Методические материалы для самостоятельной
Работы
1. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»
Вопросы к экзамену (зачету) даны в общей логике курса. Цифрами обозначены номера глав и параграфов, в которых освещены данные вопросы: по ним студентам легко будет найти ответ, чтобы подготовиться к зачету или экзамену. Преподавателю, ведущему курс «Теория и методика воспитания», легко будет составить билеты к экзамену. Кроме того, используя данные вопросы, можно проводить рейтинговую оценку знаний студентов в процессе всего периода обучения. Для начинающих воспитателей-практиков данный перечень вопросов может послужить критерием их теоретической и методической подготовленности к практике воспитательной работы и даст возможность найти источники пополнения багажа необходимых знаний.
1.1.Воспитание как общественная категория. Исторический характер воспитания.
Современная трактовка понятия «воспитание». Процесс воспитания в современной школе: позитивное и негативное, проблемы. Прогрессивные идеи в современной теории воспитания.
Современная трактовка воспитания и отражение ее в массовой педагогической практике.
Современный педагог (воспитатель) в свете прогрессивных идей теории воспитания.
1.2. Понятие и сущность воспитания.
Характерные признаки воспитания как педагогичес
кого явления.
Ребенок (подросток, юноша) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в школьном возрасте; изменение позиции воспитателя. Взаимодействие педагога и воспитанника как основа педагогического процесса.
Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания.
Три формы проявления отношения как основа для определения содержания воспитания. Воспитание как средство, процесс и результат.
1.3.Понятия «ребенок», «дети», «детство». Характерные
особенности детства.
Характеристика трех периодов возрастного развития
школьников с позиции воспитания.
Индивидуальные различия школьников и учет их в
воспитании.
Школьные кризисы развития и учет их в воспитании.
Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие
в развитии школьника.
1.4'. Педагог-воспитатель: его назначение в обществе, основные черты и качества.
Понятие «педагогическое мастерство» (применительно к статусу воспитателя); слагаемые педагогического мастерства.
Интеллигентность как стержневое качество педагога-воспитателя.
Проблемы педагогического творчества в процессе воспитания и возможные пути их решения.
1.5.Педагогическая наука и педагогический опыт, их
взаимодействие.
Явление «педагогическое новаторство»: сущность,
конкретные примеры, проблемы.
Методические материалы
Методические материалы
Роль педагогической науки и практической деятельности в становлении и развитии профессионального педагогического мастерства воспитания. Опыт «новых школ» в истории зарубежной и отечественной педагогики и современные инновационные процессы в воспитании. Исследовательская позиция учителя-воспитателя. Авторские концепции и авторские школы воспитания. Программа личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя; методика составления и работы по ней.
Основные идеи гуманистической педагогики; их влияние на формирование современной теории и методики воспитания.
2.1. Философские основы воспитания: его основные фун
даментальные характеристики.
Диалектический характер процесса воспитания.
Противоречия как движущая сила, источник вос
питания.
Педагогическая логика как основа построения воспитательного процесса.
Основные ошибки педагогов-практиков в нарушении логики воспитательного процесса, их последствия и способы преодоления.
2.2. Закономерности и принципы воспитания,
«Любовь к детям» как педагогическая категория и
личностное качество педагога-воспитателя.
2.3. Понятие и формулировка цели воспитания в совре
менной гуманистической педагогике.
Цель воспитания, стратегические и тактические задачи.
2.4. Явление «сопротивление воспитанию»: сущность,
. основные проявления, организация и методика пре
одоления.
3.1.Воспитывающая среда: понятие, сущность, проблемы.
Факторы и условия, влияющие на процесс воспитания.
Понятие «пространство воспитания», основные требования к нему.
Позитивные факторы развития личности в процессе воспитания.
Современные реалии детства как негативный фактор воспитания, возможности их преодоления. Социокультурная среда как фактор воспитания: понятие, сущность, основные слагаемые. Педагогическая культура в школе, семье, ближайшем окружении как основа воспитания. Педагог-воспитатель как носитель культуры.
3.2. Семья как фактор развития и воспитания личности
ребенка (подростка).
Позитивное и негативное в семейном воспитании. Современные реалии детства и воспитание детей в семье: причины, проявления, возможности преодоления.
3.3. Понятие «коллектив»: его сущность, основные при
знаки, воспитательные возможности.
Коллектив и развитие индивидуальности школьника.
Методика и техника создания и развития ученичес
кого коллектива.
Негативные явления в детском коллективе, их предотвращение и преодоление.
