ГЛАВА 1. Теоретические основы СОЦИОКУЛЬТУРНО РАЗВИТИя ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА.
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Социокультурное развитие- это формирование у детей системы ценностей; представлений у детей о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т.д.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды.
Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности ребенка. Социокультурное развитие ребенка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, в целом культурой социума.
Социокультурное развитие детей является сегодня актуальным в связи со сложившейся социально- экономической и социально- культурной ситуацией в России: низким культурным уровнем развития населения, асоциальными проявлениями в обществе (преступность, безнадзорность, алкоголизм, наркомания), социально- экономической нестабильностью (неопределенность в образовательной политике, ослабление воспитательной функции семьи, низкий уровень благосостояния и др.).
Ребенок изначально включен в социокультурные, общественные и межличностные отношения более того, чем он младше, тем более социальным существом является. Ведь представить жизнь младенца без ухода за ним невозможно.
В условиях, когда перед каждым новым поколением встает проблема освоения и присвоения всего накопленного человечеством духовного опыта, становиться важным нахождение новых путей познания окружающего мира. Эстетическое воспитание позволяет познавать ребенку окружающий мир, в том числе и отношения между людьми, в художественных образах.
Дошкольном возрасте закладываются основы личности. В процессе изобразительной деятельности формируются представления об окружающем предметном и социальном мире. Общение со взрослым является этапом познания социального мира. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром, передавая его отличительные особенности в художественном образе. Кроме того, у ребенка складывается отношение и к самому себе, как к активному участнику этого процесса. Мы выделяем совокупность этих видов отношений: к предметному миру; к социальному миру окружающих людей; к самому себе.
Актуальностью данной работы является развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
Цель деятельности: практическая реализация совокупности средств по изменению форм и содержания взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках установления социально-партнерских взаимоотношений, направленных на социокультурное развитие ребенка.
Объект - процесс социокультурного развития детей.
Предмет- педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В ходе исследования использованы следующие методы: теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию, научно-педагогическое моделирование, социально-педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка, интервьюирование, интроспективный и ретроспективный анализ собственного практического опыта, научное оформление результатов и др.
При выборе методов исследования учитывались принципы объективности, комплексности, сравнимости, интегративности, системности.
Теоретико-методологическая база, цель и задачи исследования определили логику исследовательской работы, которая осуществлялась в течение 6 лет, каждому этапу соответствовал комплекс методов, способствующих решению той или иной задачи исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих установлению социального партнерства ДОУ и социокультурных партнеров учреждения
В данной работе, мы попытались рассмотреть социокультурное развитие дошкольников в игре в условиях современного детского сада.
ГЛАВА 1. Теоретические основы СОЦИОКУЛЬТУРНО РАЗВИТИя ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО САДА.