Особенности педагогической работы при заучивании умственно отсталыми детьми дошкольного возраста стихотворений наизусть
Этот вид работы имеет большую коррекционную ценность, так как способствует развитию не только речи, но и памяти, что особенно важно для умственно отсталых детей.
Стихотворные тексты развивают эстетическое восприятие родного языка, способствуют воспитанию у детей положительного, заинтересованного отношения к художественному слову, книге.
Программой специального детского сада предусматривается заучивание небольших стихотворений на всех годах обучения, начиная с первого. Однако особенности психофизического развития детей, особенно памяти, затрудняют запоминание ими стихотворных текстов. Осложняют этот вид деятельности и узкий кругозор детей, недостаточное понимание речи, скудный словарный запас. Поэтому в работе по обучению дошкольников с нарушением интеллекта заучивать стихотворения можно выделить некоторые особенности. Они выражаются в более тщательной словарной работе, в обязательной предварительной беседе по актуализации представлений, в большем количестве повторений, в некоторых специальных приемах заучивания, а также приемах, способствующих углублению понимания. Основные методы и приемы заучивания стихотворений перечислены в примерной схеме занятия.
Примерная схема занятия по разучиванию стихотворения с умственно отсталыми дошкольниками:
1.Вступительная беседа (по теме стихотворения).
2.Первичное рассказывание стихотворения педагогом.
3.Обыгрывание стихотворения педагогом (1-2 год обучения) или объяснение смысла стихотворения, показ иллюстраций на последующих ступенях обучения. Одновременно проводится и словарная работа.
4.Повторное рассказывание стихотворения педагогом.
5.Беседа по содержанию стихотворения.
6.Очередное рассказывание стихотворения педагогом с предварительной установкой на запоминание.
7.Разучивание стихотворения детьми:
· хоровое разучивание, рассказывание;
· отраженное повторение за педагогом по 2 строчки;
· договаривание последнего слова в строке;
· индивидуальное рассказывание (с использованием разнообразных приемов: громко для всех, шепотом, с закрытыми глазками, обращаясь к кукле и т. п.).
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Индивидуальная работа по развитию речи умственно отсталых, дошкольников осуществляется на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом. Индивидуальные занятия проводятся, как минимум 2 раза в неделю с каждым ребенком в отдельности.
Задачи индивидуальной работы:
· общая работа по развитию речи;
· коррекция речи в соответствии с индивидуальной структурой речевого дефекта, особенностей усвоения программного материала и особенностей личностного развития каждого ребенка.
Отдельных индивидуальных занятий по развитию речи нет, но практически на каждом индивидуальном занятии осуществляется работа по развитию речи. Специфика этой работы заключается в том, что прежде чем начать исправление недостатков речи, нужно ее сформировать, довести до определенного уровня развития.
В содержание работы на первом году обучения входит всестороннее обследование речи и формирование предпосылок развития речи, в том числе;
· воспитание у детей потребности в речевом общении;
· "растормаживание" речи путем поощрения речевых реакций детей и эмоциональных компонентов речи;
· создание естественной мотивации для "говорения";
· расширение представлений об окружающем мире и развитие детской деятельности.
С первого же года обучения начинается и подготовительная логопедическая работа, В нее входит:
· подготовка артикуляционного аппарата;
· работа по развитию слухового внимания (громкая, шепотная речь) и фонематического слуха (различение и выделение неречевых звуков, определение звуков игрушек, определение направления звука). Это игры «Угадай, кто сказал», «Узнай по голосу», «Кто как кричит»;
· вызывание активной речи при помощи игровых приемов (звукоподражание);
· развитие речевого дыхания и голоса, уточнение произношения ненарушенных простых звуков.
В содержание индивидуальной работы на начальном этапе входит развитие у детей понимания обращенной речи и формирование у них минимального словарного запаса. При этом важной коррекционной задачей остается формирование предметно отнесенного словаря. Проводится работа по формированию элементарной фразы.
В задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на втором году обучения входит:
· развитие речевой моторики;
· развитие активного слухового внимания и фонематического слуха (определение направления речевых звуков; выделение звука игрушки из 3-4 близких по звучанию; определение и повторение количества хлопков; повторение отдельных слов, слогов, звуков; выделение звука и слова из ряда резко различных между собой);
· развитие дыхания, голоса.
· уточнение произношения сохранных согласных звуков;
· продолжение работы по расширению словаря;
· работа по распространению фразы;
· формирование умений диалогического общения;
Задачи индивидуальной работы по развитию речи умственно отсталых дошкольников на 3-4 годах обучения следующие:
· работа по развитию связной речи (обучение рассказыванию);
· постановка правильного произношения нарушенных звуков;
· работа по развитию фонематического слуха (на материале исправленных звуков) и навыков звукового анализа (деление слова на слоги хлопками и постукиванием; определение первого звука в слове);
· дифференциация смешиваемых звуков.
На индивидуальные занятия помимо логопедической работы может выноситься и тот материал, который не был усвоен ребенком на фронтальных занятиях по развитию речи, например по заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказу, подготовке к грамоте. Индивидуальные занятия в старшей группе длятся до 20 мин.