3.4. Современное детско-юношеское движение: воспи
тательный потенциал, содержание и методика дея
тельности, проблемы.
Детские и молодежные организации: назначение, цели, содержание и методика деятельности, взаимодействие со школой.
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи, вза
имодействие с ними в процессе целенаправленного
воспитания.
4.1. Содержание воспитания в современной школе.
4.2. Деятельность как основа воспитательного процесса.
Понятие и сущность воспитывающей деятельности.
Методические материалы
Методические материалы
Разнообразные виды деятельности школьников в воспитательном процессе и методика их организации.
4.3. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в те
ории, методике и практике воспитания.
Стимулирование здорового образа жизни педагога
и воспитанников как основа воспитания.
Личностно-ориентированная программа здорового
образа жизни педагога и воспитанников: идеи, со
держание, методика.
4.4. Пути и средства достижения цели и задач воспита
ния в процессе обучения.
Воспитательный потенциал современного урока. Возможные формы и методы внеурочной деятельности учителя-предметника как средство воспитания.
Культурологический подход в обучении; его воспитательный смысл.
Воспитание учащихся в системе личностно-ориен-тированного обучения.
Воспитательный потенциал содержания и методики обучения, его реализация на уроке и во внеуроч-ной деятельности.
4.5. Система дополнительного образования, ее воспи
тательный потенциал, содержание и основы мето
дики.
Многопрофильные творческие объединения детей и взрослых как воспитывающая среда и как фактор развития личности школьника.
4.6. Классный руководитель как центральная фигура вос
питательного процесса.
Назначение и функции классного руководителя в современной школе.
Методические основы деятельности классного руководителя.
5.1. «Воспитание» и «воспитательная работа»: схожесть и различие; понятие и сущность. Основы современной гуманистической позиции воспитателя в системе воспитательной работы.
Педагогическая поддержка как особый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Понятие и сущность педагогической поддержки; основные условия и принципы ее реализации в воспитательном процессе. Методика и техника педагогической поддержки.
5.2. Методы воспитания: основы теории, классифика
ция и методика в воспитательном процессе.
Методы убеждения в процессе воспитания.
Методика организации жизни и деятельности уча
щихся.
Методика и техника поощрения и наказания. Внушение как метод воспитания.
5.3. Средства воспитания: понятие, связь с другими ком
понентами воспитания, классификация, примеры
конкретных средств.
Компьютеризация, Интернет как позитивные средства воспитания.
5.4. Психолого-педагогическая характеристика воспита
тельного воздействия; классификация воспитатель
ных воздействий.
Приемы педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства; четыре группы умений педагогической техники.
5.5. Современные технологии воспитания: основные
идеи, классификация, характеристика и краткий
анализ конкретных технологий воспитания.
6.1. Школа как воспитательная система.
Психолого-педагогический анализ опыта конкрет
ных воспитательных систем.
6.2. Теоретические и методические основы изучения вос
питателем учащихся, классного коллектива и учеб
но-воспитательного процесса.
«Пакет школьных методик» в арсенале педагога-воспитателя.
6.8. |
Методич*
Педагогический мониторинг: методика использования в воспитательном процессе.
6.3.Теоретические основы, методика и техника плани
рования воспитательной работы.
6.4.Теоретические основы, и методика коллективной
творческой деятельности.
Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД.
Инструментовка деятельности детей как самодеятельности и самовоспитания.
6.5.Ученическое самоуправление в современной школе: назначение, сущность, содержание деятельности. Методика создания и развития ученического самоуправления.
Проблема лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
6.6.Индивидуальность и ее развитие в процессе воспитания.
Стимулирование самовоспитания школьников в процессе воспитания как основа развития индивидуальности.
6.7.
Организационные формы воспитания: понятие и сущность, характеристика разнообразных форм. Методика и техника подготовки и проведения различных форм воспитательной работы. Приемы (элементы) в структуре разных форм воспитательной работы.
Понятие «воспитание родителей», его сущность, назначение, содержание и методика. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями учащихся. Система работы классного руководителя с родителями учащихся.
Традиционные и новые формы работы школы с родителями учащихся в современной школе.
