Технология воспитательной работы классного руководителя
Внеклассная воспитательная работа составляет значительную долю в содержании деятельности классного руководителя. Если попытаться систематизировать все многообразие того, что она предполагает, то выстраиваются такие системообразующие «блоки», требующие специальной технологии:
I. Организация делового и дружеского общения школьников.
II. Индивидуальное воспитательное взаимодействие с ребенком.
III. Педагогическое взаимодействие с родителями школьников.
I. Технология организованного общения школьников.
При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному руководителю следует выдержать определенную технологическую последовательность.
1. Изучение межличностных отношений детей.
2. Организация малых групп.
3. Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе. Чтобы добиться решения этой задачи, следует помнить, что распределение поручений в группе — это распределение ролей. Детям нетрудно объяснить, что в группе у каждого должны быть свои функции, обязанности (как в футбольной команде или в экипаже боевого корабля).
Технология организованного общения школьников будет результативна с точки зрения личностно ориентированного образования, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:
- организацию взаимодействия микрогрупп в классе;
- обучение детей культуре общения;
- гуманизацию отношений мальчиков и девочек;
- выстраивание «регуляторов» жизни класса: совместную выработку законов, правил, традиций своего класса;
- создание ситуаций успеха как для отдельных детей, так и для микрогрупп, и для всего класса;
- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;
- развитие гуманистического взаимодействия класса с другими классами и творческими группами школы.
Перечисленные условия для каждого конкретного класса будут иметь разную значимость, но технология организованного общения такова, что главной заботой воспитателя являются именно отношения детей. Поэтому такие условия одновременно становятся и конкретными задачами классного руководителя.
II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного началарастущей личности, для осознания ребенком своего отличия от других одноклассников, принятия слабых и сильных сторон своей личности.
Что стоит за этой задачей? Довольно серьезная и тонкая воспитательная работа, которая включает:
- создание условий для реализации полученного каждым ребенком от природы большого фонда задатков и возможностей;
- индивидуально ориентированную помощь детям в реализации их познавательных потребностей и потребностей в общении;
- помощь растущей личности в творческом самовоплощении, в духовном самосовершенствовании, в развитии способностей к жизненному самоопределению.
III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
Обозначим технологический алгоритм педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.
1. Изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи.
Бесспорно, следует обратить внимание на материальные условия жизни семьи, количество детей и взрослых, образовательный и культурный уровень родителей. Но самое главное, что должен понять классный руководитель, — стиль воспитательного поведения родителей.
2. Установление личностного контакта с родителями. Родители обязательно проявят заинтересованность в общении с классным руководителем, если почувствуют, что он любит их ребенка, беспокоится о его здоровье и учебных успехах, жалеет, понимает его слабости и гордится его достижениями.
- При установлении личностного контакта с родителями школьников стоит учитывать ряд важных условий. (Обратите внимание, что все они запретительно-ограничительного свойства, своеобразные «педагогические табу».)
- Не допускать невидимую «войну» с родителями учеников: перестать предъявлять всем без исключения требования, которые они не могут выполнить.
- Не «примерять» к семьям своих учеников шаблон некой идеальной семьи, а начать кропотливое и бережное изучение каждой семьи: выделяя типичные черты семейного воспитания, помнить о его уникальности.
- Не обсуждать на родительских собраниях публично личности отдельных учеников, их недостатки и тем более не высказываться критично в адрес конкретных родителей.
- Не разжигать соперничество между родителями по поводу учебных успехов детей, проявлений индивидуальных способностей, побед на олимпиадах и конкурсах.
- Не жаловаться родителям на учебную работу детей в школе, на их поведение. Помните: это область действия педагога-профессионала, а не родителей.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы.
Сделав родителей своими союзниками, единомышленниками, классный руководитель обязательно почувствует их стремление включиться в жизнь класса: помочь на экскурсии, провести генеральную уборку, сшить новые шторы, развести цветы, устроить чаепитие для детей. Да мало ли что придет в голову родителям, особенно мамам, преодолевшим недоверие к главному учителю своего ребенка. Эту бурную деятельность надо корректно направлять в соответствии с задачами образовательного процесса и планом воспитательной работы классного руководителя.
4. Педагогическое просвещение родителей. Даже если в классе значительная часть родителей школьников имеет высшее образование, классный руководитель тем не менее должен себя проявлять как педагог-профессионал. Конечно, в области воспитания границу между советом здравомыслящего человека и консультацией квалифицированного специалиста порой провести сложно. Но профессиональный педагог не позволит себе, скрывшись за «забором» научных терминов, уйти от реальных проблем конкретных детей, а будет помогать их решать, опираясь на закономерности воспитания, обоснованные современной педагогической наукой.
5. Педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания.
Не секрет, что внешне благополучная семья нередко сотрясается от конфликтов между взрослыми, от которых страдают дети. И даже самые любящие родители не застрахованы от появления у детей вредных привычек, асоциальных интересов. Здесь бывает нужна серьезная индивидуальная консультация родителей, общая договоренность о специальных требованиях к ребенку, о новом поручении в классе. А есть и неблагополучные семьи, где родители в разводе или ребенок живет с отцом-деспотом, крикливой истеричной матерью, где взрослые пьянствуют, а в доме нищета и запустение. В этих случаях стоит привлечь на помощь школьного психолога и социального педагога, специалистов инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отдела охраны прав ребенка и опеки департамента образования и общественные организации.
Часть III