Глава 8. Игры на развитие музыкальной памяти и способности к воспроизведению

Музыкальная память включает в себя следующие виды памяти: зрительную, моторно-двигательную, слуховую, эмоциональную. У каждого ребенка эти виды памяти выражены по-разному: у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности.

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Допустим, у ребенка хорошо развита моторно-двигательная память, которая позволяет ему бегло играть. Он может запомнить, что в каком-то конкретном эпизоде произведения нужно играть определенным образом, то есть у ребенка развивается техника игры на музыкальном инструменте. Пальцы могут запомнить, как играть, но зрительно воспроизвести произведение целиком ребенок не в состоянии, ему требуется держать перед глазами ноты, поэтому следует обратить внимание на развитие его зрительного восприятия.

Большое значение для развития музыкальной памяти имеет слуховая и эмоциональная память. Мало запомнить произведение на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.

Существует множество методик для развития музыкальной памяти. Но для ребенка очень важен игровой момент. В игре ребенок быстрее учится музыкальным навыкам, развивает музыкальные способности. Представленные в этом разделе игры на развитие музыкальной памяти, учитывая способность воспроизводить мелодию, не разделены на развитие ее определенных видов. Каждая игра включает в себя элементы всех видов музыкальной памяти.

«ПОВТОРИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

Для детей от 5 лет. Необходимо сделать карточки с разным ритмическим рисунком на всех участников.

Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывая ритмический рисунок, который изображен на ней. Сначала это делает руководитель. Остальные дети запоминают его, затем ведущий закрывает свою карточку, а дети должны прохлопать или простучать этот ритмический рисунок. Далее выходит другой участник и показывает свою карточку с другим ритмическим рисунком, и т. д., пока все дети не выполнят задания.

Ритмический рисунок представляет собой изображение нот разной длительности без нотного стана. Значит, дети должны, прохлопывая рисунок, произносить ноты. Они кладут ногу на ногу, ладонь левой руки лежит на колене, правой рукой они прохлопывают на ладони левой руки ритмический рисунок.

Ноты разной длительности произносятся следующим образом: четвертная нота – та (поглаживающий хлопок правой рукой, замах большой); восьмая нота, равная по длительности половине четвертной, – ти (ладонь правой руки принимает полукруглую форму, участвуют только пальцы правой руки, хлопок беззвучный, почти без замаха); две восьмых – ти-ти (удар два раза, без замаха); восьмая с точкой (пунктирный ритм) – ти-с; шестнадцатые ноты (обычно используют две шестнадцатых) – ти-ли-ти-ли (руки поднимаются, ладони принимают такую форму, как будто держат шарики, кисти немного выгнуты назад, движение напоминает выкручивание лампочки); половинная нота, равная по длительности четвертной + 1 восьмая, – та (жест четвертной ноты,только немного дольше); целая нота, равная по длительности двум четвертным, – та (тот же жест, ладонь еще дольше задерживается на ладони левой руки).

Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом (карандашом, ручкой и др.), одновременно произнося длительности.

Руководитель должен следить за тем, чтобы все дети произносили и прохлопывали рисунок правильно. Можно простучать ритмический рисунок каждому игроку индивидуально. Если ребенок не справляется с заданием (не запомнил или неверно прохлопал), нужно задание повторить или предложить другой, более простой ритмический рисунок. Необходимо повторять упражнение несколько раз, чтобы ребенок в конце концов запомнил ритмический рисунок и смог его воспроизвести, уже не глядя на карточку.

Победителей в этой игре нет. Она развивает у детей способность запоминать показанный рисунок и точно его воспроизводить, а также развивает чувство ритма. Если отмечать победителя, у ребенка можно отбить желание научиться понимать ритмический рисунок и тем самым затормозить развитие музыкальных способностей.

«РИТМИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ»

Для этой игры руководитель подбирает несколько мелодий (каждая небольшого объема: 2—3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны простучать или прохлопать ее ритм.

Количество мелодий зависит от общего числа участников игры: на каждого по мелодии. Если ребенок затрудняется определить ритм прослушанной мелодии и правильно его воспроизвести, то право хода переходит к любому другому участнику, который сможет первым определить ритм. Ребенку, не сумевшему простучать ритм данной мелодии, руководитель предлагает прослушать другую мелодию, с более простым ритмическим рисунком. Таким образом, руководитель определяет, у кого из детей слуховая память и чувство ритма развиты хорошо, а у кого слабее. Исходя из этого, руководитель, работая с каждым индивидуально, упрощает или усложняет задание.