Методические материалы
2. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ*
Тематика работ дана в логике курса. Темы сгруппированы по проблемам. Цифрами слева обозначены номера глав и параграфов, в которых можно найти начальный материал и перечень необходимой литературы по избранной проблеме. Уровень (научный и методический, а также исследовательский) определяет преподаватель (научный руководитель) совместно со студентом. В связи с этим может быть несколько изменена формулировка темы. Кроме того, студент может избрать проблему для курсовой работы и в процессе работы над ней довести до уровня дипломной работы, усилив теоретический и практический (исследовательский) аспект. Темы работ могут стать также темами научных работ, представляемых на конкурс, и проблемами научно-методической работы начинающего педагога-воспитателя в школе. Многие темы, особенно методические, могут быть раскрыты на конкретном практическом материале.
1.1.Современные тенденции развития воспитания за ру
бежом и в России (сравнительный анализ).
Тенденции развития воспитания в современной шко
ле: позитивное и негативное.
Характерные особенности современной школы, их влияние на воспитание детей и молодежи. Прогрессивные идеи в теории воспитания и массовая практика воспитания детей (подростков). Личность современного педагога (воспитателя) в свете прогрессивных идей теории и практики воспитания.
1.2.Развитие отношений к окружающей жизни в зави
симости от возраста школьников.
Дифференцированный подход в развитии отноше
ний с окружающим миром в зависимости от инди
видуальности ребенка (подростка).
Развитие в процессе воспитания отношений с окружающим миром в зависимости от половых различий.
* Для консультирования можно обратиться к кн.: Бережкова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. М., 1999.
Методические материалы
Воспитанность как результат воспитания. Воспитание как средство преодоления трудновоспи-
туемости подростков.
1.3.Детство как период онтогенеза и процесс воспита
ния.
Воспитание с учетом возрастных характеристик школьного детства.
Организация и методика воспитания с учетом современных реалий детства. Экология детства и процесс воспитания.
1.4.Личность современного педагога-воспитателя: сла
гаемые мастерства и проблемы.
Педагогическое творчество применительно к теории
и методике воспитания.
Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере. Идеи гуманистической педагогики в современной методике воспитания.
«Педагогика сотрудничества» в современной школе: миф и реальность.
Своеобразие культурной позиции выдающихся педагогов (по выбору).
Основы культуры педагогической деятельности воспитателя.
1.5.
Новаторские идеи и опыт в современной теории и практике воспитания.
Методика и техника составления собственной программы личностного и профессионально-педагогического роста воспитателя и работа с ней. Профессионально-педагогический и личностный рост педагога во взаимодействии с детьми. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания.
Консерватизм и новаторство в воспитательном процессе.
Опыт «новых школ» в истории педагогики (с конца XIX века до наших дней) и современные инновационные процессы в воспитании.
Методические материалы
Самоактуализация молодого педагога через приобщение к педагогической науке и практике воспитания.
2.1.Школьный педагог как стратег движущихся сил и
логики воспитательного процесса.
Противоречия как источник развития воспитатель
ного процесса; методика и техника их разрешения.
Философские основы воспитания и учет их в кон
кретной воспитательной практике.
2.2. Понятие и сущность педагогической категории «лю
бовь к детям»; проявление и развитие ее как каче
ства личности педагога.
Реализация принципов воспитания в подходе к разным категориям детей.
Культуросообразность в истории педагогики и современная теория воспитания.
2.3. Теория и методика построения воспитательного про
цесса, создающего условия для самоактуализации
воспитанников.
Возможности и проблемы самоактуализации личности школьника в условиях воспитательного процесса конкретной школы (по выбору студента). Самоактуализирующаяся личность педагога как условие сам о актуализации личности воспитанников.
2.4. Организация и методика преодоления «сопротивле
ний воспитанию» в условиях современной школы.
Психолого-педагогические основы выявления при
чин и профилактики появления «сопротивления вос
питанию».
3.1.Психолого-педагогический анализ современных реалий детства; преодоление негативных влияний. Педагогизация среды воспитания в современной школе. Педагогическая культура воспитателя. Воспитатель как носитель культуры. Педагогическая позиция воспитателя в детской (молодежной) субкультуре.
Методические материалы
Методические материалы
Педагогическая культура школы (семьи, ближайшего окружения школьника) как феномен культуры.
3.2.Педагогическая культура семьи, ее воспитательный
потенциал.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка (подростка).
Семья как позитивный и негативный фактор развития личности. Современные реалии домашнего воспитания.
3.3.Коллектив как фактор развития личности.
Структура и динамика развития ученического кол
лектива в классе.
Методика и техника развития ученического коллектива в классе.
Негативные явления в развитии ученического коллектива, их предупреждение и преодоление. Взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе. Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.
3.4.Современное детское и молодежное движение как
позитивный фактор развития личности.
