Принципы специального образования.
Этиология нарушений развития.
Этиология— это учение о причинах и условиях возникновения болезней. (Новоторцева Н. В.)
Нарушение в развитии- нарушение общего хода разв реб в рез физ или псих откл.
Дефект- физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.
1. По времени воздействия, патогенные факторы делятся на:
- пренатальные (до рожд ребенка когда идет закладка, всех систем);
- натальные (в период родовой деятельности)
- постнатальные (от рожд до 3 лет).
Пренатальные факторы.
- интоксикации (алкогольный, табачные, лекарственные),
- стрессы, угроза прерывания;
1. - травматизация;
-инфекционные и вирусные заболев-я матери вовремя беремен-ти (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
-венерические забол-я (гонорея, сифилис);
-эндокринные забол-я матери (диабет);
-несовместимость по резус-фактору;
-биохимические вредности (радиация, наличие в окруж среде тяжелых металлов(ртуть, свинец).
-токсоплазмоз
-нейроинфекции
Натальные факторы: (родовые травмы, асфиксии);
Постнатальные факторы
- нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);
- отиты, коньюнктивиты.
-травмы мозга и анализаторных систем; * асфиксии; * отравление химическими веществами.
-асфиксии
-отравления хим .веществ.
2. По направленности воздействия:
-эндогенные (численность и структура хромосом, их изменение; наследственные; нарушение метаболизма)
-экзогенные(внешние- заболевания матери, инфекции, соц условия, экология).
3.По характеру воздействия:
-биологические (хромосомно-генетические отклонения, инфекционные, вирусные, эндокринные, венерические, соматич, хронические заболевания, резус-фактор, токсикоз, интоксикации, травмы).
-социальные (пед запущенность, депривации, гиперопека)
Дизонтогенез- нарушение развития организма.
Виды дизонтогенеза.
1.недоразвитие (УО);
2. задержанное развитие (ЗПР);
3. поврежденное R (органическая деменция);
4. дефицитарное R (зрение, слух, ОДА, речь);
5. искаженное R (РДА);
6. дисгармоническое R (психопатии).
Принципы специального образования.
Принципы-это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Эти принципы явл. специфическими для спец педагогики (по Н.М. Назаровой):
✓ принцип педагогического оптимизма — раскрытие потенциальных возмож-й лиц с особыми образоват потребностями, опора на идею JI.C. Выготского о "зоне ближайшего R". Кор работа строится не только на актуальных возможностях ребенка, но и на его потенциальных возможностях. Принцип предполагает: реб с ОВЗ не явл-ся ущербным и малоценным индивидом, а благополучно развивающаяся и полноценная личность.
✓ принцип ранней педагогической помощи — обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения реб для определения его образоват потребностей. Принцип предполагает опору на здоровые силы ребенка, воспитанника, построение образовательн процесса использ-м сохранных анализат-в, фун-й и систем организма в соотв-ии со спецификой природы недостатка R.
✓ принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования — требует гибкого соответствия кор-пед технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру наруш у реб, их структуре и выраженности; Это отражено в содержании, методах, организации и организационных формах специального образования (меньшая наполняемость классе в школе, увеличенные сроки обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, наличие индивидуальных занятий, специальные предметы (уроки) для коррекционной и компенсируют работы, спец методы и приемы учебной и обучающей деят-ти).
✓ принцип социально-адаптирующей направленности образования — подчиненность спец воспитания социальному R; позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», максимально компенсируя, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
✓ принцип R мышления, языка и коммуникации как средства спец образования - удовлетворение потребности в корр-педагогической помощи по R речи, мышления и общения; важнейшей общей образовательной потребностью явл-ся потребность в корр-пед помощи по R речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации спец образования и успешной социокультурной адаптации чел с ОВЗ.
✓ принцип деятельноетного подхода в обучении и воспитании — определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деят-ти, в процессе которой появляются психологическ новообразования, определяющие личностное R ребенка; Принцип применим к любой категории детей с особыми образоват потребностями и находит свою реализацию не только при проведении спец корр занятий. Он осущ-ся и на уроках по общеобразоват предметам и, в процессе воспит-я.
✓ принцип дифференцированного и индивидуального подхода — организация спец образовательного процесса на основе учета индивид-х и специфическ особенностей ребенка; Он направлен на создание благопр условий обучения. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным R детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
✓ принцип необходимости спец пед руководства — осуществление организационно-управленческих фун-й в спец образоват процессе высокопрофессиональными спец педагогами. Только спец педагог, зная законом-ти и особ-ти R и познав возмож-ти реб, с одной стороны, и возможные пути и способы корр и компенсирующей помощи ему - с др, может организовать процесс учебно-познав деят-ти и управлять этим процессом.
Осн. пр. коррекционной дошкольной педагогики являются:
1.) развивающего обучения (основывающийся на положении о ведущей роли обучен, в развит, ребенка и формиров. «зоны ближайшего развития»);
2.) единства диагност, и коррекции отклонений в развит.;
3.) учета соотношения первич. наруш. и вторич. отклон. в развит, ребенка;
4.) генетический, учитывают, общ. закономерности развит, применительно к воспит. и обуч. детей с отклонен.;
5.) коррекции и компенсации(опора на сохранные анализаторы);
6.) деятельностный пр (учет ведущей деят-ти);
7.) ранней корр помощи(раннее выявление нарушений).
8.) комплексности (использования различных методов, способов воздействия, приёмов и т. д.)
9.) необходимости педагог руководства (специалист)
10.) индивид-дифференц подхода
3. Основные принципы отечественной спец психологии.
