эту проблему должны решать их полицейские при помощи общественности.
В целях предупреждения преступности на Западе разрабатываются и успешно применяются педагогические технологии обучения полицейских взаимодействию с населением. В настоящее время практически все полиции цивилизованных демократических стран встали на позиции педагогики сотрудничества с самыми широкими слоями населения, включая пожилых граждан и детей. В частности, широкое признание получило в США движение «триада», опирающееся на три «кита»: общество — пожилые люди — правоохранительные органы, спонсируемое последними. Эта широкомасштабная акция позволила создать по всей стране мощную сеть своих представителей, которые оказывают пожилым людям квалифицированную помощь, защищают их от противоправных действий и привлекают их к посильной правовоспитательной работе, поддерживая в них чувство нужности и полезности для людей и общества.
В западном обществе роль полиции как защитницы интересов населения целенаправленно доводится до сознания детей и молодежи. Превентивные, воспитательные и ролемоделирующие компоненты специально разработанных программ помогают устранять неправильное представление молодежи о полицейских и их деятельности.
Одной из эффективных технологий взаимодействия полиции западных стран и населения выступает так называемое соседское наблюдение. Первая схема соседского наблюдения была применена в Великобритании в г. Молингтоне, графство Чешир, в 1982 г. Сейчас существует уже свыше 120 тыс. подобных схем, охватывающих более 5 млн домовладельцев. Действие схемы приблизительно такое: постоянные жители держат в поле зрения частную собственность, расположенную в своем наблюдаемом районе, выявляют подозрительных людей и подозрительные транспортные средства, а затем передают информацию о них в полицию. В свою очередь, полиция через специальных координаторов соседского наблюдения, на собраниях или посредством листовок и инструкций консультирует граждан по вопросам домашней безопасности и личной самообороны. Полиция и население обеспечиваются необходимым оборудованием (сигнализация, системы связи и т.п.), а также предупредительными знаками на дорогах. При этом разрабатываются действенные методы поощрения наиболее активных граждан и стимулирования самих правонарушителей. В некоторых штатах США, например, автомобилисты-правонарушители вербуются полицией для выявления других правонарушителей на дорогах. Соседское наблюдение постепенно развилось в систему наблюдения: на работе, на ферме, в кафе, барах, больницах и т.д. К настоящему времени оно превратилось в целую индустрию по обеспечению полицией безопасности граждан и борьбы с преступностью при массовом участии самих граждан. Однако указанная деятельность не лишена моральных проблем, ассоциируемых со слежкой, доносами и пр. Для преодоления таких проблем проводится соответствующая воспитательная работа, формируется доверие к полиции, ее авторитет.
И все-таки, когда произносят слово «полиция», подразумевается прежде всего борьба с преступностью. Обычные граждане чаще всего думают, что главная задача полиции — ловить преступников. Но это лишь часть полицейской деятельности. Но есть и другая, не менее трудная и не менее важная задача — предотвращать преступления. Успехи полицейской деятельности за рубежом, когда они есть, большей частью основываются именно на таком сочетании. Для предупреждения преступлений активно используются современные технические средства, предупреждающая информация, охрана, тактика. Например, для Японии стало нормой, что в ночное время полицейского чаще можно встретить в неосвещенном месте, чем в освещенном и хорошо просматриваемом; полиция больше заботится о том, чтобы подгулявший «клиент» не стал жертвой ограбления, не попал под машину или не замерз. Применяются и меры профилактически-воспитательного воздействия на лиц, от которых можно ожидать правонарушений.