Письменный анализ художественного текста школьниками
План анализа стихотворения
1. Творческая история создания. Дата написания и публикации.
2. Какое место занимает данное стихотворение в творчестве поэта и в истории русской литературы?
3. Какова тема и тональность стихотворения?
4. Объясните смысл названия.
5. Лирический сюжет и его движения.
6. Композиция. Основные структурные части.
7. Каков лирический герой, способы его самораскрытия.
8. Изобразительно-выразительные средства и определение их функций:
• Лексический уровень (синонимы, антонимы, омонимы, старославянизмы, профессионализмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы)
• Тропы (аллегория, гипербола, литота, метафора, олицетворение, оксюморон, метонимия, сравнение, эпитет)
• Синтаксис (антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, анафора, эпифора, повтор, параллелизм строения, риторический вопрос и восклицание)
• Фонетика (мелодика, звукопись, звукоподражание, аллитерация, ассонанс)
9. Ритмическая организация стихотворения:
• Размер
• Способ рифмовки
• Клаузула
• Рифма
• Вид строфы
10. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
Образцы комментария к письменному анализу художественного текста школьниками
Из отчетов студентов
1. Место проведения:7 «А» класс средней общеобразовательной школы № 52 Канавинского района г. Нижнего Новгорода
2. Проводила:Суркова И.М. (гр. 0153)
3. Предмет:литература
4. Цель:выявить у учащихся уровень владения навыками филологического анализа художественного текста
5. Текст для анализа —отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» // Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. М., 2001. С. 204-217.
6. Вопросы для анализа:
1. Как бы вы определили тему и идею поэмы?
2. На какие композиционные части вы бы разделили этот отрывок? Аргументируйте.
3. Проанализируйте образ главной героини: что можно сказать о ее характере, основываясь на мотивах ее действий, поступков, содержании мыслей и речи?
7. Работа оценивалась следующим образом:
«5» — почти безошибочный, четкий анализ; владение литературоведческими терминами;
«4» — в анализе упущены некоторые важные моменты; нет последовательности в изложении,
нечетко выделены композиционные части;
«3» — не раскрыты тема или идея произведения, схематичность анализа образа героини;
«2» — в анализе допущены грубые ошибки, не раскрыты полностью тема и идея, нет анализа
характера героини.
8. При анализе работ выявлены следующие результаты:
Всего писали работу 14 человек (100 %):
«5» — 8 человек (53 %);
«4» — 4 человека (29%);
«3» — 2 человека (13%).
9. Данные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. В целом уровень владения навыками филологического анализа художественного произведения в данном классе можно считать хорошим.
2. Основные ошибки, допущенные учениками при анализе:
- не отработан навык четкой формулировки темы;
- не видят различия между темой и идеей;
- при характеристике героини ограничиваются перечислением ее качеств, не подкрепляя свое мнение цитатами;
- разграничение поэмы на части сводится к пересказу происходящих событий без их анализа.
ЗАМЕЧАНИЕ: что касается отсутствия вопроса об определении изобразительно-выразительных средств в поэме, то я объясняю это тем, что текст для анализа был выбран сравнительно большой, и ребятам было бы сложно в ограниченное время определить особенности поэтики поэмы.
Для анализа учащимися 11 класса было на выбор предложено одно из стихотворений А. Блока («Россия» или «Незнакомка»). Данные стихотворения являются программными для творчества А. Блока, так как в них представлены тема России и образ Прекрасной Дамы. Непосредственно перед проведением данной письменной работы учитель (Русских Ю.В.) провела небольшую лекцию, посвященную основным принципам анализа лирического стихотворения. В данной лекции говорилось о необходимости учитывать единство формы и содержания, о связи темы лирического стихотворения с личной судьбой поэта и с общественным положением, об образе лирического героя и т.д. Учащимся были предложены вопросы, на которые следовало обратить внимание в ходе анализа:
1. Определите тему, конфликт, сюжет и композицию текста.
2. Выявите художественный образ (систему образов).
3. Назовите основные художественные средства, использованные автором для создания образов (тропы, поэтическая лексика, поэтическая фонетика, поэтический синтаксис, стилистические фигуры речи).
В основном учащиеся справились с заданием, хотя целостный анализ стихотворения представлен единично. В большинстве случаев учащиеся необоснованно делают акцент на каком-либо виде анализа, например историко-литературном, и таким образом подробный анализ отсутствует. Часто ученикам не удается проследить движение мысли и чувства в художественном тексте и тем самым рассмотреть его композицию, конфликт, отметить элементы лирического сюжета. Формулировка темы, идеи, проблематики зачастую вызывает затруднения, эти понятия смешиваются.
Одним из важнейших элементов восприятия оценки стихотворения становится его наблюдение над его общественным звучанием, однако в ряде работ весьма ощутима тенденция к поверхностной или слишком прямолинейной трактовке. Подчас ученики применяют одни и те же формулы к характеристике разных художественных явлений, тем самым уравнивают, нивелируют их содержание. О художественных достоинствах стихотворения старшеклассники или не говорят ничего или говорят крайне бегло, невнятно, обнаруживая слабую осведомленность в вопросах теории литературы и недостаточно развитый эстетический вкус.