Усложнить задание можно следующим образом: выбрав какую-нибудь небольшую пьесу, разбить ее на фразы и исполнять отдельно каждую фразу, постепенно приближаясь к финалу произведения. Например, руководитель играет первые такты пьесы, ребенок запоминает их ритмический рисунок и воспроизводит (прохлопывает или простукивает), выделяя сильные и слабые доли, обращая внимание на паузы, акценты. Затем проигрывается следующая фраза, которую ребенок воспроизводит и соединяет с предыдущей, предварительно прослушав соединенные фразы, и т. д. до конца пьесы.

Можно предложить воспроизвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном), начиная с небольших мелодий.

«ДОМИКИ»

Руководитель задает размер (для начала двудольный), объясняя, что в одном «домике» живут две ноты одинаковой или разной длительности: например, одна нота четвертная (та) и две восьмых (ти-ти), каждый «домик» отделяется тактовой чертой. Затем руководитель задает ритмический рисунок, например изображает на доске нотный стан с двумя или больше «домиками», в которые дети должны поселить ноты, учитывая заданный размер.

Сначала ребенок должен простучать или прохлопать ритмический рисунок в двудольном размере, а потом записать его нотами.

Затем руководитель задает трехдольный размер. Дети прохлопывают ритмический рисунок и записывают его на нотном стане, прибавляя к четвертным и восьмым нотам шестнадцатые.

Задание можно усложнить, проигрывая несложную мелодию в заданном размере. Дети должны определить, сколько «домиков» (тактов) в данной мелодии, прохлопать или простучать ее ритмический рисунок и записать нотами.

«СКАКАЛКИ»

Руководитель играет какую-нибудь несложную мелодию на развитие техники пальцев. Дети должны зрительно и на слух запомнить движение мелодии, ритмический рисунок, постановку руки и работу пальцев и затем повторить эту мелодию от различных звуков, в разных тональностях и октавах. Игра проходит на музыкальном инструменте (фортепиано и др.). Руководитель работает с каждым ребенком индивидуально или по группам (в зависимости от возраста участников, уровня развития и способностей).

Затем руководитель усложняет ритмический рисунок, изменяет его, добавляя различные по длительности ноты, паузы, выделяя сильные и слабые доли (обращая внимание на работу пальцев), расставляя акценты; изменяет тональность (лад – мажор, минор, гармонический, мелодический; исполнение в другой тональности – большее, меньшее количество знаков при ключе), вводит мелизмы (трель, триоль, крещендо, диминуэндо, пиано, форте), интервалы, аккорды, арпеджио, постепенно усложняя мелодию. Сначала работает правая рука, затем левая, потом поочередно: то левая, то правая.

Руководитель следит за постановкой рук на музыкальном инструменте (фортепиано), выдержанностью пауз, замахов пальцев рук, работой кистей. Затем руководитель соединяет правую и левую руки, исполняет несложную мелодию, в которой участвуют обе руки. Дети запоминают движение мелодии, смену рук и воспроизводят на музыкальном инструменте.

Игра не заканчивается до тех пор, пока все дети не научатся запоминать зрительно и на слух мелодию, точно воспроизводя услышанное.

«ИМИТАЦИЯ»

Для детей от 5 лет.

Руководитель предлагает детям побыть в роли зверей (распределяет роли между участниками игры) и подобрать каждому из зверей технические приемы игры на музыкальном инструменте. Он спрашивает у детей, как прыгает заяц, белка или любой другой зверь? Ребенок должен показать это на музыкальном инструменте (прием: стаккато от каждого звука на клавиатуре, в пределах двух октав – первой—второй, поступенно или через определенный интервал – имитация прыжков или бега зайца).

Руководитель следит за правильной работой кончиков пальцев: звук извлекается из музыкального инструмента, отрывистое исполнение.

Медвежья походка (левая рука): в нижнем регистре, залигованные фразы (выдержанность длительности звуков: четвертные, половинные, целые), замахи пальцев руки, движение мелодии поступенное или через небольшие интервалы (секунда, терция, кварта) вверх и вниз.

Полет птицы (правая рука): гамма в заданной тональности (до-мажор, ми-мажор) – прямая, хроматическая, движение вверх-вниз (сначала в пределах одной октавы); работа пальцев, распределение силы звука: стремление к верхнему звуку, акцент на нем, крещендо – постепенное усиление мелодии; при движении к нижней тонике: диминуэндо – постепенное ослабление мелодии. При хроматической гамме распределение силы звука следующее: выделение каждого третьего звука, стремление к верхней тонике (крещендо, акцент на верхнем звуке).

Руководитель может подсказать технические приемы, подходящие для имитации, если ребенок сам затрудняется это сделать.

«НОТНЫЕ СТУПЕНИ»

Игра для развития слуховой памяти, для детей от 5 лет.