Специальная психология — это раздел общей психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием).
Общие методологические принципы(Выготский, Леонтьев, Ананьев, Рубинштейн и др.):
1. Отражательности (все психические явления представляют собой особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний).
2.Детерминизма(Сергей Леонидович Рубинштейн: внешняя причина всегда действует, преломляясь через внутреннее условие).
3. Генетический(все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления).
4. . Системного подхода (изучение психики в системе);
5. Единство сознания и деятельности- исходный принцип психологов, суть котор в признании приоритета предметной деятельности человека над его психикой. Сознание как отражение действительности проявляется и формируется в деятельности. Деятельность без сознания лишается ориентировки, рефлексивности.
Частные принципы:
1. Комплексного подхода (предполагает проводить всестороннее обследование особен-ей Rвсех видов познават-й деят-ти реб , его эмоц-волев сферы, умений, навыков и всей личности в целом ;разл специалисты);
3. Дннамический подход (не всегда однократное обследование дает адекватное решение (результат). Должно быть многократное наблюдение; необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциальные возможности детей).
3. Личностного подхода (помощь оказывается личности в целом).
4. Деятельностный(помощь осуществ. с учетом ведущего вида деят-ти реб).
5. Опоры на потенциальные возможности(опора на зону ближайш развит.).
6. Единство диагностики и коррекции(невозможно вести кор-ю работу не зная исходных данных о ребенке. Корр пед. процесс требует контроля за динамикой и эффективностью коррекции. Необходимо прослеживать путь от поставленной цели до конечного результата).
7. Этиопатогенетический(для правильного построения корр работы с реб специалистам необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения).
Основные понятия спец педагогики и спец психологии (1)
Специальная психология- раздел психологической науки о закономерностях R, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии.
Дети с атипией развития-При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных, регуляционных процессов психики
Психопрофилактика-Мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития
Психодиагностика-Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития
Психокоррекция-Психологическое воздействие на психические механизмы взаимодействия со средой с целью исправления (ослабления) нарушений развития
Психологическая реабилитация-Восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка
Психологическая компенсация-Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций
Психологическая адаптация-Процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями
Интеграция - Внедрение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников
Специальная педагогика – одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья- лицо, имеющее физический и (или) психическ недостатки, котор препятствуют освоению образоват-х программ без создания спец условий для получения образования.
Компенсация- возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использ-я сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежд-х функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций.
Реабилитация- комплекс мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Коррекция- комплекс мер, направленных на преодоление или ослабление недостатков психо-физич R
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутр., управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. R предполагает количетсв и качеств изменений в человеке.
5.Современная система специальной помощи детям с отклонениями в развитии в России.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошк с наруш R, консультативная поддержка их родителей, соц адаптация реб, формиров-е у него предпосылок к учебной деят-ти осуществляются в системе образования, здравоохранения и соц. защиты.
Система спец образования строиться с учетом специальных пед принципов, кот определяют характер и особенности коррекционного процесса: педаг оптимизма, ранней пед помощи, коррекционно-компенсаторной направленности, социально-адаптированной направленности образования, развития языка, коммуникации и мышления, деятельностного подхода, дифференцированного и индивидуального подхода.
В нашей стране дифференцированная сеть спец детских учреждений, в соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности. Это дет сады с дневным или круглосуточ пребыванием. Существуют детск дома и спец гр при школах-интернатах. Отбор на основе заключения ПМПК. Комиссия осущ-т псих-мед-педаг обследование и по результатам его принимает решение о зачислении реб или о выводе его из спец учреждения. В структуре предусмотрены разновозрастные группы по 10 чел. Осн цельюявл-ся создание условий для R эмоц, соц, интеллектуальн потенциала ребенка, формирования его личности.
В системе образования педагогическая помощь этим детям организуется в разных организационных формах.
Дети с откл. в R воспитываются в ДОУ 3х видов:
1) компенсирующего – предназначенного для детей с теми или иными откл. в развитии.
2) комбинированного – имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида.
3) общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержки ребёнка с откл. в R.
Сущ 8 видов спец школ для детей с различными наруш R. В официальных и нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру во избежание вынесения названия диагноза в реквизиты школ.К таким учреждениям относятся:
1) СКОШ I вида (для глухих детей);
2) СКОШ II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей);
3) СКОШ III вида (для незрячих детей);
4) СКОШ IV вида (для слабовидящих детей);
5) СКОШ V вида (для детейс тяжелыми нарушениями речи);
6)СКОШ VI вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
7)СКОШ VII вида (для детей с трудностями в обучении - ЗПР);
8)СКОШ VIII вида (для детей с умственной отсталостью).
Выпускники спец (корр)образоват учреждений получают образование, соответствующее уровням образования массовой общеобразоват школы. Исключением явл-ся корр школа VIII вида, где существует определенная программа с учетом познавательной сферы УО учащихся. По окончании спец корр образовательного учреждения независимо от вида учащимся выдаются документ гос образца или свидетельство. В последнее десятилетие все больше создаются спец учреждения для детей с ОВЗ и жизнедеятельности: с аутичными чертами личности, с синдромом Дауна и др. В некоторых городах имеются школы санаторного типа (лесные) для хронически болеющих или соматически ослабленных детей.
Министерства курирующие помощь детям с ОВЗ:
1. Сисстема образования (дифференцированный подход).
2. Система соц помощи (центры R).
3. Система здравоохранения (педагоги, обучающие детей в больницаз).
Центры ПМПК: раньшекомиссии занимались только диагностикой, а теперь еще и обучением детей (обязанности расширились).