Детские организации и школа: проблемы взаимодействия.
Воспитательный потенциал современных детских организаций.
3.5.Неформальные объединения детей и молодежи: по
зитивное и негативное влияние на развитие лично
сти подростка.
4.1.Проблема национального воспитания в современной школе: содержание и методика. Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Специфика воспитания школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
4.2.Психолого-педагогическая инструментовка дея
тельности детей разного возраста (младшего, сред
него, старшего) как деятельности воспитываю
щей.
Свободное общение детей как воспитывающая деятельность. Игра в процессе воспитания;
4.3.Организация и методика стимулирования здорово
го образа жизни педагога и воспитанников в школь
ном воспитании.
Личная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания. Самоактуализация личности педагога через личную программу здорового образа жизни.
4.4.Как воспитывает урок по... (учебному предмету).
Внеурочная работа по предмету (...) как средство
воспитания.
Учитель-предметник как воспитатель личности. Развитие коллектива учащихся в учебном процессе. Развитие индивидуальности школьника в процессе личностно-ориентированного обучения.
4.5.Цель, назначение, содержание и методика работы
внешкольных учреждений дополнительного образо
вания (на конкретных примерах).
Многопрофильное творческое объединение детей и
взрослых как условие и фактор развития личности
школьника (на конкретном примере).
Психолого-педагогический анализ и обобщение опы
та деятельности многопрофильного творческого объ
единения детей (на конкретном примере).
Педагогическая позиция руководителя (педагога)
многопрофильного творческого объединения детей.
4.6.Специфика, содержание и методика работы осво
божденного классного руководителя.
Классный руководитель как лидер детского сообщества.
Специфика воспитательной работы классного руководителя в «трудном» классе.
Методические материалы
Методические материалы
5.1. Позиция педагога-гуманиста в системе воспитатель
ной работы современной школы.
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании одаренных детей.
Методика и техника педагогической поддержки в воспитании трудных детей.
Педагогическая поддержка в воспитательной работе с проблемным классом.
Педагогическая поддержка как основа создания и развития ученического самоуправления.
5.2. Психолого-педагогически и анализ традиционных ме
тодов вопитания в гуманной педагогике.
Роль и методика внушения в процессе воспитания.
5.3. Жизненные «точки опоры» как средство воспита
ния.
Воспитание отношения к природе у городских и сельских детей.
Приобщение к культуре в процессе воспитания как средство развенчания псевдокультуры и бескультурья. Использование окружающих ребенка (подростка) людей как средства воспитания. Развитие в процессе воспитания самоценности личности.
Использование Интернета как позитивного средства воспитания.
5.4. Приемы педагогического воздействия на учащихся
в воспитательном процессе (психолого-педагогичес
кий анализ опыта педагога — конкретного воспи
тателя, учителя, либо своего собственного).
Саморазвитие умений педагогической техники как
средство самовоспитания профессионально-педаго
гического мастерства.
5.5. Психолого-педагогическмй анализ современных вос
питательных технологий (на конкретных примерах).
6.1.Психолого-педагогический анализ опыта конкретной (по выбору студента) воспитательной системы • школы.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
Педагогический коллектив школы как коллектив единомышленников.
«Пакет школьных методик» изучения учащихся как слагаемое мастерства творческого педагога-воспитателя. Изучение динамики уровня воспитанности в школьные годы.
Использование педагогического мониторинга для повышения эффективности воспитания.
Оригинальные (творческие, авторские) системы планирования в современной школе (на основе анализа опыта конкретных школ).
Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий. Идеи и методика личностно-ориентированного воспитания в методике коллективного творческого дела.
Организация и методика создания и развития ученического самоуправления в современной школе. Проблемы лидерства в детском движении и в ученическом самоуправлении.
Личностно-ориентированное воспитание (основы теории и методики).
Развитие индивидуальности школьника в личност-но-ориентированной коллективной творческой деятельности.
Самовоспитание школьника в условиях самодеятельности.
Развитие индивидуальности в условиях ученического самоуправления.
Индивидуальность самоактуализирующейся личности и ее развитие.
Психолого-педагогический анализ системы организационных форм воспитания в школе (классе). Творческие формы воспитания и их развитие в современной школе.
Методика и техника подготовки и проведения сложных интегрированных форм воспитательной работы.
Методические материалы
Методические материалы
6.8. Новое в работе классного руководителя с родителями учащихся.
«Воспитание родителей» как проблема современной теории и методики воспитания. Творческие формы воспитательной работы с родителями в современной школе.