Необходимо сделать карточки с изображением лестницы из восьми ступеней (одна октава: от «до» до «до»). Количество карточек зависит от числа участников. Каждой ступени соответствует название ноты.

Далее руководитель играет на музыкальном инструменте поочередно звуки, а дети должны на слух определить, не глядя на инструмент, какой ступени соответствует этот звук, и назвать ноту.

Сначала руководитель играет гамму (поступенно вверх и вниз). Дети называют ступень и соответствующую ноту. Затем основные ступени лада: I, IV, V (тональность до-мажор), интервалы (дети должны знать, сколько ступеней находится между двумя крайними звуками, образующими интервал), трезвучия с обращениями от каждой основной ступени (поступенно вверх и вниз).

В этой игре карточки используются для того, чтобы дети зрительно представляли себе расположение звуков. Основное внимание уделяется восприятию звуков на слух. Можно предложить детям пропевать звуки для различения высоты каждого звука.

«СЧИТАЛОЧКА»

Игра на запоминание тональностей, количества знаков при ключе в разных тональностях, на развитие зрительной памяти.

На листе бумаги нарисуйте следующий музыкальный ряд: фа-до-соль-ре-ля-ми-си, с левой стороны (перед нотой «фа») которого изображен диез, с правой стороны (после «си») – бемоль, т. е. слева направо считаются тональности, в которых присутствуют диезы (мажор, ми-минор, си-минор), справа налево – тональности, в которых присутствуют бемоли (минор, искл. фа-мажор). В каждой тональности определенное количество знаков, которое высчитывается по данной таблице.

Например, тональность си-мажор. Ребенок находит название этой ноты в данном ряду. Счет начинается слева направо, нота, стоящая перед си (ми) не считается. Таким образом, в этой тональности при ключе будет стоять 5 знаков (диезов): фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез. Тональность ми-мажор – 4 знака: фа-диез, до-диез, соль-диез и ре-диез (ля не считается). Соответственно, ля-мажор – 3 знака (фа-до-соль диез), ре-мажор – 2 знака (фа-до диез), соль-мажор – 1 знак (фа-диез), до-мажор – знаков нет, фа-мажор – си-бемоль.

Минорные тональности считаются слева направо. Например, тональность фа-минор. Ребенок находит название этой ноты в музыкальном ряду, счет начинается справа налево, две ноты, стоящие перед «фа» («до, соль»), не считаются. Таким образом, в этой тональности при ключе будет стоять 4 знака (бемоля): си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль; до-минор – 3 знака (си-ми-ля бемоль); соль-минор – 2 знака (си-ми бемоль); ре-минор – 1 знак (си-бемоль); ля-минор – знаков нет; ми-минор – 1 знак (фа-диез); си-минор – 2 знака (фа-до диез).

Руководитель называет тональность или показывает на таблице, а ребенок должен определить, сколько знаков при ключе в той или иной тональности. Для начала необходимо, чтобы дети выучили этот музыкальный ряд (как слева направо, так и справа налево) и запомнили его зрительно, потом можно спрашивать детей уже без таблицы.

Таким образом, выявляются параллельные тональности, то есть с одинаковым количеством знаков при ключе.

Это также можно определить по данной таблице: после мажорной тональности (на таблице название ноты, счет слева направо) отсчитываются две ноты, после которой стоит параллельная минорная. Например, параллельная тональность до-мажору – ля-минор, где нет ни одного знака; фа-мажору – ре-минор, где 1 знак при ключе: си-бемоль, и т. д.

Это легко запомнить, построив малую терцию вниз от тоники мажорной тональности (до-ля, фа-ре). Можно показать это детям на музыкальном инструменте, чтобы они зрительно запомнили, и предложить задание на определение параллельной тональности.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОВОДА»

Игра на различение и запоминание звуков на нотном стане, для детей от 4 лет.

Для этой игры необходимо сделать несколько маленьких карточек на общее число ребятишек с изображением пяти нотных линеек (провода) и восемь вырезанных из бумаги птичек (каждая птичка соответствует ноте); одна большая карточка у руководителя.

Руководитель говорит детям: «Прилетели птицы и хотят занять провода, но не знают, как правильно это сделать, ведь проводов всего пять. Давайте поможем им это сделать», и объясняет, что одни птицы могут лечь между линейками: «лежачие птички»; другие сесть на «провода» (линии): «сидячие птички».

«Первой займет свое место птичка „ДО“, – говорит руководитель, – но для нее не хватает места среди пяти проводов, поэтому нужно сделать дополнительный». Делает дополнительную линейку на своей карточке и ставит на нее птичку. Дети на своих карточках делают то же самое. «Птичка „РЕ“ – „лежачая“, поэтому ее место под первым проводом», – продолжает руководитель. Дети кладут птичку под первой линейкой, и т. д., пока все птички не займут свои места. Затем руководитель убирает птичек и спрашивает детей уже без подсказки, где будет находиться каждая птичка.

Потом руководитель говорит, что у каждой птички есть свой голос, поет гамму до-мажор сначала вместе с детьми, следя за тем, чтобы дети пели правильно, затем дети поют сами по очереди, «озвучивая птиц», и хором.

Задание можно усложнить, в зависимости от того, как дети усвоили материал: ввести трезвучие, интервалы, основные ступени лада, вводные ступени (опевание) и т. д.

«ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПИРАМИДЫ»

Необходимо сделать несколько карточек с изображением пирамид, представляющих собой интервалы с разным количеством уровней, в зависимости от количества звуков в каждом интервале. Например, интервал прима: одна неделимая пирамида; секунда: два уровня (две пирамиды разного цвета – большая и малая секунды); терция: три уровня (две пирамиды разного цвета – большая и малая); кварта: четыре уровня; квинта: пять; и т. д.

Руководитель переворачивает карточки и перемешивает их. Дети по очереди подходят и выбирают по одной. Они должны угадать, какой интервал представляет изображенная на выбранной карточке пирамида.

Затем руководитель просит спеть этот интервал от любого произвольно выбранного звука. Можно на каждый интервал подобрать мелодию или попевку, предварительно разучив ее с детьми. Правила игры в этом случае немного изменятся: руководитель проигрывает на музыкальном инструменте мелодию или попевку, а дети должны на слух определить, какой интервал присутствует в прослушанной мелодии. Ребенок, у которого в руках карточка с изображением пирамиды, представляющей данный интервал, поднимает свою карточку, называет интервал. Руководитель может попросить его спеть от любых других звуков. Сначала дети пропевают интервалы, а затем строят их, записывают нотами.

По желанию руководителя, в зависимости от степени усвоения материала и успеваемости детей, задание можно усложнить (предложить это задание выборочно, не всем). Дети еще раз выбирают дополнительные карточки. Руководитель играет на музыкальном инструменте от любого звука:

а) трезвучия или их обращения.

Дети определяют на слух, какой аккорд прозвучал (например, мажорный секстаккорд). Два участника, у которых на карточках изображены пирамиды, представляющие собой интервалы, составляющие данный аккорд (малая терция и кварта), поднимают свои карточки. Третий участник поднимает карточку с изображением пирамиды, представляющей малую сексту, так как крайние звуки этого аккорда образуют сексту. Затем дети поют этот аккорд и записывают его нотами, определяя тональность.

б) доминантсептаккорд с разрешением (или без разрешения) и его обращения.

Дети определяют на слух, какой аккорд прозвучал (например, доминантсептаккорд /без разрешения/). Так как строение данного аккорда – большая терция и две малые (разрешается в большую терцию с удвоенной тоникой), то три участника, у которых на карточках изображены пирамидки, представляющие эти интервалы, поднимают свои карточки, четвертый игрок поднимает карточку с изображением пирамидки из семи уровней (крайние звуки этого аккорда образуют септиму). Так как доминантовые аккорды неустойчивые, то требуется разрешение. Пятый участник, у которого есть карточка с изображением пирамидки из трех уровней, где нижний уровень окрашен особым цветом (большая терция с удвоенной тоникой), поднимает эту карточку. Потом дети поют данный аккорд и строят его, определяя тональность.

в) тритоны; уменьшенный, малый, вводный аккорды (игра проводится аналогично двум предыдущим).

Примечание: при построении аккордов интервалы накладываются друг на друга, то есть верхний звук первого интервала является нижним звуком последующего, соответственно уровни пирамид тоже накладываются друг на друга, поэтому количество уровней пирамид может не совпадать с количеством звуков (ступеней) в аккордах.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРТИНА»

Для детей от 6 лет.

Руководитель показывает детям какую-нибудь картинку с несложным подобранным рисунком, где каждому персонажу (другому объекту) соответствует определенная нота, которая не изображается на рисунке, а оговаривается. В общем, рисунок должен представлять собой мелодию (либо гамму, интервал, аккорд и т. п.) в определенной тональности. Например, на рисунке изображены четыре облака, капли дождя (небо); на переднем плане рисунка персонаж с зонтиком, трава, цветы (небольшая поляна); на заднем плане, представляющем фон, уходящие вдаль поля, лесополоса.

Нотное обозначение картины в тональности до-мажор: четыре облака – развернутое мажорное трезвучие (до-ми-соль-до); дождь – поступенное движение мелодии вниз (до-си-ля-соль-фа); персонаж с зонтиком – большая терция вниз от ми + мажорное трезвучие (ми-до-ми-соль); трава, цветы – основные ступени лада (до-фа-соль); уходящие вдаль поля – развернутое мажорное трезвучие (до-ми-соль-до) с возвращением к тонике (до первой октавы); лесополоса – мажорный аккорд из четырех звуков.

Руководитель проигрывает мелодию, обращая внимание на каждый объект. Затем просит повторить ее (спеть, сыграть): сначала каждый объект отдельно, повторяя несколько раз, пока дети не запомнят, затем весь рисунок, поочередно оживляя все его составляющие, который должен быть перед глазами детей. Затем можно убрать картинку и предложить воспроизвести мелодию.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ» (ХАРАКТЕР ИСПОЛНЕНИЯ)

Руководитель проигрывает на музыкальном инструменте или ставит прослушать в записи несколько мелодий, возможно, не знакомых игрокам отрывков из классических (современных) произведений, различных по характеру: быстрых, веселых, медленных, лирических, грустных, контрастных, с плавными переходами и т. п. Дети воспринимают на слух эти мелодии, запоминают характер исполнения.

Затем руководитель проигрывает первые такты какой-нибудь мелодии, а дети должны определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения, из какого отрывка это начало. Руководитель играет следующие такты произведения, которые могут быть взяты из другого отрывка. Ребенок должен определить, что этот эпизод не подходит к первым услышанным тактам. Игра продолжается до тех пор, пока дети не определят правильно, к какому произведению относятся прослушанные отрывки. Когда одна мелодия будет угадана, руководитель играет начало другого отрывка, и т. д.

Если какой-то ребенок затрудняется определить эпизод по характеру исполнения, произведения можно пронумеровать, а затем спросить, какое это произведение с эмоциональной стороны, или дать еще раз послушать подобранные мелодии, обратив внимание на время исполнения (одна мелодия может быть короткой, другая немного длиннее, в зависимости от законченности фразы).

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ»

Игра на развитие эмоциональной и слуховой памяти, для детей от 6 лет.

Руководитель подбирает несколько небольших пьес, различных по эмоциональной окраске. Дети должны прослушать их и определить по содержанию, характеру исполнения то, что хотел выразить композитор.

Дети слушают произведение, зная его название (например, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки»

М. П. Мусоргского, другие классические или современные мелодии), стараются образно представить услышанное, словесно «нарисовать» сюжет. У каждого ребенка свое восприятие музыки, поэтому и эмоции, которые возникают после прослушивания, тоже будут разные.

Когда пьеса будет прослушана, руководитель спрашивает каждого индивидуально, какие чувства, эмоции возникли во время первого прослушивания. Затем, на втором занятии, руководитель повторно проигрывает или ставит прослушать запись тех же произведений. Дети слушают музыку и отмечают, какие чувства возникли у них во время второго прослушивания, и сопоставляют их с предыдущими.

Можно на первом занятии дать прослушать пьесы, проигрывая их на музыкальном инструменте, а на втором занятии – по магнитофонной записи (или на проигрывателе). Дети должны отличить восприятие живой музыки от записанной (запомнить возникшие чувства во время прослушивания).

Руководитель может на первом занятии включить только медленные, лирические мелодии, с оттенком грусти, на втором – быстрые, легкие, веселые и задорные; на следующем – контрастные по характеру исполнения (обратите внимание на смену настроения). Можно подобрать мелодии, характерные для одной эпохи, направления в музыке, периода в жизни какого-то композитора, и обратить внимание на особенности эмоциональной окраски произведений с точки зрения каждого ребенка. То есть акцент делается на личностном восприятии музыкального произведения.

Глава 9. Игры на развитие техники (беглость пальцев)

Каждый понимает, что настоящее искусство немыслимо без профессионального мастерства. Какой может быть толк от того, что пианист имеет образование, обладает творческой фантазией, способностью, развитым чувством ритма, хорошим слухом, но из-за недостатка технической школы ему не удается их соответственно реализовать. Таким образом, музыкант-исполнитель может исказить творческий замысел и композитора, и свой собственный, так как не способен достичь красивого звука, темпа, уверенности. А какое-либо «неудобное» место создает для него массу трудностей.

Техника – это тяжелый труд в исполнении музыки, над техникой необходимо постоянно работать, сознательно и рационально. Имея сильную волю, большое желание и усидчивость, вы обязательно приблизитесь к наивысшим целям музыкального искусства.

Главным условием хорошего звукоизвлечения и техники является абсолютная свобода руки и всего тела вообще. Поэтому первостепенной заботой каждого музыканта должно быть стремление добиться свободы и сохранить ее в полной мере. Предлагаем вам игру для развития руки, запястья, кисти.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Дети делятся на две группы. Одна поднимает руки в сторону и произвольно опускает их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения. Затем дети поднимают плечи и непроизвольно опускают их (все движения необходимо выполнять стоя). А в это время вторая группа выполняет все задания сидя, легко вращая кистями рук. Сначала упражнения выполняются под медленную музыку, затем постепенно музыкальное сопровождение становится более подвижным и энергичным, а закончить игру можно под ритмичную музыку. Благодаря этой разминке дети должны хорошо усвоить ощущение полной свободы, с какой необходимо играть на том или ином музыкальном инструменте. В дальнейшем они могут использовать данную игру для контроля подвижности руки.

Только убедившись в том, что рука и запястье свободны, можно приступить к дальнейшему освоению музыкальных игр, направленных на укрепление пальцев. Без этого требования нельзя добиться «звуковой гибкости» в пассажах и аккордах.

«ПОЕЗД»

Играть можно на любом инструменте. Суть игры в том, что необходимо четко проиграть гамму («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си») в медленном темпе, не отрывая пальчиков от клавиатуры, постепенно ускоряя ход, как делает это поезд. Затем – отрывисто, умеренно, живо, спокойно. Чтобы детям было более интересно играть, можно пропевать такие слова:

Тру-ту-ту-ту-ту-ту-ту, Скорый поезд мчится, Тру-ту-ту-ту-ту-ту-ту, Быстро, словно птица.

«А СУМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ТАК?»

Пальцы перед началом звукоизвлечения лежат на клавишах. Попросите ребенка, чтобы он вам продемонстрировал, как движется прямая линия, то есть пусть сыграет мелодию или гамму плавно, не отрывая пальцев от клавиш, не задерживая их на предыдущих клавишах. Затем можно попросить его показать имитацию пунктирной линии – рука и кисть должны не задерживаться на клавишах, каждый палец следует слегка поднимать. Линию из точек надо играть, используя прием «отскока».

Одним из наиболее трудных элементов техники (особенно для пианистов) являются «скачки». Этому моменту необходимо уделить как можно больше внимания. Работая над скачками, важно выполнять главное требование – никогда не допускать ни малейшего промаха.

«МОРСКОЙ БОЙ»

Сложность этой игры в том, что надо заставить ребенка предельно сосредоточить свое внимание и волю. Все ноты-клавиши представляют лагерь противника. Из исходной позиции, например нотки «до», надо сыграть скачок на октаву или квинту, или сексту, то есть постараться выбить квинтовый звук или любой другой звук скачка. После того как игрокам удалось сбить противника, попав прямо в цель, можно попробовать сделать это с закрытыми глазами. Но недостаточно удовлетвориться одним разом, необходимо поставить перед собой задание посложнее – сыграть не менее десяти раз подряд. Если у вас все получилось, то вы выиграли этот бой.

«ДИКАЯ ОХОТА»

Эта игра направлена на ознакомление с приемом, очень часто используемым музыкантами в практике. Называется он staccato, то есть короткий, резкий, отрывистый и сильный удар, который необходимо играть коротко, как точку. Этот сильный и резкий прием применяется в эпизодах с ярко выраженной драматической кульминацией, при патетических акцентах.

Ребенок должен представить себе, что в этой игре он будет охотником, а охотиться придется на серых хищников. В этой «дикой охоте» ему предстоит схватка с «волками». Вся клавиатура – это место встречи, где будет происходить бой. Кисть и пальцы ребенка зафиксированы, играющие пальцы расположены на клавишах, а неиграющие слегка подняты. Резким и коротким ударом кисть отталкивается от клавиатуры по направлению к крышке инструмента. Так следует играть staccato. Таких ударов должно быть несколько. Играя отрывисто и коротко (staccato), ребенок тем самым убивает своих противников. С извлечением звука напряжение в руке снимается, кисть расслабляется, и пальцы готовы к следующему звукоизвлечению. Чем больше будет у ребенка точных и метких ударов, тем больше он записывает себе очков.

Staccato бывает разных видов. Это не только сильный удар в виде мяча, но и легкий укол, пущенный в виде стрелы; скользящее и убегающее легкое прикосновение. Попробуйте все эти варианты разучить.

«ТОЧКИ И ГАММЫ»

Возьмите лист бумаги и нарисуйте точки. Ребенок, касаясь этих точек, может настукивать любимую мелодию. Одна песня должна переходить в другую, тем самым постепенно прибавляя темп. Сначала в этой игре участвует только правая рука, а затем и левая.

Играя гаммы, ребенок должен точно понять, что все ноты должны быть ровными, похожими одна на другую. По возможности, постепенно усиливайте живость и точность движений. Однако не забывайте о том, что нельзя заменять живое движение быстрой игрой.

Одним из сложных моментов у начинающих музыкантов является игра октав. А основное условие, которое необходимо соблюдать при этом, – это абсолютная свобода и гибкость руки и запястья.

«ДОГОНИ!»

Эта игра на тренировку большого пальца в легкости и упругости, а также слабых и наименее ловких четвертого и пятого – в крепости и подвижности. Большой палец будет догонять мизинец, но сначала он это будет проделывать в медленном темпе, как будто постепенно разгоняясь. Играть ребенок должен как можно тише, еле-еле касаясь клавиш инструмента, таким образом он, якобы, настраивается на игру, чтобы потом показать, что значит сила большого пальца и мизинца.

Во время игры следует повторять приблизительно 8—10 октав. Когда будет получаться игра октав в медленном темпе и на тихом звучании очень точно, можно постепенно прибавлять темп. Затем надо попробовать играть октавы отрывисто, легким уколом дотрагиваясь до клавиш. После этого предложите малышу сменить отрывистую игру на плавную, не отрывая пальцев рук от клавиатуры, как будто постепенно засасывает болото. Все это ребенок должен играть тихо.

И только когда начнет получаться ровное и точное звучание октав на пиано (тихо), пусть он разнообразит игру музыкальными красками. Вот тут-то и может проявиться его фантазия. Ребенок может играть октавы, придав им таинственное, боязливое, задумчивое звучание – и развязное, пренебрежительное, а также яркое, красивое, бравурное, эксцентричное и т. д. Малыш не должен ограничиваться только средним регистром инструмента, пусть он послушает, как звучит его игра и в низком, и в высоком регистрах.

Выразительные приемы звукоизвлечения

Всегда приятно слушать красиво сыгранную мелодию. Однако только музыканты знают, сколько за этим скрывается работы, долгой и напряженной. Чтобы донести до слушателя всю выразительность и настроение, в котором пребывает композитор, надо проникнуть в произведение и, как говорится, «жить и дышать только им». При этом важно оживить ноты, изображенные на страницах нотных произведений, разучивая, проигрывая и разбирая их и приемы звукоизвлечения. Тогда успех гарантирован.

«РАЗНООБРАЗИЕ КРАСОК»

Предложите ребенку исполнить его любимую мелодию из песенки или какого-либо музыкального произведения. Пусть он сначала сыграет ее в оригинале. Если это кантилена, то не забывайте, что рука исполнителя должна быть абсолютно свободной, податливой, пассивной. В слабой динамике, где кантилена требует большого внутреннего напряжения и воплощенного покоя, а иногда и статичности, каждое неуместное движение мешает этому.

А в ряду сильных, медленных, выразительных приемов покачивающееся вращательное движение руки не прекращается ни в одной ноте – оно постоянное и непрерывное. В сильной же аккордовой игре прием утяжеленной руки поддерживается еще и весом всей верхней части корпуса. Когда ребенок исполнит свою мелодию или маленький отрывок в оригинале, предложите ему изменить характер игры, то есть пусть он сначала сыграет ее в темпе вальса, затем в темпе марша, польки, мазурки, в медленном темпе и т. д.; если же есть возможность исполнить музыкальный отрывок в стиле джаза с его своеобразным ритмом, то пусть он постарается проделать и это.

Разнообразные характеры игры требуют и различных приемов звукоизвлечения. И на одном музыкальном примере ребенок может почувствовать эту разницу. Главное, что необходимо уловить ему, это то, что во время игры нельзя нервничать и суетиться. Все движения должны быть четко отработаны. Тогда в исполняемую мелодию вольются краски и жизнь.

Аккорды

Привычное исполнение аккордов в слабой и средней динамике не требует особых приемов звукоизвлечения. Фиксированные пальцы и суставы кисти нажимают клавиши по возможности подготовленно, строго одновременно и по звуку ровно. При этом рука и запястье должны быть обязательно свободными. В сильной динамике пальцы должны фиксироваться больше. Аккорды играются энергично, очень упруго.

«СДЕЛАЙ, КАК Я!»

Для этой игры необходимо выбрать какое-нибудь бравурное произведение. Ребенок должен научиться играть аккорды. При этом ему необходимо применять удар сверху, рука должна свободно падать. Однако в сочинениях, не требующих неограниченного размаха, следует избегать этого рискованного приема и лучше брать аккорд подготовленными на клавишах пальцами. Прием толчком принципиально исключается. При абсолютной свободе руки и запястья, при совершенной гибкости всего игрового аппарата можно достигнуть в игре хорошего звука даже в самой сильной динамике.

В бравурном произведении ребенок, играя аккорды, может почувствовать силу и мощь звучания, но при одном условии, что ни один звук не должен выпадать из звучания аккорда. К нему может присоединиться и еще один исполнитель. Главная задача состоит в том, чтобы синхронно проиграть все аккорды. Сначала можно брать только 2—3 аккорда, а затем постепенно увеличивать их число.

После этого один ребенок проигрывает аккорды отрывисто, броском и рикошетом. А второй в точности повторяет его игру. В ходе проигрывания необходимо соблюдать аккуратность и следить за звучанием всех звуков. Можно и усложнить задачу игрокам. Предложите сыграть аккорды с мелодией в верхнем голосе (либо в среднем или нижнем).

Если мелодический звук должен быть подчеркнут в верхнем голосе аккорда, нужно укрепить палец, играющий мелодию (которая может оказаться и в среднем или в нижнем голосе). При этом палец нужно выдвинуть, чтобы клавишу он нажимал глубоко, до самого дна, в то время как остальные пальцы прикасаются к своим клавишам лишь слегка, как бы поверхностно. Кисть же наклоняется в сторону пальца, играющего мелодический голос.

Естественно, что с первого раза это не получится. Аккордам необходимо уделить как можно больше внимания. Тогда все предложенные выше требования будут вами выполнены и принесут немалое удовольствие.

«ИНТЕРВАЛЫ» (ТЕРЦИИ И СЕКСТЫ)

При игре интервалов кисть сохраняет привычную округлую форму, как будто в руках у вас находится небольшое яблоко. Пальцы слегка согнуты, рука, разумеется, совершенно свободна. Один ребенок должен в быстром темпе проиграть пять интервалов, не забывая о пружинности и строго одновременном звучании обеих клавиш. А второй, прослушивая игру интервалов, должен определить, когда звучат терции, а когда – сексты. После этого ему необходимо найти их и исполнить в медленном темпе на клавиатуре.

Затем дети по очереди играют интервалы то громко, то тихо, то отрывисто (staccato), то задерживая руки на клавишах. Они должны попробовать исполнить их как в разном темпе, так и со всеми возможными красками и музыкальными оттенками.

А следующий этап игры заключается в проигрывании гаммы интервалами вверх (левой рукой – вниз). Для детей это наиболее сложный момент. Поэтому необходимо начинать игру с очень медленного темпа. Только когда у ребенка будет все точно получаться, можно постепенно увеличить темп. Если же ребенок начал играть гамму в терцию, то он и должен постоянно ее прослушивать, а если в сексту, то секста и должна всегда звучать. Не в скорости и не в темпе заключается качество игры.

«РУЧЕЕК»

В этой игре могут принимать участие несколько человек. У каждого свой музыкальный инструмент. Дети в процессе игры должны овладеть следующим приемом – научиться проигрывать трель. Чтобы им было понятнее, как ее играть, можно сделать следующее сравнение: трель – это ручеек. Скользящее, убегающее, легкое журчание, которое и необходимо настолько же легко играть. Трель может быть как короткой, как говорится, мгновенной, так и долгой, которую и необходимо играть ровненько, порхающе, не создавая никаких преград ее «пути-дорожке».

Дети должны на своих инструментах показать ее «журчание». Естественно, это будет высокий регистр, при этом рука и запястье находятся в свободном положении, касание звуков слегка дотрагивающее, а не тяжелое. Сначала начинает свою игру один человек, потом к нему присоединяется следующий. Так они начинают свой диалог.

Постепенно к ним примыкают и остальные участники игры. Появляется множество различных ручейков, переговаривающихся между собой. Как в природе бывает, один ручей впадает в другой, при этом став шире, затем он попадает в реку, в море, океан, так и в этой игре ребята должны, в конце концов, изобразить могучий водопад на своих инструментах. Но при одном условии, что это будет ровная и легкая музыкальная игра.

«ЛАДОШКИ»

Играют два человека или две группы детей. Одна группа (человек) исполняет на своих инструментах небольшую мелодию, соблюдая при этом все музыкальные оттенки, а вторая (человек) начинает повторять тот же отрывок, но только стуча его в ладоши. Затем они вместе начинают музицировать: кто-то на инструментах, а кто-то прохлопывает мелодию в ладошки.

Далее эту мелодию можно разнообразить. Все, что попадется ребятам в быту, всевозможные подручные средства – все может пригодиться для этого музыкального мини-ансамбля. Таким образом, дети будут подыгрывать основной мелодии. Что из этого получится, вы сами увидите в процессе игры.

Наши рекомендации